Судья: Лебедев Д.Н. Дело №33-12977/11 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 27 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: Погорелко О.В., судей: Давыдова А.П. и Крашенинниковой М.В. при секретаре Филипповой З.В., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Крашенинниковой М.В. дело по кассационной жалобе представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности – Габелевой Э.А., с участием Евсегнеева В.А., представителя Министерства социальной С.А.политики Нижегородской области по доверенности Маркова на решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 26 октября 2011 года по иску Евсегнеева В.А. к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании права на обеспечение жильем, возложении обязанности включить в списки по обеспечению жильем, выплате единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, У С Т А Н О В И Л А: Евсегнеев В.А. обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями, в обоснование которых указал, что 20 мая 2003 года распоряжением главы администрации Советского района города Нижнего Новгорода № <...> он был поставлен на учет в улучшении жилищных условий в списки военнослужащих, уволенных в запас (отставку) с семьей в составе 3 человека. В последующие годы в связи с изменением жилищного законодательства он был переведен на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В связи с истечением большого количества времени у сына истца образовалась своя семья в составе 4-х человек (жена и двое детей). Решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода 25.11.2010г. за истцом признано право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и на администрацию г.Н.Новгорода возложена обязанность включить Евсегнеева В.А. с составом семьи 2 человека в списки на получение государственного жилищного сертификата во 2-м полугодии 2010 года. Решение вступило в законную силу 13.12.2010 г., однако исполнено не было. 01.11.2011 года программа «Жилище на 2002 г. – 2010 г.» была завершена, а выдача ГЖС прекращена и одновременно вступил в законную силу ФЗ от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан». 11.03.2011 г. постановлением Правительства Нижегородской области № 160 утвержден Порядок организации работ по предоставлению некоторым категориям граждан, военнослужащим уволенным с военной службы, жилых помещений в собственность бесплатно, жилых помещений по договору социального найма или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области в 2011 г. 29.04.2011 г. истец представил в Администрацию Советского района г. Н. Новгорода комплект документов для включения в списки граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет федерального бюджета. Указанные документы в мае 2011 года были рассмотрены на заседании комиссии Администрации г. Н. Новгорода, признаны полными и достаточными и рекомендованы для включения в сводный список граждан, военнослужащих уволенных с военной службы и имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета по Нижегородской области в 2011 году. 17.05.2011 г. комиссия по обеспечению жильем граждан, проживающих на территории Нижегородской области, повторно отказала по тем же основаниям во включении истца в сводный список граждан, уволенных с военной службы и имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» и обеспечении жильем некоторых категорий граждан», как лицу не предоставившему один из документов: справка о сдаче жилья, обязательство о сдаче жилого помещения. Истец считает отказ комиссии по обеспечению жильем граждан, проживающих на территории Нижегородской области, во включении истца с составом семьи 2 человека в Сводный список граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет федерального бюджета незаконным, просил суд: признать за ним с составом семьи 2 человека право на обеспечение жильем в соответствии с ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» и обеспечении жильем некоторых категорий граждан в Нижегородской области»; обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить истца с составом семьи 2 человека в Сводный список военнослужащих, уволенных в запас, по обеспечению жильем граждан по Нижегородской области в 2011 году и выплатить истцу единовременную денежную компенсацию на приобретение жилого помещения в 2011 году. Представитель ответчика по доверенности - Пороховой Е. В. иск не признал. Решением суда от 26 октября 2011 года иск Евсегнеева В.А. удовлетворен: - за Евсегнеевым В.А. с составом семьи 2 человека признано право на обеспечение жильем в соответствии с ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» и обеспечении жильем некоторых категорий граждан в Нижегородской области». - на Министерство социальной политики Нижегородской области возложена обязанность включить Евсегнеева В.А. с составом семьи 2 человека в Сводный список военнослужащих, уволенных в запас, по обеспечению жильем граждан по Нижегородской области в 2011 году и выплатить истцу единовременную денежную компенсацию на приобретение жилого помещения, определив размер этой денежной выплаты исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для Нижегородской области. В кассационной жалобе представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности – Габелевой Э.А. поставлен вопрос об отмене решения суда в полном объеме как постановленного с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Согласно ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительной кассационной жалобы, представления. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, заслушав пояснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам. Разрешая заявленные исковые требования Евсегнеева В.А., суд первой инстанции всесторонне исследовал юридически значимые обстоятельства по делу, установил характер спорного правоотношения между сторонами, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений и, в соответствии с представленными сторонами доказательствами, вынес законное и обоснованное решение. Доводы кассационной жалобы о несогласии с позицией суда первой инстанции нельзя признать состоятельными по следующим основаниям. В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации (далее - Конституции РФ), права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. На основании ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с положениями ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан"), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации. В целях реализации государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством (в том числе, указанных в ст.15 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, которая включает в себя Подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В рамках указанной подпрограммы обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций. Задачами подпрограммы являются финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (далее - социальные выплаты), а также обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели (далее - субвенция). Гражданами - участниками подпрограммы являются, в том числе, граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции (далее - единовременная денежная выплата). Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. Порядок выпуска и реализации сертификатов устанавливается Правительством Российской Федерации. Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". Согласно п.44 данных Правил, для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы: … ж) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению № 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания; з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы (службы) - для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений. В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается (п.44.1). В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы осуществляется на основании Закона Нижегородской области от 07.02.2011 N 14-З «О порядке предоставления некоторым категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области», Постановления Правительства Нижегородской области от 11.03.2011 N 160 «Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению некоторым категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно, жилых помещений по договору социального найма или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области в 2011 году». Согласно указанному Порядку, для включения в списки граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, лица, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, представляют в орган местного самоуправления по месту постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях) заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (п.3). К заявлению прилагаются, в том числе: к) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья (для граждан, сдавших жилое помещение по последнему месту военной службы (службы)) либо справка о необеспеченности жильем в период прохождения военной службы. В случае, если жилое помещение, принадлежащее Министерству обороны Российской Федерации, после увольнения гражданина с военной службы передано в муниципальный жилищный фонд, граждане представляют справку органа местного самоуправления об освобождении жилого помещения гражданином и членами его семьи; л) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную либо муниципальную собственность по форме согласно приложению 2 к Порядку в 2 экземплярах (для граждан, проживающих в жилом помещении, предоставленном по последнему месту военной службы (службы))(п.4). Согласно п.6 указанного Порядка, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - органы местного самоуправления) формируют списки граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку. Сформированные списки представляются в министерство социальной политики Нижегородской области по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 августа 2011 года. Гражданам отказывается во включении в списки, указанные в пункте 6 настоящего Порядка, в случае, если, в частности, гражданин не представил документы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, либо представил их не в полном объеме (п.7). Министерство социальной политики Нижегородской области формирует и утверждает сводный список граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку в течение 10 рабочих дней со дня представления списков органами местного самоуправления (п.8). По смыслу указанных норм права, в частности п.2 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», гражданам, уволенным с военной службы и до 1 января 2005 г. принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями путем выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, или по мотивам отсутствия обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную либо муниципальную собственность, если указанная справка или обязательство объективно не может быть представлена гражданами по независящим от них причинам. Из материалов дела видно, что истец состоит на соответствующем учете с 29.04.2003г., уволен с военной службы в 1994 г., имеет выслугу лет в Вооруженных силах более 25 лет (л.д.43, 46, 47). Вступившим в законную силу решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 25.11.2010 г. за истцом признано право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и на администрацию г.Н.Новгорода возложена обязанность включить Евсегнеева В.А. с составом семьи 2 человека в списки на получение государственного жилищного сертификата во 2-м полугодии 2010 года (л.д.23-28). Указанным решением суда установлено, что на момент увольнения с военной службы истец со своей семьей из трех человек – он, супруга и сын проживал по последнему месту службы в квартире, расположенной по адресу: <...>. В настоящее время он также проживает в данной квартире, однако на сегодня в ней отдельной от истца семьей проживает также его сын со своей семьей из четырех человек. Данное решение суда не было исполнено ввиду изменения законодательства. 29.04.2011 г. истец обратился к главе администрации г.Н.Новгорода с заявлением о предоставлении жилого помещения в собственность на семью из двух человек (л.д.12). К заявлению истец приложил все необходимые документы, в том числе, справки об отсутствии собственности, обязательство о сдаче служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <...> (л.д.13). Согласно выписки из протокола заседания комиссии по обеспечению жильем граждан, проживающих на территории Нижегородской области, № <...> от 17.05.2011 г. истец включен в список в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.39). Согласно выписки из протокола заседания комиссии по обеспечению жильем граждан, проживающих на территории Нижегородской области №<...>от 17.05.2011г. и № <...> от 02.08.2011 г., истцу отказано во включении в Сводный список граждан, имеющих право на обеспечении жильем, в связи с тем, что истцом не представлен один из документов, предусмотренных п.п. «к», «л» Порядка организации работы по предоставлению некоторым категориям граждан жилых помещении в собственность бесплатно, жилых помещений по договору социального найма или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области в 2011 г., а именно: справка либо обязательство о сдаче жилого помещения в государственную или муниципальную собственность (л. д. 16, 41). Давая оценку исковым требованиям Евсегнеева В.А. о признании права на обеспечение жильем, возложении обязанности включить в списки по обеспечению жильем, выплате единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, установив, что истец является лицом, относящимся к категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, и предоставил необходимые документы для получения сертификата, - суд первой инстанции с соблюдением требований ст.15 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы, действующих в Нижегородской области норм в сфере спорных правоотношений (Закон Нижегородской области от 07.02.2011 N 14-З «О порядке предоставления некоторым категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области», Постановление Правительства Нижегородской области от 11.03.2011 N 160 «Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению некоторым категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно, жилых помещений по договору социального найма или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области в 2011 году») - пришел к законному и обоснованному выводу о том, что решение комиссии ответчика в оспариваемой части является незаконным как нарушающее права истца, а Евсегнеев В.А. имеет право на обеспечение жильем в соответствии с ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» и обеспечении жильем некоторых категорий граждан в Нижегородской области»; на Министерство социальной политики Нижегородской возложена обязанность включить Евсегнеева В.А. с составом семьи 2 человека в Сводный список военнослужащих, уволенных в запас, по обеспечению жильем граждан по Нижегородской области в 2011 году и выплатить истцу единовременную денежную компенсацию на приобретение жилого помещения. Судом принято решение с учетом правовых норм регулирующих рассматриваемые правоотношения при правильном их толковании. Довод кассационной жалобы Министерства социальной политики Нижегородской области о непредставлении Евсегнеевым В.А. для выплаты справки либо обязательства о сдаче жилого помещения в государственную или муниципальную собственность подлежит отклонению, поскольку судом правомерно признано в качестве такового обязательство о сдаче служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <...> (л.д.13). Правоотношения между сыном истца, пользующимся сдаваемым жилым помещением и собственником жилого помещения не касаются истца и не могут быть признаны законным основанием для отказа во включении Евсегнеева В.А. с составом семьи 2 человека в Сводный список военнослужащих, уволенных в запас, по обеспечению жильем граждан по Нижегородской области в 2011 году. Иные доводы кассационной жалобы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, с выводами которого судебная коллегия согласна. Выводы суда основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства в соответствии со ст. 71 ГПК РФ. Решение суда первой инстанции соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 26 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: