заявление Комиссаровой В.П. об оспаривании действий государственного инспектора по пожарному надзору



Судья Козлов О.А. Дело № 33-11991/2011 год

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Железновой Н.Д., судей Башаркиной Н.Н. и Гаврилова В.С.,

при секретаре Бурдуковой Е.И., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Башаркиной Н.Н.

дело по кассационной жалобе Комиссаровой В.П.

с участием Комисаровой В.П., адвоката Казаковой Т.Г.,, государственного инспектора по пожарному надзору Шишкина М.А.

на решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 31 октября 2011 года

по делу по заявлению Комиссаровой В.П. об оспаривании действий государственного инспектора по пожарному надзору,

у с т а н о в и л а:

Комиссарова В.П. обратилась в суд с заявлением на действия государственного инспектора г. Балахны и Балахнинского района по пожарному надзору Шишкина М.А. по проведению проверки и вынесение предписания незаконным, и отмене вынесенного предписания.

В обосновании заявления Комиссарова В.П. сослалась на то, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Балахна, ул. <...>, д.10. Ее дом имеет все разрешительные документа, однако инспектора госпожнадзора в течение нескольких лет проводят проверки соблюдения ею требований пожарной безопасности и вручают ей предписания, наказывают ее в административном порядке. В соседнем доме №12 проживает Т.Т.С., которая с нарушением строительных норм и правил выстроила дом, сгоревший после пожара. По мнению заявителя, наказанию подлежит ее соседка, поскольку ее дом был выстроен позже.

Решением Балахнинского городского суда Нижегородской области от 31 октября 2011 года заявление Комиссаровой В.П. оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе Комиссарова В.П. просит отменить решение суда как незаконное, указывая на то, что инспектор пожарного надзора вынес незаконное предписание. Кассатор полагает, что в предписание инспектор сослался на СНиП, который утратил свое действие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, поскольку оно вынесено в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

В соответствии со ст.13 ГК РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора Балахнинского района по пожарному надзору от 27.09.2011г. была проведена внеплановая проверка зданий и сооружений на земельном участке Комиссаровой В.П., расположенных по адресу: г.Балахна, ул. <...>, д.10 по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности (л.д.8). В ходе проверки были выявлены нарушения пожарной безопасности, а именно противопожарное расстояние между зданиями не соответствует необходимым нормам.

По результатам проверки 30.09.2011г. инспекторами Шишкиным М.А. было составлено Предписание №<...> об устранении Комиссаровой В.П. выявленных нарушений. Срок был установлен до 01.11.2011г. (л.д.4).

Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Пунктом 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820 установлено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.

Таким образом, Управление в пределах своих полномочий осуществляет государственный пожарный надзор, в том числе путем выставления в адрес проверяемых организаций, граждан предписаний об устранении нарушений и соблюдений действующих требований в области пожарной безопасности.

Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03) утверждены Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313. Пунктом 1 данных Правил предусмотрено, что они устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 3 ППБ 01-03 предусмотрено, что наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон) граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора.

В соответствии со ст. 1 названного Закона нарушение требований пожарной безопасности - это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм права вытекает, что нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении лицом, ответственным за их соблюдение, установленных норм, стандартов и правил в области пожарной безопасности. Неисполнение указанных обязанностей в установленном порядке влечет применение к нарушителю санкций, предусмотренных КоАП РФ.

В силу ст. 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в том числе, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности вышеперечисленные лица должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Таким образом, исполнение законных требований инспектора по пожарному надзору (уполномоченного лица) является обязанностью гражданина.

Отказывая Комиссаровой В.П. в удовлетворении заявления, судом было учтено не только законность требований инспектора, но и тот факт, что указание в предписании СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и Застройка городских и сельских поселений» на законность требований инспектора не повлияло.

Действительно СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и Застройка городских и сельских поселений» фактически утратил свое действие в связи с введением в действие с 20 мая 2011 года актуализированной редакции настоящего документа СП 42.13330.2011, утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820.

Вместе с тем, согласно части 4 ст.6 ФЗ от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» настоящие СНиП являются обязательными для применения, поскольку включены в перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.07.2010г. №1047-р в соответствии с частью 42 названного закона.

Кроме того, ст.69 ФЗ от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает требования к противопожарным расстояниям между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности.

Положения ст. 69 данного Закона отсылают к таблице №11 (приложение закона).

Ранее эти требования предусматривались, прежде всего, в приложении 1 "Противопожарные требования" к СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Так, в п. 1 названного приложения к СНиП 2.07.01-89* устанавливалось, что противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий следует принимать по таблице 1, содержащейся в данном пункте.

Упомянутая таблица п. 1 приложения 1 к СНиП 2.07.01-89* воспроизведена, но с определенными изменениями, в таблице 11 приложения к Закону, к которой и отсылает ч.1 статьи 69 Закона, предписывая принимать в соответствии с данной таблицей противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций.

К указанной таблице п. 1 приложения 1 к СНиП 2.07.01-89* приведен целый ряд примечаний, большинство из которых вошло непосредственно в положения статьи 69 Закона.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы закона, суд законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявления Комиссаровой В.П., поскольку права и законные интересы заявительницы предписание по устранению требований пожарной безопасности не нарушает. Инспектор действовал в пределах своей компетенции. Права и законные интересы заявителя оспариваемыми действиями не нарушены.

По вышеизложенным мотивам не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы заявителя о том, что инспектор пожарного надзора вынес незаконное предписание, тем более, что данные доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда. Решение суда вынесено при правильном определении значимых для разрешения спора обстоятельств и правильном применении норм материального права.

При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

о п р е д е л и л а:

Решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 31 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: