Судья: Дудин С.А. Дело №33-11954/2011 НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.НижнийНовгород 29ноября2011года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи: Пряничниковой Е.В. судей: Таниной Н.А., Нижегородцевой И.Л. при секретаре судебного заседания: Гончаровой Н.С., с участием представителя заявителя Щербаковой М.В. по доверенности – Щербакова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Таниной Н.А. дело по кассационной жалобе представителя Щербаковой М.В. – Щербакова Н.В. на решение Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 28октября 2011года по заявлению Щербаковой М.В. об оспаривании бездействия Тоншаевской районной администрации Нижегородской области, УСТАНОВИЛА: Щербакова М.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – Тоншаевской районной администрации Нижегородской области, в котором указала, что является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: п.***, ул.*** д.*** кв.***. Заключением межведомственной комиссии Тоншаевской районной администрации от 19 августа 2010 года, многоквартирный дом, в котором она проживает вместе с семьей, был признан аварийным, и подлежащим сносу. 19 августа 2010 года Тоншаевская районная администрация своим распоряжением № ***признала жилое помещение в установленном порядке непригодным для проживания, и подлежащими сносу на территории Тоншаевского района. Согласно Приложения к данному распоряжению под № 6 указан дом № *** по ул.*** в п.***, общей площадью 118,80 кв. метров. Согласно ст.14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (статья 15 ЖК РФ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Согласно ст. 32 ЖК РФ, орган, принявший решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, предъявляет к собственнику помещений требование о сносе дома в разумный срок. В случае если собственники в указанный срок не осуществили снос дома, то подлежит изъятию земельный участок, на котором он расположен, а также каждое жилое помещение в доме. Администрация Тоншаевского района указанных действий не совершила. 22 августа 2011 года ею было направлено заявление заинтересованному лицу, в котором она указала на принятие решений, предусмотренных ч.10 ст.32 ЖК РФ, а именно, о принятии решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом № *** по ул.*** в п.***, о принятии решения о выкупе помещения, в котором она проживает, и об установлении выкупной цены. В полученном ответе от Тоншаевской районной администрации, она не нашла ответов на поставленные вопросы по принятию указанных решений. В результате бездействия Тоншаевской районной администрации по принятию соответствующих решений, предусмотренных частью 10 ст. 32 ЖК РФ, нарушено ее право на безопасное жилище, право на получение выкупной цены за изымаемое жилое помещение. Тоншаевская районная администрация Нижегородской области своевременно не приняла мер, необходимых для соблюдения процедур, предусмотренных частью 10 ст. 32 ЖК РФ, в результате чего бездействие заинтересованного лица нельзя признать законным. На основании изложенного заявитель просила суд признать бездействие Тоншаевской районной администрации Нижегородской области по принятию решений, необходимых для соблюдения процедур, предусмотренных в части 10 ст. 32 ЖК РФ, незаконным; возложить на Тоншаевскую районную администрацию Нижегородской области обязанность принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом № 6 по ул. Майская в п.Тоншаево Нижегородской области, признанный аварийным, и квартиры № 2, принадлежащей ей на праве собственности в указанном доме. Представитель заявителя Щербаковой М.В. – Щербаков Н.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявление Щербаковой М.В. поддержал в полном объеме, изменил второе требование, просил суд признать бездействие Тоншаевской районной администрации Нижегородской области по принятию решений, необходимых для соблюдения процедур, предусмотренных в части 10 ст. 32 ЖК РФ, незаконным; возложить на Тоншаевскую районную администрацию Нижегородской области обязанность принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом № *** по ул. *** в п.*** *** области, признанный аварийным, и квартиры № ***, принадлежащей заявителю Щербаковой М.В. на праве собственности в указанном доме, для муниципальных нужд. Представитель заинтересованного лица Тоншаевской районной администрации Нижегородской области Малков К.Б., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования заявителя Щербаковой М.В. не признал. Решением Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 28октября 2011 года постановлено: отказать в удовлетворении заявления Щербаковой М.В. об оспаривании бездействия Тоншаевской районной администрации Нижегородской области. В кассационной жалобе представителем Щербаковой М.В. поставлен вопрос об отмене решения Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 28октября 2011 года как незаконного, необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя заявителя, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения. Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 254-255, 257- 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив содержание спорного правоотношения, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления. Доводы кассатора подлежат отклонению по следующим мотивам. Статьями 32 и 85 Жилищного кодекса РФ установлена административно-процессуальная форма обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище и его безопасности. В силу ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: 1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;… 3) жилое помещение признано непригодным для проживания; Согласно ст. 32 Жилищного кодекса РФ: 1. Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. 2. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством. 3. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 4. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. 5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения. 6. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. 7. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. 8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. 9. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи. 10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. В соответствии с разъяснениями, данными в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. И только в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. Таким образом, решение вопроса об изъятии жилых помещений в многоквартирном доме, в том числе в связи с признанием их непригодными для проживания, требует соблюдения предварительных процедур и выполнения ряда обязательств как со стороны органа государственной власти или органа местного самоуправления, так и со стороны собственников изымаемых жилых помещений и, в первую очередь, решения вопроса о сносе или реконструкции дома в разумный срок за счет средств собственников. Однако, согласно предъявленным Щербаковой М.В. требованиям, она, оспаривая бездействие районной администрации по принятию решений, необходимых для соблюдения процедур, предусмотренных частью 10 ст. 32 ЖК РФ, просит возложить на заинтересованное лицо только обязанность по принятию решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом. Кроме того, как следует из материалов дела, основанием обращения Щербаковой М.В. в суд с заявлением о признании незаконным бездействия районной администрации явилось нарушение ее права на безопасное жилище, а также право на получение выкупной цены за жилое помещение. Заявитель для реализации своего права избрала судебную форму защиты - административную. Однако, такое процессуальное замещение в данном случае не может обеспечить реализацию ее субъективного права. Достижение материально значимого результата может быть достигнуто путем обращения в суд с соответствующими требованиями в порядке искового производства. В этом случае и форма защиты права и его способ соответствовали бы требуемому материально-правовому результату. С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя, поскольку последней избраны ненадлежащая форма и способ защиты права. По указанным причинам доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание и подлежат отклонению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 28октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: