Судья: Гульовская Е.В. Дело № 33-11093/2011 НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.НижнийНовгород 01 ноября2011года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи: Пряничниковой Е.В. судей: Нижегородцевой И.Л., Таниной Н.А. при секретаре судебного заседания: Гончаровой Н.С. с участием прокурора Смурова С.Н., представителя Министерства социальной политики Нижегородской области - Порохового Е.В., действующего по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Таниной Н.А. дело по кассационной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области, на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 22 августа 2011 года гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству социальной политики Нижегородской области, ГУ ОСРЦН «Золотой колос» о понуждении к произведению действий УСТАНОВИЛА: Арзамасский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Нижегородской области, ГУ ОСРЦН «Золотой колос» о понуждении Министерства социальной политики Нижегородской области к составлению сметы расходов на приобретение мебели для детей №1, 2, 4, освещение рекреаций и комнат в жилых корпусах, оснащение их дополнительными столами и стульями (корпус №1 и 2), проведение ремонтных работ в жилых помещениях: замену линолеума во многих помещениях, покраску дверей, устранение протекания крыши, замену дверных косяков, замену оснований под душевыми кабинами, устройство естественной вытяжной вентиляции в корпусах, устройство отопительной системы, замену окон в корпусе №1, замену кроватей с провисшим ложем, замену неисправных светильников и ламп в жилых корпусах и учебных классах, замену холодильного оборудования, оборудование складских помещений, мясо- рыбного цеха, цеха суточного запаса продуктов кондиционерами для поддержания температуры в них в летнее время ( не более + 30 градусов), установление надежной телефонной связи; о понуждении Министерства социальной политики Нижегородской области к выделению на основе составленной сметы расходов денежных средств; о понуждении ГУ ОСРЦН «Золотой колос» на денежные средства, выделенные Министерством социальной политики Нижегородской области, приобрести мебель для детей №1, 2, 4, устроить достаточное освещение рекреаций и комнат в жилых корпусах, оснастить их дополнительными столами и стульями (корпус №1 и 2), провести ремонтные работы в жилых помещениях: заменить линолеум во многих помещениях, покрасить двери, устранить протекание крыши, заменить дверные косяки, заменить основания под душевыми кабинами, устроить естественную вытяжную вентиляцию в корпусах, устроить отопительную систему, заменить окна в корпусе №1, заменить кровати с провисшим ложем, заменить неисправные светильники и лампы в жилых корпусах и учебных классах, заменить холодильное оборудование, оборудовать складские помещения, мясо- рыбный цех, цех суточного запаса продуктов кондиционерами для поддержания температуры в них в летнее время, установить надежную телефонную связь, выполнить по периметру учреждения защитную минерализованную полосу шириной не менее 3 м. В обоснование своих требований указывает на то, что Арзамасской городской прокуратурой по заданию прокуратуры Нижегородской области была проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних, отдыхающих в ГУ ОСРЦН «Золотой колос» на охрану жизни и здоровья. В ходе проверки было установлено, что при эксплуатации зданий центра детского сада допускаются грубые нарушения санитарных норм и правил. Так: в медицинском корпусе, в помещениях, где осуществляется обучение несовершеннолетних отсутствует мебель для детей №1,2,4, что является нарушением п.2.4.2,2.4.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях». Для дополнительных занятий используются недостаточно освещенные рекреации и спальни, часть из которых не оснащена столами и стульями для этих целей (корпус №1 и 2), что является нарушением п.2.6.1 СанПиН 2.4.2.1178-02. Все жилые помещения нуждаются в проведении ремонтных работ, т.к. имеющаяся отделка не позволяет проводить качественную влажную уборку и дезинфекцию: линолеум рваный во многих помещениях, краска на дверях облезла, на стенах следы протечек, в корпусе №2 ком.№9 протекает потолок (на полу тазы), дверные косяки вываливаются, основания под душевыми поддонами полуразрушены (корпус №1,2). Нарушены п.5.18, 5.19 СанПиН 42-125-4437-88. В связи с отсутствием естественной вытяжной вентиляции и недостаточным отоплением в угловых помещениях на стенах имеется плесень. Нарушены п.4.1, 4.9 СанПиН 42-125-4437-88. Окна в корпусе №1 прогнили и подлежат замене, поэтому не выполняется режим проветривания. Нарушен п.5.7 СанПиН 42-125-4437-88. Часть кроватей в жилых комнатах имеют сетки с провисшем ложем, что является нарушением п.5.1 СанПиН 42-125-4437-88. В жилых корпусах и учебных классах имеются неисправные светильники, без плафонов, часть ламп в них отсутствует или не горит. Нарушен п.4.12 СанПиН 42-125-4437-88. Выявлен разбитый унитаз в жилом корпусе. Требует замены холодильное оборудование, т.к. по итогам летнего периода температурные параметры при хранении продукции не выдерживались, а складские помещения, мясо-рыбный цех, цех суточного запаса продуктов не оборудованы кондиционерами для поддержания температуры в них в летнее время (не более +30 градусов), что приводит к нарушениям условий хранения скоропортящихся продуктов в летнее время. Кроме того, прокуратурой г. Арзамаса было установлено, что сотрудниками ОГПН по Арзамасскому району в 2010 г. проводилась проверка соблюдения правил пожарной безопасности в данном учреждении, в ходе которой были выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности. В апреле 2011 г. была проведена контрольная проверка, в ходе которой было установлено, что остались не выполненными два замечания: по периметру учреждения не выполнена защитная минерализованная полоса шириной не менее 3м (п.30ППБ 01-03), не установлена надежная телефонная связь (п.130 ППБ 01-03). Учредителем и собственником имущества ГУ ОСРЦН «Золотой колос» является министерство социальной политики Нижегородской области. В ходе проверки было установлено, что устранить данные нарушения ГУ ОСРЦН «Золотой колос» не представляется возможным в виду того, что в смету расходов на 2011 г. Министерством социальной политики Нижегородской области как учредителем не было выделено денежных средств. Впоследствии Арзамасский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, предъявил дополнительное исковое заявление к Министерству социальной политики Нижегородской области, ГУ ОСРЦН «Золотой колос» о понуждении Министерства социальной политики Нижегородской области выделить денежные средства ГУ ОСРЦН «Золотой колос» для подготовки сметы на проведение ремонтных работ в жилых помещениях: замену линолеума во многих помещениях, покраску дверей, устранение протекания крыши, замену дверных косяков, замену оснований под душевыми кабинами, устройство естественной вытяжной вентиляции в корпусах, устройство отопительной системы, замену окон в корпусе №1; о понуждении ГУ ОСРЦН «Золотой колос» обратиться в специализированную организацию для подготовки сметы расходов на проведение указанных работ; о понуждении Министерства социальной политики Нижегородской области к выделению на основании подготовленной сметы расходов денежных средств на проведение ремонтных работ; о понуждении Министерства социальной политики Нижегородской области к выделению ГУ ОСРЦН «Золотой колос» денежных средств на замену холодильного оборудования, оборудование складских помещений, мясо-рыбного цеха, цеха суточного запаса продуктов кондиционерами для поддержания температуры в них в летнее время, установку надежной телефонной связи, выполнение по периметру учреждения защитной минерализованной полосы шириной не менее 3 м, на приобретение мебели для детей №1, 2, 4, освещение рекреаций и комнат в жилых корпусах, оснащение их дополнительными столами и стульями (корпус №1 и 2), замену кроватей с провисшем ложем; о понуждении ГУ ОСРЦН «Золотой колос» на денежные средства, выделенные Министерством социальной политики Нижегородской области, заменить холодильное оборудование, оборудовать складские помещения, мясо- рыбный цех, цех суточного запаса продуктов кондиционерами для поддержания температуры в них в летнее время, установить надежную телефонную связь, выполнить по периметру учреждения защитную минерализованную полосу шириной не менее 3 м, приобрести мебель для детей №1, 2, 4, осветить рекреации и комнаты жилых корпусах, оснастить их дополнительными столами и стульями (корпус №1 и 2), заменить кровати с провисшем ложем. В судебном заседании помощник Арзамасского городского прокурора Сухарева О.Ю. исковые требования поддержала, за исключением требований о понуждении Министерства социально политики Нижегородской области выделить ГУ ОСРЦН «Золотой колос» денежные средства на замену холодильного оборудования и на приобретение мебели для детей в корпуса №1,2 и 4, оснащение их дополнительными столами и стульями ( корпус №1 и 2), замену кроватей с провисшем ложем. Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился. В возражениях на иск указал на несогласие с исковыми требованиями. Представитель ответчика ГУ ОСРЦН «Золотой колос» по доверенности Глушков А.В. иск признал частично. Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 22 августа 2011 года исковые требования прокурора удовлетворены частично. Судом постановлено: Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области выделить денежные средства ГУ ОСРЦН «Золотой колос» для подготовки сметы на проведение ремонтных работ в жилых помещениях: замену линолеума во многих помещениях, покраску дверей, устранение протекания крыши, замену дверных косяков, замену оснований под душевыми кабинами, устройство естественной вытяжной вентиляции в корпусах, устройство отопительной системы, замену окон в корпусе №1. Обязать ГУ ОСРЦН «Золотой колос» обратиться в специализированную организацию для подготовки сметы расходов на проведение ремонтных работ в жилых помещениях: замену линолеума во многих помещениях, покраску дверей, устранение протекания крыши, замену дверных косяков, замену оснований под душевыми кабинами, устройство естественной вытяжной вентиляции в корпусах, устройство отопительной системы, замену окон в корпусе №1. Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области выделить на основании подготовленной сметы расходов денежные средства на проведение ремонтных работ в жилых помещениях: замену линолеума во многих помещениях, покраску дверей, устранение протекания крыши, замену дверных косяков, замену оснований под душевыми кабинами, устройство естественной вытяжной вентиляции в корпусах, устройство отопительной системы, замену окон в корпусе №1. Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области выделить ГУ ОСРЦН «Золотой колос» денежные средства на оборудование складских помещений, мясо- рыбного цеха, цеха суточного запаса продуктов кондиционерами для поддержания температуры в них в летнее время, на установку надежной телефонной связи, на выполнение по периметру учреждения защитной минерализованной полосы шириной не менее 3 м., на освещение рекреаций комнат в жилых корпусах. Обязать ГУ ОСРЦН «Золотой колос» на денежные средства, выделенные Министерством социальной политики Нижегородской области, заменить холодильное оборудование, оборудовать складские помещения, мясо- рыбный цех, цех суточного запаса продуктов кондиционерами для поддержания температуры в них в летнее время, установить надежную телефонную связь, выполнить по периметру учреждения защитную минерализованную полосу шириной не менее 3 м, приобрести мебель для детей в корпуса №1, 2, 4, осветить рекреации и комнаты в жилых корпусах, оснастить их дополнительными столами и стульями (корпус №1 и №2), заменить кровати с провисшем ложем. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. В кассационной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как вынесенного с нарушением норм материального права. Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы. Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения. Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим мотивам. Суд первой инстанции, основываясь на правильном толковании и применении положений Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и вступившей в силу для СССР 15.09.1990 г., ст. 38 Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ст. 210 Гражданского кодекса РФ, исходя из приоритета задач государства по охране жизни и здоровья детей, установив, что имущество ГУ ОСРЦН «Золотой колос» является государственной собственностью Нижегородской области, а источниками его формирования: имущество, закрепленное собственником или уполномоченным им органом в установленном порядке, имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, выделяемых учреждению по смете и внебюджетные средства Учреждения, а также установив на основании представленных сторонами доказательств, что нарушения правил о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и правил пожарной безопасности, изложенные в заключении прокурорской проверки, в действительности имеют место и фактически создают угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних детей, находящихся в ГУ ОСРЦН «Золотой колос», пришел к правильному выводу о возложении на ответчиков обязанностей по устранению этих нарушений. Ссылки в кассационной жалобе на то, что при вынесении решения не приняты во внимание положения Бюджетного кодекса РФ и не учтено то обстоятельство, что бюджет Нижегородской области на 2011 год был сформирован в 2010 г., не могут повлечь отмены по существу правильного судебного постановления, поскольку, как следует из резолютивной части решения, судом не установлен конкретный срок его исполнения, в связи с чем данный вопрос может быть разрешен в порядке ст. 203 ГПК РФ. Кроме того, доводы кассационной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как фактически сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований сомневаться в объективности исследования и оценки доказательств у судебной коллегии не имеется. Решение суда соответствует требованиям ст. 198 Гражданского процессуального Кодекса РФ. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе и не содержится. Нормы материального права применены судом правильно, существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, также не допущено. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда ОПРЕДЕЛИЛА: решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 22 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий Судьи