Судья: Пашкевич Л.Д. Дело № 33-12566 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 20 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Погорелко О.В. и судей Давыдова А.П., Крашенинниковой М.В. при секретаре Филипповой З.В. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Крашенинниковой М.В. по кассационной жалобе представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности – Габелевой Э.А. на решение Ветлужского районного суда Нижегородской области от 20 сентября 2011 года по иску прокурора действующего в интересах Смирновой Г.Н. к Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации г. Ветлуги о признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, признании незаконным отказа во включении в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», предоставлении денежной выплаты, У С Т А Н О В И Л А: Прокурор, действуя в интересах Смирновой Г.Н., обратился в суд с настоящим иском, указывая, что Смирнова Г.Н. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны С.М.И., имевшего право на льготы, установленные ст. 14 и 17 Федерального закона «О ветеранах». Вдова умершего участника ВОВ Смирнова Г.Н. жилья в собственности не имеет, нанимателем жилого помещения не является, с ноября 2002 года проживает в жилом доме зятя М.В.А. по адресу: <...>, который в этом доме не проживает. Таким образом, прокурор полагает, что Смирнова Г.Н. подлежит включению в Сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», а также имеет право на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (жилого дома). Отказ министерства социальной политики Нижегородской области во включении Смирновой Г.Н. в списки на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем не соответствует закону. Смирнова Г.Н. иск прокурора поддержала. Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области с исковыми требованиями не согласен по основаниям, указанным в отзыве на иск. Представители ответчиков администрации Ветлужского района Нижегородской области, администрации г.Ветлуги возражений относительно иска не представили. Решением Ветлужского районного суда Нижегородской области от 20 сентября 2011 года иск удовлетворен, постановлено: Признать право Смирновой Г.Н., <...> года рождения, на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Признать незаконными отказ министерства социальной политики Нижегородской области во включении вдовы умершего инвалида Великой Отечественной войны Смирновой Г.Н., <...> года рождения, в Сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Обязать министерство социальной политики Нижегородской области включить вдову умершего инвалида Великой Отечественной войны Смирнову Г.Н., <...> года рождения, уроженку <...>, в Сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Предоставить Смирновой Г.Н. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения (жилого дома) в размере, установленном законодательством Нижегородской области. Дополнительным решением Ветлужского районного суда Нижегородской области от 16 ноября 2011 года постановлено: Обязать администрацию города Ветлуги Ветлужского района Нижегородской области не снимать Смирнову Г.Н. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении впредь до предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (жилого дома) в размере, установленном законодательством Нижегородской области. В кассационной жалобе представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности – Габелевой Э.А. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. В частности указано на необоснованность выводов суда о нуждаемости Смирновой Г.Н. в жилом помещении, поскольку последняя проживает в доме, площадь которого превышает учетную норму. Кассатор также полагает, что С. М.И. не имел права на льготы, предусмотренные ст. 14 Закона о ветеранах, а Смирнова Г.Н. не является нетрудоспособным членом семьи С. М.И., на которых распространяется действие ст. 21 Закона. Согласно ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительной кассационной жалобы, представления. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, поступившие относительно нее возражения прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене постановленного судом решения. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Смирнова Г.Н. является вдовой умершего участника (ветерана) Великой Отечественной войны, и с учетом нуждаемости в улучшении жилищных условий, на нее распространяются положения ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» по предоставлению мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7), но не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов. Законом, устанавливающим правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Закона, к мерам социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; Согласно п. 2 ч. 2 ст. 21 Закона, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. Согласно п. 11 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Законом Нижегородской области от 07.07.2006 №68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» предусмотрено, что обязательным условием для получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем, гражданин должен пройти процедуру постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления (ст.3). Судом установлено и не оспаривается в кассационной жалобе, что Смирнова Г.Н. является женой (вдовой) умершего инвалида Великой Отечественной войны С.М.И., и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ «О ветеранах», независимо от нахождения у последнего на иждивении. Обсуждая вопрос о нуждаемости Смирновой Г.Н. в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции правомерно установил, что Смирнова Г.Н. жилья в собственности не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является; зарегистрирована и постоянно проживающей по адресу <...>. Жилое помещение по указанному адресу принадлежит на праве собственности М.В.А. Довод кассационной жалобы представителя Министерства социальной политики о том, что Смирнова Г.Н. вселена в указанное жилое помещение как член семьи собственника и имеет равное с ним право пользования, не может быть принят во внимание, поскольку основан на неверном толковании кассатором норма права. В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. По смыслу приведенной нормы условием признания гражданина членом семьи собственника жилого помещения, включая родителей и детей, является их совместное проживание в данном жилом помещении. Вместе с тем, как следует из материалов дела, Смирнова Г.Н. проживает по указанному адресу одна (л.д. 23, оборот). Собственник жилого дома – М.В.А. зарегистрирован и проживает по иному адресу (л.д. 47), совместного хозяйства со Смирновой Г.Н. не ведет, в связи с чем Смирнова Г.Н. не является членом семьи М.В.А. Распоряжением администрации города Ветлуги от 15.03.2011 г. вдова умершего инвалида Великой Отечественной войны Смирнова Г.Н., <...> года рождения, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет с которого не снята на момент рассмотрения дела в суде (л.д. 10-11). Решением межведомственной комиссии по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов от 24.06.2011 года Смирновой Г.Н. отказано во включении в Сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в связи с тем, что ее умерший муж имеет право на льготы, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», то есть имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья только в случае выселения из служебного жилого помещения (л.д. 7). Анализируя представленные в материалы дела доказательства, осуществляя правильное казуальное толкование подлежащих применению норм материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу императивных указаний закона за Смирновой Г.Н. должно быть признано право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с нормами ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", поскольку она является нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдова умершего ветерана Великой Отечественной войны, и нуждающаяся в улучшении жилищных условий. При этом довод кассационной жалобы о том, что Смирнова Г.Н. имеет право на льготы, предусмотренные ст. 17 Закона, т.е. получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья только в случае выселения из служебного жилого помещения, является надуманным, поскольку право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, предусмотренное положениями ст. 14 Закона, прямо указано в удостоверении участника ВОВ С.М.И. (л.д. 20). Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится. Таким образом, судом правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права. Решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Ветлужского районного суда Нижегородской области от 20 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: