Судья Блохина С.П. Дело №33 – 11917/2011 год О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 29 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Железновой Н.Д., судей Башаркиной Н.Н. и Гаврилова В.С., при секретаре Бурдуковой Е.И., заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаврилова В.С. дело по кассационной жалобе Администрации городского округа город Бор с участием Г.Ю.И.(по довер.) на решение Борского городского суда от 05 октября 2011 года по Борского городского прокурора, предъявленному в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа город Бор Нижегородской области об обязании принятия комплексной программы по профилактике терроризма и экстремизма на территории городского округа, у с т а н о в и л а: Борский городской прокурор обратился с иском, предъявленным в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа город Бор Нижегородской области об обязании принятия комплексной программы по профилактике терроризма и экстремизма на территории городского округа. Свои требования мотивировал тем, что в результате проверки исполнения органами местного самоуправления городского округа город Бор Нижегородской области законодательства по реализации полномочий в части противодействия экстремизму и терроризму, установлено, что на территории городского округа город Бор не принята целевая программа по профилактике экстремизма и терроризма. Поскольку профилактическая работа является приоритетным направлением в организации противодействия экстремизму и терроризму, то отсутствие на территории городского округа город Бор разработанной и принятой программы противодействия терроризму и экстремизму свидетельствует об отсутствии комплексного подхода к решению вопросов по противодействию терроризму и экстремизму. Борский городской прокурор просит суд обязать Администрацию городского округа город Бор разработать и принять в трехмесячный срок комплексную программу по профилактике экстремизма и терроризма на территории городского округа город Бор. В судебном заседании помощник Борского городского прокурора поддержал заявленные исковые требования. Представитель Администрации городского округа город Бор Нижегородской области в судебном заседании не признал требования Борского городского прокурора, просил в удовлетворении иска отказать. Решением Борского городского суда от 05 октября 2011 года иск Борского городского прокурора Нижегородской области удовлетворен. Администрация городского округа г. Бор Нижегородской области обязана принять в срок до 1 февраля 2012 года обеспеченную финансированием комплексную программу противодействия экстремизму и терроризму на территории городского округа г. Бор на 2012 год. В кассационной жалобе представитель Администрации городского округа город Бор Нижегородской области просит отменить решение суда, указывая на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, что повлекло за собой несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также нарушение и неправильное применение норм материального права. В своих возражениях на кассационную жалобу прокурор, участвующий в деле, просил отказать в удовлетворении жалобы и решение суда оставить без изменения. Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений относительно нее, заслушав объяснение представителя Администрации городского округа город Бор, судебная коллегия находит решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Из дела видно, что Борской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства по профилактике экстремизма и терроризма (л.д. 4). В ответ на запрос Борской городской прокуратуры о проведении соблюдения законодательства по профилактике экстремизма и терроризма Администрацией городского округа город Бор Нижегородской области была предоставлена информация, согласно которой Постановлением Администрации Борского района от 14.01.2010 г. № 3 на территории Борского района был утвержден план комплексных и организационных профилактических мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму. Прокурору была предоставлена информация о том, что на территории городского округа г. Бор создана антитеррористическая комиссия, в рамках работы которой была создана пропагандистская группа по информационному противодействию терроризму и экстремизму в городском округе г. Бор, также был перечислен ряд мероприятий, направленных на противодействие экстремизму и терроризму (л.д. 5-7). Удовлетворяя требования Борского городского прокурора, суд указал, что среди перечисленных в ответе Администрации городского округа г. Бор мер, направленных на противодействие терроризму и экстремизму, не усматривается, что на территории городского округа имеется принятая комплексная программа по профилактике терроризма и экстремизма. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. В силу ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют в пределах своих полномочий противодействие терроризму. Вышеуказанные федеральные законы не содержат императивных положений о необходимости принятия специальных программ по противодействию экстремизма и терроризма на местном уровне и даже на уровне субъектов Российской Федерации. Как видно из материалов дела, в целях реализации положений вышеуказанных законов постановлением администрации Борского района о 14.01.2010 года № 3 утвержден план комплексных организационных и профилактических мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму. Данный план содержит ряд конкретных мероприятий с указанием исполнителей, сроков исполнения и источников финансирования. Организационные мероприятия, предусмотренные Планом, в большей своей степени также направлены на разработку исполнителями планов и регламентов мероприятий, направленных на решение вопросов по противодействию экстремизма и терроризма. Структура и содержание принятого администрацией плана подтверждает системный и комплексный подход органа местного самоуправления к решению данного вопроса местного значения. Судебная коллегия считает, что структура и содержание принятого администрацией плана подтверждает системный и комплексный подход органа местного самоуправления к решению вопроса по противодействию экстремизму и терроризму. Также на комплексность подхода указывает ряд проводимых администрацией мероприятий. Как указывает заявитель кассационной жалобы, еще в 2006 году создана антитеррористическая комиссия, основными задачами которой являются: координация деятельности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Нижегородской области, а также органов местного самоуправления муниципальных образований по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений; - участие в реализации государственной политики в области противодействия терроризму, - мониторинг политических, социально-экономических и иных процессов, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму; - разработка мер по профилактике терроризма, устранению причин и условий, способствующих его проявлению, обеспечению защищенности объектов возможных террористических посягательств, а также по минимизации и ликвидации последствий террористических актов, осуществление контроля за реализацией этих мер и др. Кроме этого, постановлением администрации городского округа г. Бор от 29.04.2011 № 1876 создана пропагандистская группа по информационному противодействию терроризму и экстремизму в городском округе г. Бор, работа которой строится на плановой основе. Указанные обстоятельства по делу не оспаривались. Ссылка суда в решении на распоряжение Правительства Нижегородской области от 22.12.2009 № 3151-р "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Профилактика терроризма и экстремизма в Нижегородской области" на 2012 - 2014 годы" как на основание для удовлетворения иска применительно к органам местного самоуправления, не может быть признана правильной, поскольку данная Концепция направлена на разработку именно областной целевой программы, и не носит обязательного характера, не содержит обязательного требования к исполнению в такой же форме органами местного самоуправления. Целью Концепции является определение основных направлений деятельности по обеспечению на уровне Нижегородской области системы скоординированных мер по профилактике терроризма и экстремизма, отвечающих складывающейся обстановке и перспективам ее развития. Основным принципом Концепции является системное решение задач по исполнению мероприятий, предусмотренных как специальными программами и планами по профилактике терроризма и экстремизма, так и иных областных и ведомственных целевых программ и планов органов исполнительной власти и местного самоуправления. Судебная коллегия отмечает, что орган местного самоуправления самостоятельно выбирает способы и методы решения вопросов местного значения, предусмотренные Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», таким образом, у администрации городского округа г. Бор как органа местного самоуправления отсутствует обязанность по разработке и принятию программы, указанной в заявлении прокурора. Согласно статьи 361 ГПК РФ суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалобы, представления вправе отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств. Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, были судом установлены, однако суд неправильно применил нормы материального права к правоотношениям сторон, судебная коллегия, отменяя решение суда, считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым отказывает Борскому городскому прокурору в удовлетворении заявления, предъявленного в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа город Бор Нижегородской области об обязании принятия комплексной программы по профилактике терроризма и экстремизма на территории городского округа. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: Отменить решение Борского городского суда от 05 октября 2011 года. Вынести новое решение. Отказать Борскому городскому прокурору в удовлетворении заявления, предъявленного в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа город Бор Нижегородской области об обязании принятия комплексной программы по профилактике терроризма и экстремизма на территории городского округа. Председательствующий: Судьи: