СудьяБушминаА.Е. Дело№ ФИО2 ОБЛАСТНОЙ СУД КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ <адрес>Новгород ДД.ММ.ГГГГ Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 областного суда в составе: председательствующего судьи: Лазорина Б.П. судей: Кондаковой Т.А., Крайневой Н.А. при секретаре: ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу представителя Министерства социальной политики по ФИО2 <адрес> по доверенности Кулинич Е.В. на решение ФИО2 районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству социальной политики ФИО2 <адрес> о признании незаконным действий, обязании предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения. Заслушав доклад судьи ФИО2 областного суда Лазорина Б.П., объяснения участвующих лиц, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 областного суда, УСТАНОВИЛА: <адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Министерству социальной политики ФИО2 <адрес> о признании незаконным действий, обязании предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения. В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ является ветераном-участником Великой Отечественной войны на основании статей 14, 17 ФЗ «О ветеранах». ФИО1 проходил военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в период с ноября 1944 г. по март 1947 года. Имеет 2 группу инвалидности по общему заболеванию. ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу <…> Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р участник ВОВ ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма. Согласно информации Министерства социальной политики ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № *** ФИО1 не включен в сводный список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, так как обеспечение жильем лиц данной категории в соответствии со ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, осуществляется исключительно в случае их выселения из служебного жилого помещения. Однако при получении статуса инвалида ВОВ согласно ст. 14 ФЗ «О ветеранах», ветеран ВОВ приобретает права и льготы, установленные для инвалидов ОВО, включая и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. Таким образом, ФИО1 имеет право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством РФ. Прокурор просил суд: - признать незаконным действия ответчика, выразившиеся в не включении ФИО1 в список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в 2011 г., - обязать ответчика предоставить ФИО1 единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в размере 1188000 руб. В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 <адрес> ФИО8 исковые требования поддержала. В судебное заседание ФИО1 не явился, дело рассмотрено в его отсутствие. В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО9 заявленные требования поддержала. Представитель ответчика Министерства социальной политики ФИО2 <адрес> по доверенности ФИО10 иск не признал, пояснил, что поскольку истец относится к ветеранам ВОВ по п.п. «з», п. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах», то на него распространяются меры социальной поддержки, изложенные в статье 17 данного Закона. Считает, что истец имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 ФЗ. Истец проживает в квартире, которая не является служебной, поэтому не имеет права на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В судебное заседание представитель <адрес> не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и возражения, в которых против удовлетворения заявленных требований возражает. Решением ФИО2 районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: Исковые требования прокурора <адрес> г.Н.Новгорода в интересах ФИО1 удовлетворить. Признать незаконным действия Министерства социальной политики ФИО2 <адрес>, выразившиеся в не включении ФИО1 в список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в 2011 г. Обязать Министерство социальной политики ФИО2 <адрес> предоставить ветерану Великой Отечественной войны ФИО1 единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в размере 1188000 рублей. В кассационной жалобе представителя Министерства социальной политики по ФИО2 <адрес> по доверенности ФИО7 поставлен вопрос об отмене судебного решения по доводам того, что истец относится к ветеранам ВОВ по п.п. «з», п. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки указанной категории граждан изложены в статье 17 данного Закона. Данные граждане имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. ФИО1 является инвалидом вследствие общего заболевания и не может быть приравнен по мерам социальной поддержки по обеспечению жилым помещением к инвалидам войны либо инвалидам боевых действий. Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы заявителя. Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда. Разрешая спор, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором <адрес> в интересах ФИО1 требований. Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 является участником Великой Отечественной войны, относящимся к категории участников ВОВ, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а именно: военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев (л.д. 19). Истец имеет инвалидность второй группы вследствие общего заболевания (л.д. 21). Истец имеет удостоверение ветерана Великой Отечественной Войны серии ВВ №, в котором указано: «ФИО1 ветеран- участник Великой отечественной войны имеет права и льготы, установленные статьями 17, 14 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 21). Судом установлено, что ФИО1 зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, общая площадь жилого помещения составляет 38,8 кв.м. (л.д. 26, 20). Указанная квартира по 1/5 доле каждому принадлежит ФИО1, ФИО11 ФИО12, ФИО13, ФИО14 (л.д. 28-34). Количество зарегистрированных по данному адресу составляет 5 человек (л.д. 24-27). Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р истец поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий (л.д. 17). Согласно информации Министерства социальной политики ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № *** ФИО1 не включен в сводный список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, так как обеспечение жильем лиц данной категории в соответствии со статьей 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, осуществляется исключительно в случае их выселения из служебного жилого помещения (л.д. 41-42). Действовавшая до ДД.ММ.ГГГГ система мер социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, установленная Федеральным законом «О ветеранах», включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории ветеранов. Так, наибольший объем мер социальной защиты устанавливался для инвалидов войны (статья 14), а меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж», «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», т.е. лиц, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (статья 15), превосходили по объему меры социальной защиты, полагающиеся отнесенным подпунктом «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 к участникам Великой Отечественной войны военнослужащим, которые проходили военную службу в период войны в воинских частях, не входивших в состав действующей армии (статья 17). Вместе с тем, статьей 15 данного Федерального закона предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования (часть вторая данной статьи в первоначальной редакции, пункт 2 – в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ). Упоминание участников Великой Отечественной войны без деления на отдельные категории как в названии статьи 15 «Меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны», так и в тексте данного нормативного положения допускает распространение его действия на всех лиц, отнесенных законодателем к участникам Великой Отечественной войны (статья 2 Федерального закона «О ветеранах»). Именно такой подход к определению сферы действия по кругу лиц положения пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах» после внесения Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ в данный Федеральный закон изменений и дополнений и изложения его в новой редакции и получил закрепление в Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по связи и информатизации, Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ №). В частности, в ее пункте 2.7 предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), в удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах». Соответствие аутентичной воле законодателя такого толкования и применения норм Федерального закона «О ветеранах», как и законность предоставления участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, прав и льгот инвалидов войны, предусмотренных статьей 14 данного Федерального закона, и расходования на эти цели средств федерального бюджета органами государственной власти не ставились под сомнение и не опровергались. Таким образом, действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ нормативно-правовое регулирование и основанная на нем правоприменительная практика приравнивали эту категорию участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, к инвалидам войны при предоставлении в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» мер социальной защиты. С принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов преобразована в систему социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпункте «з» подпункта1 пункта 1 его статьи 2, и остальных поименованных в подпункте 1 категорий участников Великой Отечественной войны. Наряду с этим сохранено правило о предоставлении участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), мер социальной поддержки инвалидов войны, причем в пункте 2 статьи 15 в новой редакции по-прежнему в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, называются участники Великой Отечественной войны - без разделения на категории, установленные в подпункте 1 пункта 1 статьи 2. Согласно пункту 6 статьи 23.2. Федерального закона «О ветеранах» форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. На территории ФИО2 <адрес> предоставление мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется в соответствии с Законом ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в ФИО2 <адрес>» в форме предоставления жилого помещения либо в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Таким образом, правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем инвалидов (в том числе инвалидов Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлен срок выполнения соответствующей обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны – до ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из вышеизложенного, вывод суда о том, что на ФИО1 распространяются меры социальной поддержки инвалидов ВОВ, предусмотренные статьей 14 ФЗ «О ветеранах», в силу пункта 2 статьи 15 ФЗ «О ветеранах», которая подлежит применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О основан на правильном толковании вышеперечисленных нормативных актов. Материалами дела бесспорно установлено, что ФИО1 относится к категории лиц, имеющих право на льготы, установленные статьями 17 и 14 Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов Великой Отечественной войны. Нуждаемость истца в улучшении жилищных условий ответчиком не оспаривается. Руководствуясь статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах», статьями 3 и 6 Закона ФИО2 <адрес> «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в ФИО2 <адрес>», пунктом 1 Постановления «Об организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в ФИО2 <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, пунктами ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Положения о Министерстве социальной политики ФИО2 <адрес>, утвержденного Постановлением Правительства ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № суд обоснованно возложил на ответчика обязанность включить истца в список ветеранов Великой Отечественной войны – получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) и обеспечить ФИО1 денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения. Доводы жалобы о том, что ФИО1 имеет право на социальную поддержку только в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О ветеранах» (предоставление жилья в случае выселения из служебного жилого помещения), не может быть приравнен по мерам социальной поддержки по обеспечению жилым помещением к инвалидам войны либо инвалидам боевых действий, на него не распространяются социальные льготы и гарантии, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (инвалид войны) основан на неправильном толковании норм материального права. Доводы кассационной жалобы отмену решения не влекут, поскольку сводятся к иному толкованию норм материального права, с которыми по вышеизложенным мотивам судебная коллегия согласиться не может. Таким образом, безусловных нарушений норм процессуального права, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было. Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не усматривается. Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 областного суда ОПРЕДЕЛИЛА: Решение ФИО2 районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства социальной политики по ФИО2 <адрес> по доверенности ФИО7 – без удовлетворения. Председательствующийсудья: ЛазоринБ.П.
Судьи: КондаковаТ.А.,КрайневаН.А.