об обжаловании бездействия органа государственной власти и признании права на получение жилищного сертификата



Судья Ивлев Д.Н. Дело № 33-11928/2011 год

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Железновой Н.Д., судей Башаркиной Н.Н. и Гаврилова В.С.,

при секретаре Бурдуковой Е.И., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Башаркиной Н.Н.

дело по кассационной жалобе Смирнова В.А.

с участием Смирнова В.А.

на решение Варнавинского районного суда Нижегородской области от 15 августа 2011 года

по делу Смирнова В.А. к Федеральному казенному учреждению Исправительная Колония №6 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области об обжаловании бездействия органа государственной власти и признании права на получение жилищного сертификата,

у с т а н о в и л а:

Смирнов В.А. обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что с 16.09.1982 г. по 11.02.2008 г. он проходил службу в системе ОВД-УИС Российской Федерации. Он был уволен по пп. «з» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел (по ограниченному состоянию здоровья). Выслуга лет в календарном исчислении составляет 25 лет 01 месяц, в льготном исчислении 33 года 09 месяцев.

В период прохождения службы 20.11.2000 г. он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен в общую очередь сотрудников учреждения, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с нехваткой жилой площади до социальной нормы.

Поскольку, на момент увольнения, он не был обеспечен жилым помещением, стоял на жилищном учете по месту прохождения службы, он обратился с рапортом об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы на 2002 -2010 года».

Однако ему было отказано в участии в подпрограмме.

Полагает, что действия начальника ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области являются незаконными, основаны на неверном толковании норм права, нарушают его право на обеспечение жилым помещением.

Истец просил признать бездействие начальника ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области по не включению его в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы; обязать начальника ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области включить его в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Решением Варнавинского районного суда Нижегородской области от 15 августа 2011 года в удовлетворении исковых требований Смирнова В.А. отказано.

В кассационной жалобе Смирнов В.А. просит отменить решение суда как незаконное, указывая на то, что предоставленное в 1999 году жилое помещение являлось служебным, поэтому он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, решения о снятии его с учета не принималось. Кассатор полагает, что он имеет право быть включенным в число участников подпрограммы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Смирнова В.А., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, поскольку оно вынесено в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Из дела видно, что решением жилищно-бытовой комиссии учреждения УЗ-62/6 ГУИН Минюста России по Нижегородской области от 20 ноября 2000 года Смирнов В.А. признан нуждающимся в улучшении жилищно-бытовых условий и включен в список очередников (л.д.18).

Приказом начальника ГУФСИН от 11.02.208г. заместитель начальника ФГУ ИК №6 по охране Смирнов В.А. уволен со службы по статье 58 пункта «з» Положения о службе в органах внутренних дел (по ограниченному состоянию здоровья) (л.д.11,12).

23 марта 2011 года Смирнов В.А. обратился с рапортом к начальнику ФБУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области о включении его в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (л.д.9-10).

08 апреля 2011 года в адрес Смирнова В.А. было направлено письмо, которым фактически ему было отказано о включении его в состав участников вышеуказанной программы (л.д.23).

В настоящее время Смирнов В.А. проживает и имеет регистрацию в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Н.Новгород, ул. <...>, д.51, кв.1. В спорный период истец также сохранял регистрацию по данному адресу.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что предоставление ГЖС осуществляется в установленном порядке с учетом предоставления таких социальных выплат в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации, тогда как Смирнову В.А. такое жилое помещение было предоставлено в 1999 году. При этом судом был сделан вывод, что постановка Смирнова В.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий была выполнена с нарушением закона, поскольку было основано на недостоверных сведениях о жилищных условиях истца.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права.

Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» входит в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. N 675.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" с 2006 года выдача ГЖС осуществляется в рамках указанной выше подпрограммы.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» также предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (в редакции от 14.07.2011) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» предусмотрено установить, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

В соответствии с пп. «а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 (в редакции от 12.07.2011 г.) «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.

Пункт 19 тех же Правил предусматривает, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению №1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению №1(1) с приложением следующих документов:

а) граждане, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящих Правил:

справка об общей продолжительности военной службы (службы);

выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);

справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

В соответствии с п.п.3, 4 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» в уголовно-исполнительной системе, утвержденной Приказом ФСИН РФ от 04.06.2007 г. №287, для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в подпункте «а» пункта Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению №1 к Правилам по месту постановки на жилищный учет, а граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, - в учреждение (орган) УИС по месту расположения поселка.

Вместе с заявлением (рапортом) граждане, изъявившие желание участвовать в подпрограмме, представляют следующие документы:

1) справку из учреждения или органа УИС об общей продолжительности службы в календарном исчислении;

2) выписку из приказа об увольнении со службы в учреждениях и органах УИС с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных со службы и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в учреждениях и органах УИС:

3) выписку из домовой книги (для граждан, проживающих в общежитии, - карточки учета) и копию финансового лицевого счета;

4) выписку из решения органа по учету и распределению жилья (жилищная, жилищно-бытовая комиссия) о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), утвержденную начальником учреждения или органа УИС и заверенную оттиском мастичной печати, за исключением граждан, подлежащих переселению из поселков;

5) копию документа, подтверждающего право гражданина - участника подпрограммы на дополнительную площадь жилого помещения в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п.8, 10 указанной Инструкции, должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа УИС рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме.

По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников подпрограммы.

О принятом решении гражданин уведомляется письменно в 10-дневный срок с момента принятия данного решения. При этом если гражданину отказано во включении в число участников подпрограммы, в письме должны быть указаны причины отказа.

Основаниями для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются:

1) несоответствие гражданина требованиям, указанным в Правилах;

2) непредставление или неполное представление документов, указанных в пунктах 4-6 настоящей Инструкции;

3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

4) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием субсидии за счет средств федерального бюджета.

Из вышеприведенных нормативных актов следует, что получателем государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы может стать гражданин, уволенный со службы в учреждении УИС по ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которого в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

К числу данных граждан относится Смирнов В.А.

Вместе с тем, для получения государственного жилищного сертификата, гражданин также должен состоять после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждении УИС, в котором он проходил службу.

Как ранее уже отмечалось, истец в 2000 году был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании решения жилищно-бытовой комиссии учреждения УЗ-62/6 ГУИН Минюста России по Нижегородской области.

Из содержания протокола следует, что указанное решение было принято комиссией по заявлению Смирнова В. А. о постановке в очередь на улучшение жилищных условий, на основании того, что Смирнов В.А. с семьей: жена и трое детей зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Нижегородская область, Варнавинский район, поселок Мирный, улица <...>, дом 8, квартира 8, общей площадью 46,2 кв.м., жилая площадь квартиры не соответствует социальной норме проживания семьи состоящей из пяти человек.

Данное жилое помещение обследовалось комиссией и при проверке жилищных условий Смирнова В.А., согласно акту от 20.11.2000 г.

Однако данное решение было принято без учета того факта, что 19 августа 1999 года было принято решение о предоставлении истцу жилого помещения общей площадью 119 кв.м., расположенного по адресу: Нижегородская область Варнавинский район, п. Мирный, ул. <...>, д.3, кв.13. Другими словами решение жилищно-бытовой комиссии учреждения УЗ-62/6 ГУИН Минюста России по Нижегородской области было принято без законных оснований, поскольку было основано на недостоверных данных жилищных условий Смирнова В.А.

Таким образом, вывод суда о незаконности постановки истца на учет в качестве нуждающегося является правильным. Истец, зная о предоставленном жилом помещении в 1999 году, скрыл данный факт, при предоставлении документов в жилищно-бытовую комиссию.

Факт проживания семьи истца в квартире по адресу: Нижегородская область Варнавинский район, п. Мирный, ул. <...> д.3, кв.13 истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривался.

Утверждение Смирнова В.А. о том, что вышеуказанное помещение было ему предоставлено как служебное не нашло своего подтверждения в судах первой и кассационной инстанциях. Доказательства данного факт в материалах дела не имеется и истцом не предоставлено.

Более того, данный факт опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: Постановлением Главы администрации Восходского сельсовета от 22.09.2009г., согласно которого статус служебного помещения квартире по адресу: Нижегородская область Варнавинский район, п. Мирный, ул. <...> д.3, кв.13 был предоставлен только в 2009 года. При этом следует отметить, что данное постановление было вынесено с нарушением закона, поскольку поселковая администрация не наделена правом перевода помещений из одного фонда в другой.

Кроме того, впоследствии данное жилое помещение было приватизировано Смирновой К.В. (дочь истца).

Принимая во внимание изложенное, суд обосновано пришел к выводу, что оснований считать, что истец после увольнения состоит в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области, не имеется.

В связи с тем, что Смирнов В.А. не состоит в списках на улучшении жилищных условий, суд пришел к обоснованному выводу о том, что правовых оснований для признания бездействия начальника ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Нижегородской области и включения его в число участников подпрограммы не имеется.

Судебная коллегия полагает, что суд надлежащим образом проверил обстоятельства дела и доводы сторон и дал им правовую оценку. Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам.

Доводы кассационной жалобы о том, что предоставленное в 1999 году жилое помещение являлось служебным, не могут служить основанием к отмене решения суда, тем более, что данные доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Ссылка Смирнова В.А. на то, что решения о снятии его с учета не принималось, не может служить основанием к отмене решения, поскольку постановка истца на учет в качестве нуждающегося была выполнена с нарушением требований закона.

При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

о п р е д е л и л а:

Решение Варнавинского районного суда Нижегородской области от 15 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: