по иску Прокурора Володарского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Фармакон», Территориальному управлению Росимущества в Нижегородской области, Министерству обороны РФ о понуждении к совершению действий



Судья Тарасова Г.В. Дело N 33-11544

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Кутыревой Е.Б.

судей: Курепчиковой О.С., Давыдова А.П.

при секретаре: Голуб В.Н.

с участием прокурор отдела областной прокуратуры Евтюшкина А.Ю., представителя Росимущества Салтагановой С.В. (по доверенности), директора МУП «Фармакон» Болговой Л.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 ноября 2011 года гражданское дело

по кассационной жалобе Территориального управления Росимущества в Нижегородской области

кассационному представлению и.о. прокурора Володарского района

на решение Володарского районного суда Нижегородской области от 30 июня 2011 года

по иску Прокурора Володарского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Фармакон», Территориальному управлению Росимущества в Нижегородской области, Министерству обороны РФ о понуждении к совершению действий,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Курепчиковой О.С., объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,

установила:

Прокурор Володарского района Нижегородской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Фармакон», Территориальному управлению Росимущества в Нижегородской области о понуждении к совершению действий, мотивируя тем, что прокуратурой района по заданию прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере создания доступной среды обитания для маломобильных групп населения, в ходе которой установлено следующее. МУП «Фармакон» Володарского района является хозяйствующим субъектом и создано с целью удовлетворения потребности населения Володарского района в лекарственных препаратах, в средствах ухода, гигиены, ветеринарных препаратах для оказания медико-санитарных услуг (п. 1.1 Устава МУП «Фармакон»). В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, oрганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (ч. 5 ст. 15 Закона). Согласно п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности. В силу п. 1.4 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения (МГН), должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности. В соответствии с п. 3.9 СНиП № 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Согласно абз. 2 п. 3.1 Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденного приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 года № 80, аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Однако проверкой, проведенной прокуратурой района, установлено, что условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к аптеке, расположенной по адресу п. <…> ул. <…> д. <…>, не обеспечены. Так, в ходе комиссионного обследования, проведенного 04.04.2011 года комиссией в составе заместителя прокурора района Б. А.Е., специалиста 1 категории управления капитального строительства администрации Володарского муниципального района В. А.Н., главного специалиста УСЗН Володарского района Б. А.П., в присутствии директора МУП «Фармакон» Болговой JI.P., установлено, что аптека МУП «Фармакон», расположенная по указанному адресу, пандусами, иными приспособлениями и техническими средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ к указанным объектам маломобильных групп населения, не оборудована. Кроме того, 15.04.2011 года проведено дополнительное комиссионное обследование аптеки (в составе комиссии, состоящей из представителя прокуратуры района, управления капитального строительства администрации Володарского муниципального района, члена правления ВОИ РОО Володарского района), в ходе которого установлено, что техническая возможность устройства пандусов, либо иных приспособлений или технических средств, обеспечивающих беспрепятственный доступ к указанному объекту, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 имеется. Помещение принадлежит МУП «Фармакон» на праве аренды в соответствии с договором аренды нежилого помещения от <…> года № <…>, заключенным между Территориальным управлением Росимущества Нижегородской области (арендодатель), Гороховецкой КЭЧ МВО (балансодержатель), МУП «Фармакон» (арендатор). Не обеспечение условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – инвалидов.

С учетом приведенных выше обстоятельств Прокурор Володарского района просил обязать МУП «Фармакон», Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов путем оборудования аптеки, расположенной по адресу: <…> область, <…> район, п. <…>, ул. <…>, д. <…>, пандусом или иными приспособлениями и техническими средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ к данному объекту. В соответствии со ст.206 ГПК РФ просил установить ответчикам срок для совершения указанных действий.

В ходе судебного разбирательства в качестве соответчика было привлечено Министерство обороны РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Калоша О.А. поддержала заявленные прокурором Володарского района требования, просила их удовлетворить; обязать устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области и Министерство обороны РФ, а для устранения данных нарушений предоставить срок до 01.03.2012 года.

Директор МУП «Фармакон» Болгова Л.Р. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что решается вопрос о передаче МУП «Фармакон» в областную собственность. С апреля 2010 года до настоящего времени договор аренды помещения, в котором расположена аптека по адресу: п. <…>, ул. <…>, д. <…>, не заключен, Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области, как следует из его сообщения, не является собственником данного помещения. Гороховецкая КЭЧ сообщает, что договор аренды находится на стадии оформления в Департаменте имущественных отношений г. <…>. Поскольку у МУП «Фармакон» нет договора на аренду жилого помещения, собственник или балансодержатель могут в любое время потребовать освободить помещение. У них нет прав на переоборудование и перепланировку здания без согласования собственника.

Решением Володарского районного суда Нижегородской области от 30 июня 2011 года постановлено:

«Исковые требования прокурора Володарского района удовлетворить.

Обязать Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области, Министерство обороны РФ устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов путем оборудования аптеки, расположенной по адресу: <…> область, <…> район, п. <…>, ул. <…>, д. <…>, пандусом или иными приспособлениями и техническими средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ к данному объекту, в срок до 01.03.2012 года».

В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области просит об отмене решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

В кассационном представлении и.о. прокурора Володарского района просит об изменении решения суда, ссылаясь на то, что суд необоснованно возложил обязанность устранить нарушения на Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области.

Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией по правилам Главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления прокурора, судебная коллегия Нижегородского областного суда приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно ч.3 ст.15 Закона, государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (ч.5 ст.15 Закона).

Согласно п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ – обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

В силу п. 1.4 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения (МГН), должны обеспечивать:

- досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

- безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;

- своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.;

- удобство и комфорт среды жизнедеятельности.

В соответствии с п.3.9 СНиП № 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема.

Согласно абз. 2 п. 3.1 Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденного приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 года № 80, аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Как следует из материалов дела, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к аптеке МУП «Фармакон», расположенной по адресу: <…> область, <…> район, п. <…>, ул. <…>, д. <…>, не обеспечены, т.к здание, где расположена аптека, пандусом, иными приспособлениями и техническими средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ в аптеку маломобильных групп населения, не оборудована

15.04.2011 года было проведено дополнительное комиссионное обследование аптеки (в составе комиссии, состоящей из представителя прокуратуры района, управления капитального строительства администрации Володарского муниципального района, члена правления ВОИ РОО Володарского района), в ходе которого установлено, что техническая возможность устройства пандусов, либо иных приспособлений или технических средств, обеспечивающих беспрепятственный доступ к указанному объекту, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 имеется.

Не обеспечение условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - инвалидов.

Балансодержателем здания по адресу: <…> область, <…> район, п. <…>, ул. <…>, д. <…> является ФГКЭУ «Гороховецкая КЭЧ МВО».

На основании вступившего в силу 27.01.2009 года постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», уполномоченным органом, осуществляющим полномочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, является Министерство обороны Российской Федерации.

Таким образом, органом, осуществляющим полномочия собственника здания, расположенного по адресу: п. <…>, ул. <…>, д. <…>, является Министерство обороны РФ в лице его уполномоченного органа - ФГКЭУ «Гороховецкой КЭЧ МВО».

Поскольку у Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом отсутствуют правовые основания для осуществления функций по управлению и распоряжению имуществом, находящимся у Вооруженных сил на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возложение судом обязанности на данный орган по оборудования здания, находящегося в управлении ФГКЭУ Гороховецкая КЭЧ», пандусом или иными приспособлениями и техническими средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ к данному объекту инвалидов, не может быть признано законным, в связи с чем в указанной части решение подлежит отмене.

Обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и не требуют дополнительной проверки, поэтому судебная коллегия находит возможным, не передавая дело в отмененной части на новое рассмотрение, вынести в отмененной части новое решение об отказе прокурору Володарского района в иске к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области.

Из сообщения ФГКЭУ «Гороховецкая КЭЧ от 15.04.2010 года № <…> директору МУП «Фармакон» Болговой Л.Р. следует, что договор аренды от 26.04.2006 года № <…> нежилого помещения, находящегося по адресу: <…> область, <…> район, п. <…>, ул. <…>, д. <…>, находится на стадии оформления в Департаменте имущественных отношений г. <…>.

В материалах дела имеется договор № <…> аренды нежилого помещения по адресу: п. <…>, ул. <…>, <…>, находящегося на праве хозяйственного ведения МО РФ, согласно которому нежилое помещение передано арендатору МУП «Фармакон» для использования под аптеку. Договор заключен на неопределенный срок (л.д.12-16). Сведений о том, что договор прекратил свое действие не имеется. Установлено, что помещение фактически используется для размещения аптеки МУП «Фармакон» и требований об освобождении помещения не предъявлено. При таких обстоятельствах Министерство обороны РФ в лице его уполномоченного органа, в силу положений Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», обязано обеспечить условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры.

С учетом изложенного выше оснований для отмены решения в части возложения на Министерство обороны РФ в лице его уполномоченного органа обязанности по оборудования здания по адресу: <…> область, <…> район, п. <…>, ул. <…>, д. <…>, находящегося в управлении ФГКЭУ Гороховецкая КЭЧ», пандусом или иными приспособлениями и техническими средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ к данному объекту инвалидов, не имеется.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Володарского районного суда Нижегородской области от 30 июня 2011 года отменить в части возложения обязанности на Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов путем оборудования аптеки, расположенной по адресу: <…> область, <…> район, п. <…>, ул. <…>, д. <…>, пандусом или иными приспособлениями и техническими средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ к данному объекту.

Вынести в отмененной части новое решение, которым отказать прокурору Володарского района Нижегородской области в иске к Территориальному управлению Росимущества в Нижегородской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов путем оборудования аптеки, расположенной по адресу: <…> область, <…> район, п. <…>, ул. <…>, д. <…>, пандусом или иными приспособлениями и техническими средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ к данному объекту.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий судья

Судьи