Судья: Дружкова А.В. Дело №33-12229/11 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 06 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: Пятовой Н.Л., судей: Крашенинниковой М.В. и Кузиной Т.А. при секретаре Филипповой З.В. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Крашенинниковой М.В. с участием представителя заявителя по доверенности Казаковой Т.С., представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Маркова С.А. по кассационной жалобе представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности – заместителя министра Габелевой Э.А. на решение Починковского районного суда Нижегородской области от 16 сентября 2011 года по иску Тряпичкиной Л.Д. к Администрации Ризоватовского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным распоряжения главы администрации Ризоватовского сельсовета об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны, признании права на социальную поддержку, установлении факта проживания, У С Т А Н О В И Л А: Тряпичкина Л.Д. обратилась с данным иском к ответчикам, указав, что является вдовой умершего 02.08.2011г. участника Великой Отечественной войны Т.С.А., к моменту смерти супруга находилась на его иждивении, нуждается в улучшении жилищных условий, и в силу положений ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на получение особой меры социальной поддержки - единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Распоряжением главы администрации Ризоватовского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области от 17.08.2011г. № <...> Тряпичкиной Л.Д. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на ст. 53 Жилищного кодекса РФ. Поскольку они с мужем Т.С.А. проживали совместно с 1952 года по адресу: <...>, а ее регистрация в 2010 г. в доме дочери К.Т.С. по адресу: <...> носит формальный характер, - истец просила суд: установить факт ее проживания по адресу: <...>; признать незаконным распоряжение главы администрации Ризоватовского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области от 17.08.2011г. № <...> об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны; признать право на социальную поддержку. Представитель администрации Ризоватовского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области по доверенности – Рябцов А.А. иск не признал. Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился. Решением суда от 16 сентября 2011 года иск удовлетворен, постановлено: - установить, что фактическое место постоянного проживания Тряпичкиной Л.Д. по адресу: <...>; - признать незаконным распоряжение главы администрации Ризоватовского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области от 17 августа 2011 года № <...> об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны; - признать Тряпичкину Л.Д. имеющей право на социальную поддержку. В кассационной жалобе представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности - заместителя министра Габелевой Э.А. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Указано на несоответствие выводов суда в части нуждаемости Тряпичкиной Л.Д. в улучшении жилищных условий, а также в части установления ее нахождения к моменту смерти супруга на его иждивении. Согласно ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительной кассационной жалобы, представления. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене постановленного судом решения. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Тряпичкина Л.Д. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, находилась на иждивении умершего, и с учетом нуждаемости в улучшении жилищных условий, на нее распространяются положения ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» по предоставлению мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7), но не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов. Законом, устанавливающим правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Реализуя свои полномочия, законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, – ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"). Ветеранами-участниками Великой Отечественной войны, являются военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны (подпункт "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"). В соответствии с п.4 ч.1 ст. 21 Закона, меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. В частности, указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, независимо от их имущественного положения. По смыслу указанных норм права, законодатель в вопросе предоставление мер социальной поддержки распространяет на нетрудоспособных членов семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, состоявших на его иждивении и получающих пенсию по случаю потери кормильца, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со ст. 21 специального Федерального закона "О ветеранах". При этом постановка на соответствующий учет до 1 января 2005 года не является необходимым условием предоставления данной меры социальной поддержки. Согласно п.11 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Законом Нижегородской области от 07.07.2006 №68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» предусмотрено, что обязательным условием для получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем, гражданин должен пройти процедуру постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления (ст.3). Судом установлено и не оспаривается в кассационной жалобе, что Тряпичкина Л.Д. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Т.С.А., что подтверждается: свидетельством о браке (л.д.10), справкой территориального органа Министерства социальной политики Нижегородской области справкой от 12.08.2011г. №<...> (л.д.13), военным билетом Т.С.А. (л.д.12), справкой из архива военно-медицинских документов (л.д.12), удостоверением умершего (л.д.45). Статья 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в качестве условий назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца устанавливает следующее. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (ч.1). Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются, в том числе, супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами (п.3 ч.2 ст. 9). При этом указано, что члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца (ч. 6 ст. 9). Из материалов дела видно, что Тряпичкина Л.Д. с 1993 года является инвалидом второй группы (л.д.14), на момент смерти мужа достигла возраста 55 лет (1928 г.р.), до дня смерти Т.С.А. находилась на его иждивении (л.д.15). Таким образом, Тряпичкина Л.Д. применительно к ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" является нетрудоспособным членом семьи умершего участника Великой Отечественной Войны, состоявшей на его иждивении, имеющей право на получение пенсии по случаю потери кормильца - участника Великой Отечественной Войны в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (ст.9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Обсуждая вопрос о нуждаемости Тряпичкиной Л.Д. в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции правомерно установил, что она жилья в собственности не имеет, нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является; постоянно проживает по адресу: <...>; указанный жилой дом в установленном порядке признан непригодным для проживания (л.д. 43), а ее регистрация в 2010 г. в доме дочери К.Т.С. по адресу: <...> носит формальный характер, она не является членом семьи дочери, что подтверждается помимо объяснений истца и ее представителя К.Т.С., также документальными данными: справкой администрации сельсовета (л.д.18), данными о регистрации по месту жительства (л.д.47), показаниями свидетеля К.Н.С. Доказательств обратного в порядке ст. 56 ГПК РФ ответчиками не представлено. Распоряжением главы администрации Ризоватовского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области от 17.08.2011г. № <...> Тряпичкиной Л.Д. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на ст. 53 Жилищного кодекса РФ (л.д.7). Статья 53 Жилищного кодекса РФ предусматривает последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, а именно: граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Анализируя представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности распоряжения главы администрации Ризоватовского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области от 17.08.2011г. № <...>, поскольку из установленных фактических данных не усматривается, что Тряпичкина Л.Д. совершила какие-либо действия по ухудшению своих жилищных условий, тем более, намеренно. При этом при разрешении вопроса о признании либо не признании Тряпичкиной Л.Д. членом семьи собственника жилого помещения – дома <...> по адресу: <...> - судом учтены положения части 1 статьи 31 ЖК РФ и приведено аргументированное суждение о том, что исходя из совокупности представленных сторонами доказательств не установлен факт совместного проживания Тряпичкиной Л.Д. с собственником в этом жилом помещении, истец не вселялась собственником жилого помещения в качестве члена своей семьи, в жилом помещении Тряпичкина Л.Д. фактически никогда не проживала, а была лишь зарегистрирована по месту жительства по просьбе собственника – дочери К.Т.С. Содержание волеизъявления собственника определено судом на основании ее объяснений, показаний свидетелей и письменных документов. Оснований сомневаться в правильности этих выводов у судебной коллегии не имеется. Выводы, изложенные в судебном постановлении, не противоречат нормам материального и процессуального права, согласуются с разъяснениями, данными Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", обоснованы доказательствами, которым дана надлежащая оценка в решении суда. Обжалуемое судебное постановление имеет правильное правовое и фактическое обоснование и постановлено в полном соответствии с нормами действующего материального права. Осуществляя правильное казуальное толкование подлежащих применению норм материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу императивных указаний закона за Тряпичкиной Л.Д. должно быть признано право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с нормами ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", поскольку она является нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. Довод жалобы о необоснованности вывода суда о том, что жилое помещение, в котором в настоящее время проживает Тряпичкина Л.Д., непригодно для проживания, - основан на ошибочном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям в связи со следующим. Согласно акта обследования помещения, а также заключения межведомственной комиссии от 15.04.2011г., жилой дом по адресу: <...> – фактическое место жительства Тряпичкиной Л.Д. - признан непригодным для постоянного проживания (л.д.42-43). Правительством РФ 28 января 2006 г. издано постановление N 47 об утверждении Положения, которым регламентирован порядок признания жилого помещения непригодным для проживания. В п.7 Положения установлено, что признание непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. На основании п.44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией). Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Указание же в п.49 Положения о том, что на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, - не умаляет решения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания. Остальные доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств по делу, что не может повлечь отмены постановленного решения суда. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится. Предусмотренных ст.362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Починковского районного суда Нижегородской области от 16 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: