Борский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Нижегородской области об обязании принять в собственность Нижегородской области биотермическую яму



Судья Машкина Е.В. Дело N 33-12670

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 20 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Паршиной Т.В.

судей: Гаврилова В.С., Щербакова М.В.,

при секретаре Ложкиной М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 декабря 2011 года дело

по кассационной жалобе представителя Правительства Нижегородской области по доверенности Л.Д. Литвиненко;

на решение Борского городского суда Нижегородской области от 11.07.2011 года по гражданскому делу

по иску Борского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Нижегородской области об обязании принять в собственность Нижегородской области биотермическую яму,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Гаврилова В.С., объяснения Рыбарчук О.В.(по довер.), Мурзиной Е.П.(по довер.), Макарова Д.В.(по довер.), судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,

УСТАНОВИЛА:

Борский городской прокурор Нижегородской области обратился в суд к Правительству Нижегородской области с названным иском, указывая, что ей были рассмотрены материалы проверки государственного ветеринарного управления Борского района в отношении биотермической ямы, расположенной на территории <…>, в лесном массиве около д. <…>. Изучением материалов установлено, что ближайший населенный пункт от указанной биотермической ямы (д. <…>) располагается на расстоянии <…>метров, от водоема – <…>метров, от асфальтной дороги - <…> метров, общая площадь биотермической ямы – <…> квадратных метров. Данная биотермическая яма не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям.

Согласно действующего законодательства осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на территории администрации муниципального образования <…>, находится место, отведенное для захоронения биологических отходов – биотермическая яма № <…>в лесном массиве около д. <…>.

Согласно акта обследования биотермической ямы д. <…> от 19.10.2010 г. главного госветинспектора <…> следует, что в нарушение п. 5.10 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» от 04.12.1995 г. подъезд к биотермической яме, расположенной на территории <…>, в лесном массиве около д. <…>, сильно затруднен из-за отсутствия дороги, прилегающая территория захламлена.

Кроме того, в нарушение п.6.2 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» от 04.12.1995 г. крышка, закрывающая яму, отсутствует.

Помимо вышеизложенного, навес над ямой и место для вскрытия трупов не установлены в нарушение п.5.8 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» от 04.12.1995 г.

Эксплуатацией биотермической ямы с нарушением требований ветеринарного законодательства нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую природную среду, так как постоянно создается опасность возникновения эпидемий и иных чрезвычайных ситуаций.

Прокурор просил обязать Правительство Нижегородской области в установленном законом порядке принять в собственность субъекта РФ – Нижегородской области биотермическую яму, расположенную на территории <…>, в лесном массиве около д. <…>, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Борского городского суда Нижегородской области от 11.07.2011 г. постановлено:

Обязать Правительство Нижегородской области в установленном законом порядке принять в собственность субъекта РФ – Нижегородской области биотермическую яму, расположенную на территории <…>, в лесном массиве около д. <…>, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей Правительства Нижегородской области, Комитета госветнадзора Нижегородской области, судебная коллегия признает решение суда законным и обоснованным.

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу пп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно пп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В субъекте Российской Федерации – в Нижегородской области - Правительство Нижегородской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти области, который разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Нижегородской области, участвует в проведении единой государственной политики в сферах финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, а также культуры, физической культуры и спорта.

В силу положений ст. 1 Закона Нижегородской области «О Правительстве Нижегородской области» Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Нижегородской области, коллегиальным органом и обладает правами юридического лица.

Согласно ст. 16 указанного Закона, Правительство Нижегородской области принимает и реализует областные целевые программы в области охраны окружающей среды, разрабатывает и реализует областные целевые программы по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания, областные целевые программы охраны атмосферного воздуха, разрабатывает, утверждает и реализует областные целевые программы по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории области; осуществляет региональный государственный экологический надзор (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха; регионального государственного надзора в области охраны водных объектов; регионального государственного надзора в области обращения с отходами) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности; осуществляет в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира, природопользования и землепользования иные полномочия, установленные федеральными законами, законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, проведенной Борской городской прокуратурой проверкой установлено, что на территории <…>, находится место, отведенное для захоронения биологических отходов – биотермическая яма № <…>в лесном массиве около д. <…>.

Согласно акта обследования биотермической ямы д. <…> от 19.10.2010 г. главного госветинспектора <…>следует, что удаление от ближайшего населенного пункта (д. <…>) – <…>м., от водоема – <…> м., от асфальтной дороги – <…>м. Общая площадь биометрической ямы – <…> кв.м. Подъезд к биометрической яме сильно затруднен из-за отсутствия дороги с твердым покрытием, прилегающая территория захламлена, крышка закрывающая яму отсутствует, стены ямы частично обрушены, территория ямы не огорожена, навес над ямой и место для вскрытия трупов не установлены. Все вышеназванное является нарушением п.п. 5.6, 5.8, 5.10, 6.2 «Ветеринарно-санитарнрных отходов», утвержденных главным госветинспектором РФ В.М. А. от 04.12.1995 г. № <…> (л.д. 6).

Данная биометрическая яма имеет ветеринарно-санитарную карточку № <…> (л.д. 9-10).

Ранее статус данного объекта был установлен – биотермическая яма, которая принадлежала <…>. В настоящий момент биометрическая яма владельца не имеет.

Эксплуатацией биотермической ямы с нарушением требований ветеринарного законодательства нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую природную среду, так как постоянно создается опасность возникновения эпидемий и иных чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, в силу вышеуказанных действующих норм права суд правомерно обязал Правительство Нижегородской области принять в собственность Нижегородской области указанную выше биотермическую яму.

Довод заявителя о том, что данная биометрическая яма является бесхозяйным имуществом и должна быть принята на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество как бесхозяйное по заявлению органа местного самоуправления, не имеет правового значения для рассматриваемого спора, поскольку согласно указанных выше норм передача таких объектов как скотомогильников (биотермических ям) осуществляется субъектам Российской Федерации.

В этой связи не имеется оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы, поскольку доводы жалобы, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, фактически дублируют доводы возражений на иск, представленных в суде первой инстанции, и по существу направлены на переоценку доказательств и иную правовую оценку фактических обстоятельств дела, установленных судом, для чего судебная коллегия оснований не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Борского городского суда Нижегородской области от 11 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Правительства Нижегородской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья: Паршина Т.В.

Судьи: Гаврилов В.С., Щербаков М.В.