Бородина А.Л. к Государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации по Шарангскому району Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, включении периодов работы в должности медицин



Судья: Матвеева А.Г.

Дело №33-10993/2011

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.НижнийНовгород 01ноября2011года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе

председательствующего судьи: Пряничниковой Е.В.

судей: Нижегородцевой И.Л., Таниной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем: Гончаровой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по кассационной жалобе Государственного учреждения – Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Шарангскому району Нижегородской области

на решение Шарангского районного суда Нижегородской области от 24 августа 2011 года

гражданское дело по иску Бородиной А.Л. к Государственному учреждению – Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации по Шарангскому району Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, включении периодов работы в должности медицинской сестры МДОУ детский сад «***» Шарангского района Нижегородской области с 1 ноября 1999 года по 1 апреля 2011 года (в том числе период работы с 1 ноября 1999 года по 1 апреля 2005 года в должности фельдшера детских дошкольных учреждений в МЛПУ «Шарангская ЦРБ») в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности с 30 марта 2011 года.

Заслушав доклад судьи областного суда Пряничниковой Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Бородина А.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации по Шарангскому району Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, включении периодов работы в должности медицинской сестры МДОУ детский сад «***» Шарангского района Нижегородской области с 1 ноября 1999 года по 1 апреля 2011 года (в том числе период работы с 1 ноября 1999 года по 1 апреля 2005 года в должности фельдшера детских дошкольных учреждений в МЛПУ «Шарангская ЦРБ») в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности с 30 марта 2011 года. В обоснование заявленных требований Бородина А.Л. указала, что органом Пенсионного фонда Российской Федерации в нарушение норм действующего пенсионного законодательства Российской Федерации в ее специальный стаж не были включены периоды работы с 1 ноября 1999 года по 1 апреля 2011 года в должности медицинской сестры МДОУ детский сад «***» Шарангского района Нижегородской области, в том числе период работы с 1 ноября 1999 года по 1 апреля 2005 года в должности фельдшера детских дошкольных учреждений в МЛПУ «Шарангская ЦРБ. Считая данный отказ Пенсионного фонда Российской Федерации незаконным, Бородина А.Л. просила суд: включить период работы с 1 ноября 1999 года по 1 апреля 2011 года в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию в специальный стаж и назначить трудовую пенсию по старости с 30 марта 2011 года.

Государственной учреждение – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Шарангскому району Нижегородской области исковые требования не признало.

Решением Шарангского районного суда Нижегородской области от 24 августа 2011 года постановлено: признать решение Государственного учреждения – Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Шарангскому району Нижегородской области от 8 апреля 2011 года незаконным. Обязать Государственное учреждение – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Шарангском районе Нижегородской области включить в специальный стаж Бородиной А.Л., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период работы Бородиной А.Л. с 1 ноября 1999 года по 1 апреля 2011 года в качестве старшей медицинской сестры в МДОУ «***» (в том числе, период работы с 1 ноября 1999 года по 1 апреля 2005 года в должности фельдшера детских дошкольных учреждений в МЛПУ «Шарангская ЦРБ) в календарном исчислении и назначить Бородиной Августе Леонидовне досрочную трудовую пенсию по старости с 30 марта 2011 года.

В кассационной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

В судебное заседание суда кассационной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства не представлено, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда на основании ст.354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит состоявшееся решение подлежащим отмене в связи с допущенным нарушением норм материального права по следующим основаниям.

Как установлено судом и усматривается из материалов гражданского дела, Бородина А.Л. обратилась в Государственное учреждение – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Шарангском районе Нижегородской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением пенсионного органа от 08 апреля 2011 года Бородиной А.Л. в удовлетворении указанного заявления было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно решению от 08 апреля 2011 года стаж БородинойА.Л., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил 18 лет 10 месяцев 5 дней вместо требуемого специального стажа 25 лет.

В специальный стаж не были включены периоды работы БородинойА.Л. в должности медицинской сестры в МДОУ детский сад «***» с 01 ноября 1999 года по 01 апреля 2011 года, в том числе период работы с 1 ноября 1999 года по 1 апреля 2005 года в должности фельдшера детских дошкольных учреждений в МЛПУ «Шарангская ЦРБ» на 0,25 ставки.

Удовлетворяя заявленные требования в части включения в стаж работы Бородиной А.Л., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», спорных периодов ее работы, суд первой инстанции руководствовался действовавшим до 1 октября 1993 года Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил детские сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

Кроме того, суд, сославшись на характер осуществляемой БородинойА.Л. трудовой деятельности, пришел к выводу о необходимости включения в специальный трудовой стаж периодов работы на занимаемых ею должностях и после 1 октября 1993 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, которыми регулируется порядок предоставления названных гарантий и компенсаций.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пп.20 п.1 ст.27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п.2 ст.27 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», ни Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.

Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.

В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.

При изложенных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о включении в специальный стаж Бородиной А.Л. периодов ее трудовой деятельности в должностях медицинской сестры с 1 ноября 1999 года по 1 апреля 2011 года в качестве старшей медицинской сестры в МДОУ «***» нельзя признать правомерными.

Ошибочен и вывод суда о включении в специальный стаж БородинойА.Л. периода ее работы в должности фельдшера детских дошкольных учреждений в МЛПУ «Шарангская ЦРБ» с 1 ноября 1999 года по 1 апреля 2005 года, осуществляемой по данным трудовой книжки по 0,5 ставки, по данным индивидуального персонифицированного учета – по 0,25 ставки, поскольку п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которыми установлены иные основания для исчисления медицинского стажа в льготном порядке, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066, и п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, допускают возможность включения в специальный стаж периодов работы только при условии выработки нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени в объеме полной ставки.

В связи с отсутствием необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», права на указанную пенсию у Бородиной А.Л. не имеется.

Поскольку суд первой инстанции указанные обстоятельства не учел и неправильно применил нормы материального права, состоявшееся решение не может быть признано законным и подлежит отмене.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска Бородиной А.Л.

На основании изложенного, руководствуясь ст.360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Шарангского районного суда Нижегородской области от 24 августа 2011 года отменить.

Принять по гражданскому делу новое решение, которым в удовлетворении иска Бородиной А.Л. к Государственному учреждению – Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации по Шарангскому району Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, включении периодов работы в должности медицинской сестры МДОУ детский сад «***» Шарангского района Нижегородской области с 1 ноября 1999 года по 1 апреля 2011 года (в том числе период работы с 1 ноября 1999 года по 1 апреля 2005 года в должности фельдшера детских дошкольных учреждений в МЛПУ «Шарангская ЦРБ») в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности с 30 марта 2011 года отказать.

Председательствующий

Судьи