Судья Баженова Т.П. Дело 33-10914л О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 25 октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи Серова В.А. судей Курепчиковой О.С., Кондаковой Т.А., при секретаре Голуб В.Н. с участием Докукин В.Н., представитель Министерства социальной политики НО Елисеева Е.А. (по доверенности) рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Курепчиковой О.С., дело по кассационной жалобе зам. Министра социальной политики Нижегородской области – Габелевой Э.А на решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от по делу по иску Докукина В.Н., действующего в интересах Комшиловой В.Е., к Правительству Нижегородской области, Министерству Социальной политики Нижегородской области о возложении обязанности включить ветерана-участника Великой Отечественной войны Комшилову В.Е. в список ветеранов Великой Отечественной Войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома), выплатить денежную компенсацию на приобретение жилья участнику Великой Отечественной войны, у с т а н о в и л а: Докукин В.Н., действующий в интересах Комшиловой В.Е., обратился в суд к Правительству Нижегородской области, Министерству Социальной политики Нижегородской области с указанным иском. Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением главы администрации Ленинского района г.Н.Новгорода № *** от 17.08 2010 года Комшиловой В.Е. отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях. Истец считает данный отказ незаконным, первоначально он просил суд обязать Администрацию г.Н.Новгорода предоставить Комшиловой В.Е. благоустроенное, изолированное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение в черте г. Нижнего Новгорода общей площадью не менее 13 квадратных метров. Представитель Министерства Социальной политики Нижегородской области исковые требования не признал. Правительство Нижегородской области в суд не явилось, предоставило суду письменный отзыв на иск Докукина В.Н., указав, что не является надлежащим ответчиком. Решением суда первой инстанции на Министерство социальной политики Нижегородской области возложена обязанность включить ветерана-участника Великой Отечественной войны Комшилову В.Е. 1 октября 1919 года рождения, в список ветеранов Великой Отечественной Войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома); обязать Министерство социальной политики Нижегородской области обеспечить ветерана-участника Великой Отечественной войны Комшилову В.Е., 1 октября 1919 года рождения, единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) в соответствии с Законом Нижегородской области «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области». Докукину В.Н. в иске к Правительству Нижегородской области отказано. В кассационной жалобе представитель Министерства социальной политики Нижегородской области Габелева Э.А. просит об отмене решения суда первой инстанции в связи с тем, что не имеется доказательств того, что Комшилова В.Е. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, на учет лиц, нуждающихся в жилье, не поставлена, а это является препятствием для удовлетворения исковых требований. Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией по правилам Главы 40 Гражданского процессуального кодекса РФ. Из положений ст. 362 ГПК РФ следует, что основаниями для отмены решения суда первой инстанции являются: неправильное применение норм материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, выслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим мотивам. Судом первой инстанции установлено, что Комшилова В.Е. является ветераном - участником Великой Отечественной Войны. В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О ветеранах" участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен Согласно ч.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Таким образом, для того, что бы состоять на учёте в качестве нуждающегося лица, требуется соответствующее решение органа местного самоуправления. Статьёй 54 ЖК РФ установлен перечень оснований, который позволяет органам местного самоуправления отказать в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Конституция РФ регламентирует установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти. В соответствии со ст.10 Конституции РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Таким образом суд, как орган судебной власти, не подменяет собой органы исполнительной власти, в том числе и при решении вопроса о признании лица нуждающимся в жилом помещении. Принять соответствующее решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении, а на основании этого – о постановке на соответствующий учет, учитывая принцип разделения властей, предусмотренный ст.10 Конституцией РФ, может только орган местного самоуправления. Вместе с тем Конституцией РФ в целях реализации предусмотренных Распоряжением главы администрации Ленинского района г.Н.Новгорода № *** от 17.08.2010 года отказано в признании Комшилову В.Е. нуждающейся в жилом помещении на основании Данное распоряжение незаконным не признано и, следовательно, является действующим. Таким образом, никаких распорядительных документов о том, что Комшилова В.Е. является лицом, нуждающимся в жилом помещении, не имеется. В соответствии с ФЗ «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (ст.15 указанного ФЗ). Из первоначального искового заявления Докукина В.Н., предъявленного им в суд, следует, что в исковом заявлении Докукин В.Н. фактически оспаривал отказ администрации Ленинского района г. Н. Новгорода от 17.08.2010г. *** в признании Комшилову В.Е. нуждающейся в жилом помещении, в качестве одного из ответчиков в исковом заявлении указана администрация Ленинского района г. Н.Новгорода (л.д.5), т.е. надлежащий орган, в полномочия которого входит принятие соответствующего решения о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении, а на основании этого – о постановке на соответствующий учет. В дальнейшем Докукин В.Н. представил в суд заявление от 01.02.2011г. о замене ответчика: администрации Ленинского района г. Н. Новгорода на администрацию города Н.Новгорода (л.д.30). С учетом предъявленного первоначального искового заявления суду надлежало обсудить вопрос о необходимости привлечения администрации Ленинского района г. Н. Новгорода к участию в деле в качестве ответчика и разрешить данный вопрос при наличии на это согласия истца. Без привлечения администрации Ленинского района г. Н. Новгорода к участию в деле в качестве надлежащего ответчика по иску о признании распоряжения главы администрации Ленинского района г.Н.Новгорода № *** от 17.08.2010 года недействительным, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания Комшилову В.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.1. ч.1. ст.51 ЖК РФ и возложения на Министерство социальной политики обязанности включить Комшилову В.Е. в список ветеранов ВОВ- получателей единовременной денежной выплаты на строительство, приобретение жилья. Поскольку обстоятельства, имеющие значение по делу, касающиеся нуждаемости Комшиловой В.Е. в жилье и постановке ее на учет, не установлены, администрация Ленинского района г. Н. Новгорода к участию в деле в качестве ответчика не привлечена, распоряжение главы администрации Ленинского района г.Н.Новгорода № *** от 17.08.2010 года недействительным не признано, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, а поэтому подлежит отмене. Приведенные выше недостатки невозможно устранить при кассационном рассмотрении дела, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует обсудить вопрос о привлечении администрации Ленинского района г. Н. Новгорода к участию в деле в качестве одного из ответчиков; с учетом предъявленных Докукиным В.Н. в интересах ветерана ВОВ Комшиловой В.Е. требований о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в признании Комшилову В.Е. нуждающейся в жилом помещении и незаконном отказе в постановке на учет лиц, нуждающихся в жилье,- рассмотреть данный вопрос в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами. В зависимости от установленных обстоятельств о нуждаемости в жилье надлежит решить вопрос о возможности включения Комшилову В.Е. в список ветеранов ВОВ, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, возложении на орган местного самоуправления обязанности включить Комшилову В.Е. в такой список для единовременной денежной выплаты и возложении обязанности направить сведения в Министерство социальной политики Нижегородской области. Только после разрешения приведенных выше требований возможно рассмотреть вопрос о необходимости возложения на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанности предоставить Комшиловой В.Е. соответствующую денежную выплату. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от Дело передать на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции в ином составе судей. Председательствующий: Судьи:
30 августа 2011 года
2 августа 2011 года, отказался от этих исковых требований. Отказ принят судом. С учётом изменённых требований истец просил суд обязать ответчиков включить ветерана - участника Великой Отечественной войны - Комшилову В.Е. в список ветеранов Великой Отечественной Войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) и выплатить ему, как опекуну участника Великой Отечественной войны денежную компенсацию на приобретение жилья участнику Великой Отечественной войны Комшиловой В.Е.; установить срок 1 месяц на оформление всех документов для исполнения решения. Истец также указал, что
Комшилова В.Е. имеет право на получение денежной компенсации для получения жилья, так как она участник Великой Отечественной войны, не имеет жилья, проживает по знакомым или на съемных квартирах.
ст. 51 ЖК РФ.
ст.46 Конституции РФ защиту прав и свобод в судебном порядке, предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Данное право нашло своё отражение в главе 25 ГПК РФ.
п.2 ч.1. ст.54 ЖК РФ – представление документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
30 августа 2011 года отменить.