по иску Росляевой Е.Ф. к администрации Ризоватовского сельсовета о признании незаконным распоряжения Ризоватовского сельсовета от )…( года об отказе в постановке на учет по улучшению жилищных условий, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий



Судья Дурнин В.В. Дело № 33-11405

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Погорелко О.В., судей Кузиной Т.А., Крашенинниковой М.В.,

при секретаре Буциной И.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузиной Т.А.

с участием представителя по доверенности Маркова С.А.

дело по кассационной жалобе Главы администрации Ризоватовского сельского совета Починковского муниципального района Нижегородской области Рябцова А.А.

на решение Починковского районного суда Нижегородской области от 26 сентября 2011 года

по иску Росляевой Е.Ф. к администрации Ризоватовского сельсовета о признании незаконным распоряжения Ризоватовского сельсовета от <…> года об отказе в постановке на учет по улучшению жилищных условий, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л А:

Росляева Е.Ф. обратилась в суд с данным иском к администрации Ризоватовского сельского совета Починковского муниципального района Нижегородской области, указывая на то, что она является вдовой умершего инвалида и участника Великой Отечественной войны Росляева И.Т.

Согласно Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», с изменениями от 09 января 2010 года, ст.21 п.1 подпункта 4 ФЗ «О ветеранах» истица имеется право на социальную поддержку по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

Она обратилась в жилищную комиссию о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Однако, <…> года решением заседания жилищной комиссии Ризоватовского сельсовета ей было отказано в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдове участника Великой Отечественной войны, не указав при этом причину отказа.

Росляева Е.Ф. считает, что отказ в постановке ее на учет как вдовы участника и инвалида Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, является незаконным и необоснованным.

Жилой дом построен очень давно, из-за давности лет он является ветхим, к тому же отсутствуют удобства: туалет находится не в жилище, иного пригодного для проживания жилья она не имеет.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Росляев А.И. исковые требования поддержал.

Представитель администрации Ризоватовского сельского совета Починковского муниципального района Нижегородской области, глава администрации Рябцов А.А. иск не признал.

Истица Росляева Е.Ф. в судебное заседание не явилась.

Дело рассмотрено в ее отсутствие.

Решением Починковского районного суда Нижегородской области от 26 сентября 2011 года постановлено:

Исковое требование Росляевой Е.Ф. к администрации Ризоватовского сельсовета о признании незаконным распоряжения Ризоватовского сельсовета от <…> года об отказе в постановке на учет по улучшению жилищных условий, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий удовлетворить.

Признать Распоряжение Ризоватовского сельсовета от <…> года об отказе Росляевой Е.Ф. в постановке на учет по улучшению жилищных условий незаконным.

Признать Росляеву Е.Ф., <…>года рождения, уроженку <…>, проживающую в <…>, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В кассационной жалобе Главы администрации Ризоватовского сельского совета Починковского муниципального района Нижегородской области Рябцова А.А. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Кассатор указывает, что по делу не представлено доказательств нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий, ее жилой дом в установленном законом порядке непригодным для проживания не признан.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя по доверенности Маркова С.А., судебная коллегия находит решение суда подлежим отмене как не соответствующее нормам процессуального права.

Согласно ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении»).

Согласно ст.196 ч.3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Из материалов дела следует, что Росляева Е.Ф. обратилась в суд с иском к ответчикам администрации Починковского муниципального района Нижегородской области, администрации Ризоватовского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным распоряжения от <…> года администрации Ризоватовского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области об отказе в постановке на учет по улучшению жилищных условий, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Однако, к производству суда было принято исковое заявление и возбуждено гражданское дело в соответствии со ст.133 ГПК РФ только по исковым требованиям Росляевой Е.Ф. к администрации Починковского муниципального района Нижегородской области, администрации Ризоватовского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным распоряжения от <…> года администрации Ризоватовского сельсовета об отказе в постановке на учет по улучшению жилищных условии (л.д.1).

Таким образом, исковые требования о признании Росляевой Е.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также исковые требования, предъявленные к Министерству социальной политики Нижегородской области, к производству суда не принимались.

Также из материалов дела следует, что ответчики администрация Починковского муниципального района Нижегородской области, Министерство социальной политики Нижегородской области о времени и месте рассмотрения дела судом не извещались, копия искового заявления в их адрес не направлялась (л.д.1, 18, 19).

Решение суда по исковым требованиям к данным ответчикам судом постановлено не было.

Согласно ст.40 п.3 абзац 2 ГПК РФ в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе. После привлечения соответчика или соответчиков подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.

Согласно ст.21 п.1 п.п.4 и п.2 п.п.3 ФЗ РФ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

2. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:

3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Статьей 23.2 п.1 Федерального закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст.6 Закона Нижегородской области от 07.07.2006 № 68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на основании распоряжения Правительства Нижегородской области, которое доводится до сведения гражданина – получателя мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Согласно пунктам 1.1, 2.1, 2.5 Положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 25.03.2009 № 148, таким уполномоченным органом государственной власти Нижегородской области является Министерство социальной политики Нижегородской области.

Статья 49 п.3 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.51 ч.1 п.3 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007).

Согласно статьям 147, 148 ГПК РФ после принятия заявления судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и указывает действия, которые следует совершить сторонам, другим лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела.

Подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому гражданскому делу и проводится судьей с участием сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей.

Одной из задач подготовки дела к судебному разбирательству является разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.

Постановив указанное решение, суд 1 инстанции разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, что является основанием для отмены решения в соответствии со ст.364 ч.2 п.4 ГПК РФ независимо от доводов кассационной жалобы.

В соответствии со ст.56 ч.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Из материалов дела следует, что распоряжением администрации Ризоватовского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области № <…> от <…> года Росляевой Е.Ф. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием достаточного количества документов (л.д.5).

Данное распоряжение судом признано незаконным.

Однако, в решении не приведено оснований, по которым суд 1 инстанции пришел к выводу о его незаконности, не установлено, какие именно документы не были представлены истцом и необходимость предоставления данных документов.

Удовлетворяя исковые требования, суд 1 инстанции указал, что из показаний представителя истца установлено, что дом, в котором проживает Росляева Е.Ф., 1961 года постройки и является ветхим, в доме отсутствует туалет, отсутствует место, где можно мыться, вода. Росляева Е.Ф. является инвалидом 2 группы и нуждается в улучшении жилищных условий.

С данным выводом суда 1 инстанции нельзя согласиться, поскольку пояснения представителя истца в данной части нельзя признать единственным допустимым доказательством с учетом приведенных выше норм права.

Учитывая, что истица полагает нарушенным ее право на получение мер социальной поддержки как вдовы ветерана и инвалида Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий (проживающей в ветхом жилой доме без удобств), суду 1 инстанции следовало предложить истице представить соответствующие доказательства, подтверждающие данные обстоятельства, с учетом требований их относимости и допустимости.

Таким образом, подготовка к судебному разбирательству фактически проведена не была.

Допущенные при рассмотрении дела нарушения норм процессуального права не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, а потому в соответствии со ст.362 ГПК РФ решение суда подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение в тот же суд 1 инстанции в ином составе судей.

При новом рассмотрении дела суду следует определить состав лиц, участвующих в деле, установить характер правоотношений сторон, определит бремя доказывания и разрешить заявленные по делу исковые требования с учетом установленных обстоятельств и требований закона.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Починковского районного суда Нижегородской области от 26 сентября 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции в том же составе судей.

Председательствующий

Судьи