по иску Арзамасского городского прокурора в интересах Денисенко В.И. к Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании включить в список ветеранов ВОВ-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого



Судья: Бушмина А. Е. Дело №33-12887\2011г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е :

27 декабря 2011г. судебная коллегия по гражданским делам нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи Погорелко О. В. и судей Давыдова а. П.. Крашенинниковой М. В.

при секретаре Филипповой З. В.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу Давыдова А. П.

дело по жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области

с участием представителя истца Соболь П. А., представителя ответчика Маркова С. А.

на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 12 октября 2011г.

по делу по иску Арзамасского городского прокурора в интересах Денисенко В.И. к Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании включить в список ветеранов ВОВ-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обеспечить единовременной денежной выплатой,

У С Т А Н О В И Л А :

Арзамасский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Денисенко В.И. к Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании включить в список ветеранов ВОВ-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обеспечить единовременной денежной выплатой, указывая, что Денисенко В.И. согласно удостоверению от 31.05.2000 г. имеет права и льготы, установленные ст.14, 17 ФЗ «О ветеранах».

Постановлением Администрации г.Арзамаса от 20.04.2010 г. № <...>участник ВОВ Денисенко В.И. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно представленной информации администрации г. Арзамаса, копия учетного дела участника ВОВ Денисенко В.И. направлена в Министерство социальной политики Нижегородской области 21.04.2010 г. по состоянию на 22.11.2010 г. ветеран Денисенко В.И. в сводный список ветеранов-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, который формирует Министерство социальной политики, не включен.

Согласно ст.17 ФЗ «О ветеранах» ветераны войны подлежат обеспечению жильем счет средств федерального бюджета только в случае выселения указанных лиц из служебного помещения.

Однако при получении статуса инвалида ВОВ согласно ст.14 ФЗ «О ветеранах», ветеран ВОВ приобретает права и льготы, установленные для инвалидов ОВО, включая и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.

Таким образом, Денисенко В.И. имеет право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Денисенко В.И. обращался к ответчику по вопросу содействия в улучшении жилищных условий.

Письмом от 08.10.2010 г. Денисенко В.И. было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты со ссылкой на ст.17 ФЗ «О ветеранах».

Денисенко В.И. зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу <...>, общая площадь жилого помещения составляет 64,7 кв.м. Количество зарегистрированных по данному адресу составляет 7 человек. Указанная квартира по 1/2 принадлежит жене Денисенко В.И. – Д.В.Н. и зятю – Г.А.И.

Учитывая, что учетная норма на территории г. <...> составляет 10 кв.м. на человека, ветеран ОВО обеспечен общей площадью менее учетной нормы, в связи с чем ветеран Денисенко В.И. администрацией г.Арзамаса законно поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Отказывая ветерану ОВ в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Министерство социальной политики существенно нарушает жилищные права Денисенко В.И., а также правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ по созданию условий, обеспечивающих ветерану достойную жизнь.

Прокурор просил суд обязать ответчика:

- включить ветерана Великой Отечественной войны Денисенко В.И., <...> года рождения в список ветеранов ВОВ-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома),

- обеспечить ветерана Великой Отечественной войны Денисенко В.И., единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).

Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Макаров С.А. иск не признал.

Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 12 октября 2011г. постановлено:

Исковые требования Арзамасского городского прокурора в интересах Денисенко В.И. удовлетворить.

Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить ветерана Великой Отечественной войны Денисенко В.И., <...> года рождения, в список ветеранов Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).

Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области обеспечить ветерана Великой Отечественной войны Денисенко В.И., <...> года рождения, единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).

В кассационной жалобе Министерство социальной политики Нижегородской области просит данное решение отменить, ссылаясь на то, что определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 26 апреля 2011г. Денисенко В. И. уже было отказано в удовлетворении иска по аналогичным основаниям.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, явившихся по делу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно ст. 2 ФЗ «О ветеранах» истец в соответствии с п. з) п. 1 относится к ветеранам Великой отечественной войны «военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период».

В соответствии со ст. 13 п. 1 ФЗ «О ветеранах»: «Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:

3) получение жилых помещений».

В соответствии со ст. 14 п. 4 ФЗ «О ветеранах»: «Инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз».

Согласно ст. 15 ч.2 ФЗ «О ветеранах: «Участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))».

Федеральный закон «О ветеранах» с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2), к числу которых отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подпункт "з").

В соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах»: «1. «Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

2. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

3. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации определяется:

по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации».

Пункт 6 ст. 23. 2 указанного выше закона устанавливает, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

По общему правилу, изложенному в ст. 2 Закона Нижегородской области «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области»: «меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются отдельным категориям граждан, установленным подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», в форме предоставления жилого помещения по договорам социального найма».

Пункт 2 ст. 2 указанного выше Закона устанавливает, что по письменным заявлениям отдельных категорий граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», обеспечение жильем может осуществляться в форме однократного предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).

Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны изложен в статье 3 Закона Нижегородской области «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области».

Статьей 6 Закона Нижегородской области № 68-З определен порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

В пункте 2 указанной статьи указано, что предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на основании распоряжения Правительства Нижегородской области, которое доводится до сведения гражданина - получателя меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

В соответствии со ст. 3 Закона Нижегородской области № 68-З - на основании списков, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области осуществляет формирование и утверждение сводных списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

5. Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в соответствии со сводными списками граждан, сформированными отдельно по каждой категории в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, относящихся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона.

Органом, осуществляющим полномочия по формированию и утверждению сводных списков граждан, имеющим право на получение мер социальной поддержки и обеспечению жильем, является Министерство социальной политики Нижегородской области.

В целях реализации Закона Нижегородской области от 7 июля 2006 года N 68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области», организация работы по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Правительством Нижегородской области было издано Постановление «Об организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» от 24 марта 2010 года № 148, в соответствии с пунктом 1 которого, на Министерство социальной политики Нижегородской области было возложено осуществление полномочий по организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области.

В соответствии с пунктом 3.7.10 Положения о Министерстве Социальной политики Нижегородской области, которое утверждено Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009 года № 148, Министерство Социальной политики Нижегородской области - осуществляет полномочия по организации работы по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Нижегородской области, установленных:

1) статьями 14 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».

В пункте 3.7.11 указанного Положения предусмотрено, что Министерство социальной политики Нижегородской области, осуществляет полномочия по предоставлению категориям граждан, установленным федеральным законодательством, социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

Из материалов дела усматривается, что истец является участником Великой Отечественной войны, относящимся к категории участников ВОВ, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а именно: военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 не менее шести месяцев.

Истец имеет инвалидность <...> группы вследствие общего заболевания (л.д.8).

Денисенко В. И. выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной Войны <...>, в котором указано: «Денисенко В.И. ветеран- участник Великой отечественной войны имеет права и льготы, установленные статьей 17, 14 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.8).

Истец зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: <...>, общая площадь жилого помещения составляет 64,7 кв.м. Указанная квартира по 1/2 принадлежит Д.В.Н. и Г.А.И. (л.д.11). Количество зарегистрированных по данному адресу составляет 7 человек (л.д.10).

Постановлением администрации г.Арзамаса от 20.04.2010 года №<...> истец был поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий (л.д.5).

Истец обратился в Министерство социальной политики Нижегородской области с заявлением об оказании содействия в улучшении жилищных условий, в предоставлении ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Министерством социальной политики истцу было отказано в связи с тем, что истец относится к ветеранам ВОВ, указанным в пп.з п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах», и ему может быть предоставлена единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилья только в случае выселения из служебного жилого помещения, в соответствии со ст. 17 ФЗ «О ветеранах» (л.д.12).

Однако, по смыслу статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов - участников Великой Отечественной войны, направлена на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.

Имея единый статус участника Великой Отечественной войны на Денисенко В.И. распространяются меры социальной поддержки инвалидов ВОВ, предусмотренные ст. 14 ФЗ «О ветеранах», в силу п. 2 ст. 15 ФЗ «О ветеранах», которая подлежит применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 N 89-О.

Законность постановки Денисенко В.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ответчиком в судебном заседании не оспаривается.

Таким образом, Денисенко В.И. имеет право как участник Великой Отечественной войны на улучшение своих жилищных условий.

Следовательно, суд пришел к правильному выводу, что имеются основания для возложения на ответчика обязанности включить истца в список ветеранов Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома), поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.

Доводы кассационной жалобы, что определением судебной коллегии по гражданским делам от 26.04.2011 г. решение Арзамасского городского суда от 18.01.2011 г. по иску Денисенко В.И. частично отменено, в отмененной части принято новое решение, которым Денисенко В.И. отказано в признании участником и инвалидом ВОВ, нуждающимся в улучшении жилищных условий и признании права на получение мер государственной поддержки за счет средств федерального бюджета в соответствии с указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714. и поскольку согласно указанному судебному акту Денисенко В.И. не имеет права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, то исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец Денисенко В.И. 25.11.2010 г. обратился в Арзамасский городской суд Нижегородской области с иском к администрации г. <...>, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании его участником и инвалидом Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на получение мер государственной поддержки, направленной на улучшение жилищных условий (обеспечение жильем) за счет средств Федерального бюджета в соответствии с указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» (л.д.23-24). Свои исковые требования истец обосновывал на ст.14 ФЗ «О ветеранах».

Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 18.01.2011 г. исковые требования Денисенко В.И. к ответчику Министерство социальной политики Нижегородской области удовлетворены. Денисенко В.И. признан участником и инвалидом Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на получение мер государственной поддержки, направленной на улучшение жилищных условий (обеспечение жильем) за счет средств Федерального бюджета в соответствии с указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов». В иске Денисенко В.И. к администрации г. <...> отказано (л.д.69-72).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 26.04.2011 г. решение Арзамасского городского суда от 18.01.2011 г. по иску Денисенко В.И. частично отменено, в отмененной части принято новое решение, которым Денисенко В.И. отказано в признании участником и инвалидом ВОВ, нуждающимся в улучшении жилищных условий и признании права на получение мер государственной поддержки за счет средств федерального бюджета в соответствии с указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 (л.д.73-75).

Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вместе с тем, указанными судебными актами разрешены требования истца Денисенко В.И., основанные только на ст.14 ФЗ «О ветеранах», других оснований иска истец Денисенко В.И. не заявлял.

В настоящем деле, основанием для удовлетворения иска истца являются нормы права, предусмотренные ст.14 и 17 ФЗ «О ветеранах», то есть другие основания, чем при вынесении Решения Арзамасского городского суда Нижегородской области от 18.01.2011 г. и определения судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 26.04.2011 г.

Поэтому суд пришел к правильному выводу, что решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 18.01.2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 26.04.2011 г. по гражданскому делу по иску Денисенко В.И. к администрации г. <...>, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании его участником и инвалидом Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на получение мер государственной поддержки, направленной на улучшение жилищных условий (обеспечение жильем) за счет средств Федерального бюджета в соответствии с указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов», не должны приниматься во внимание при рассмотрении настоящего дела, поскольку они разрешили спор о правах истца по другим основаниям, чем рассматривается в настоящем деле.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 12 октября 2011г. оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: