Судья Фомина В.А. Дело N 33-12389/2011г. НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Нижний Новгород 13 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи: Паршиной Т.В. судей: Щербакова М.В., Гаврилова В.С. при секретаре: Ложкиной М.М. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Игольницыной Л.А. на решение Борского городского суда Нижегородской области от 28 октября 2011 года по делу по иску Игольницыной Л.А. к Администрации городского округа город Бор Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставить вне очереди жилое помещение. Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Гаврилова В.С., выслушав объяснения истицы и ее представителя, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда, УСТАНОВИЛА: Игольницына Л.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Бор Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставить вне очереди жилое помещение. Свои исковые требования мотивировала тем, что в 1983 году она осталась без попечения родителей, была направлена в <...>, а в 1986 году в <...> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <...>района <...> области, которое закончила в 1996 году. 26.02.2003 года она поменяла фамилию, имя и отчество – Н. З.Х. на - Игольницына Л.А. Ни по месту выявления её как ребенка, оставшегося без попечения родителей – в г.<...>, ни по месту выпуска из воспитательного учреждения – <...> район, она не была обеспечена жилым помещением. В настоящее время с 2005 года проживает на территории города <...> Нижегородской области, хотя местом ее постоянной регистрации является город <...>, где она ранее проживала со своим мужем и детьми и где ее муж продолжает проживать. В г.<...> она снимает квартиру, её дети посещают образовательные учреждения в г. <...>, намерена и в дальнейшем проживать в этом городе, в собственности никакого жилья не имеет. В постановке на учёт в качестве нуждающейся в получении жилья как ребенка-сироты Администрацией городского округа город Бор Нижегородской области отказано по причине того, что она должна быть обеспечена жильем по месту её выявления и первичного устройства как ребенка-сироты, в то время как Администрация г. <...> указывает на то, что она должна быть обеспечена жильем по месту её постоянного проживания по договору социального найма, то есть в городе <...> Нижегородской области. Представитель ответчика -Администрации городского округа город Бор Нижегородской области – Синева М.В., иск не признала. Представитель ответчика - Министерства социальной политики Нижегородской области - в судебное заседание не явился. Решением Борского городского суда Нижегородской области от 28 октября 2011 года постановлено: В удовлетворении искового заявления Игольницыной Л. А. отказать. В кассационной жалобе Игольницыной Л.А. поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права. Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 40 ГПК Российской Федерации. Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения истицы и ее представителя, не находит законных оснований для отмены судебного постановления. Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст.39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь. Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания. Как следует из преамбулы ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, детьми-сиротами признаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии с п. 2 ч, 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статья 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Судом установлено, что Игольницына Л.А., <...> года рождения (возраст – более 33 лет), является лицом, оставшимся без попечения родителей. На основании решения Исполнительного комитета <...> городского совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области от 5.07.83 г. №<...> Н. З.Х. (в настоящее время – Игольницына Л.А.) находившаяся в детском <...> отделении, мать, от которой отказалась, но не была лишена родительских прав, была определена в детский дом области. При этом, согласно справке <...> отдела народного образования Тюменской области от 20 июля 1983 г. Н. З.Х. имущества не имела. С 1 сентября 1986 года по 30 июня 1996 года находилась на полном государственном обеспечении. В 1996 году окончила <...>. Согласно сообщения Администрации Тобольского муниципального района, Н. З.Х. жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось. Кроме того, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, она в очереди не состоит, что усматривается из сообщения Департамента образования Администрации муниципального образования города <...> от 18 мая 2011 года №<...>. Следовательно, суд первой инстанции, отказывая в иске, правильно указал, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна была быть реализована истицей до достижения ими 23-летнего возраста. Обязанность соответствующих органов предоставить жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 23 лет сохраняется при условии, что такое лицо встало (поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста. В рассматриваемом случае истица на учете для получения жилья до 23-х летнего возраста не состояла и заявлений о постановке ее на такой учет не подавала, каких-либо письменных доказательств этого обстоятельства суду не представила. Поскольку в материалах дела не имеется данных о том, что постановка истицы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлена до достижения ей 23-хлетнего возраста, вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований является правомерным. Судом первой инстанции проанализировано и законодательство Нижегородской области в отношении предоставления льгот по предоставлению жилья категории граждан, к которой отнесена истица. Так, в силу п. 1 ст. 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 №147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети-сироты и лица из их числа), не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно обеспечиваются по месту выявления и первичного устройства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Местом постоянной регистрации истицы является город <...>, в городе <...> Нижегородской области зарегистрирована временно на срок с 16 сентября 2011 года по 16 сентября 2012 года, то есть г.<...> является местом пребывания. В настоящее время Игольницына Л.А., зарегистрирована временно по месту пребывания по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством №<...>. Как следует из ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-1 (ред. от 01.07.2011) «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Место пребывания – это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно. С учетом изложенных обстоятельств, суд, основываясь на вышеуказанных положениях закона, пришел к выводу о том, что обязанность по постановке на учёт должна была быть возложена по месту выявления и первичного устройства - на администрацию города <...> Ямало-Ненецкого автономного округа. Поэтому довод кассационной жалобы о том, что истица подлежит постановке на учет по месту жительства – то есть в г.<...> отклоняется судебной коллегией как основанный на неправильном толковании и применении норм права. Таким образом, доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, они являлись предметом обсуждения, проверки и оценки суда первой инстанции, и поэтому не могут служить основанием к отмене решения. Ссылок на какие-либо факты и обстоятельства, которые остались без внимания проверки и оценки суда, в кассационной жалобе не содержится. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Борского городского суда Нижегородской области от 28 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Игольницыной Л.А. - без удовлетворения. Председательствующий судья: Паршина Т.В. Судьи: Щербаков М.В., Гаврилов В.С.