по иску прокурора Автозаводского района г.Нижнего Новгорода в интересах Пискарева А.В. к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным действий, обязании предоставить единовременную денежную выплату и др.



Судья Бушмина А.Е. Дело № 33-12787

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кутыревой Е.Б., судей Кузиной Т.А., Лысовой Е.В.,

при секретаре Голуб В.Н.,

с участием представителя истца Масляева В.Е. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузиной Т.А.

по кассационной жалобе представителя Министерства социальной политики Нижегородской области Кулинич Е.В. по доверенности

на решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 12 октября 2011 года

по иску прокурора Автозаводского района г.Нижнего Новгорода в интересах Пискарева А.В. к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным действий, обязании предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Автозаводского района г.Нижнего Новгорода обратился в суд с иском в интересах Пискарева А.В. к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным действий, обязании предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.

Свои требования мотивировал тем, что Пискарев А.В., <…> года рождения, согласно удостоверению, <…> является ветераном-участником Великой Отечественной войны, на основании ст.14, 17 ФЗ «О ветеранах». Пискарев А.В. зарегистрирован и проживает по адресу: <…>.

Пискарев А.В. проходил военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в период с 24.11.1944 г. по 19.05.1955 года. Имеет <…> группу инвалидности по общему заболеванию.

Распоряжением администрации Автозаводского района г.Нижнего Новгорода от 06.04.2010 г. № <…>участник Великой Отечественной войны Пискарев А.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно информации Министерства социальной политики Нижегородской области <…> Пискарев А.В. не включен в сводный список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, так как обеспечение жильем лиц данной категории в соответствии со ст.17 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, осуществляется исключительно в случае их выселения из служебного жилого помещения.

Однако при получении статуса инвалида согласно ст.14 ФЗ «О ветеранах», ветеран Великой Отечественной войны приобретает права и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны, включая и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.

Таким образом, Пискарев А.В. имеет право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Прокурор просил суд:

- признать незаконным действия ответчика, выразившиеся в не включении Пискарева А.В. в список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в 2011 г.,

- обязать ответчика предоставить Пискареву А.В. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в размере <…> руб.

В судебном заседании помощник прокурора Нижегородского района г.Нижнего Новгорода Кокурина Р.В., действующая на основании поручения исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, дала объяснения по существу предъявленного иска.

В судебное заседание Пискарев А.В. не явился.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Масляев В.Е. заявленные требования поддержал, дал объяснения по существу иска.

Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Макаров С.А. иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебное заседание представитель Администрация Автозаводского района г.Нижнего Новгорода не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и возражения, в которых возражал против удовлетворения заявленных требований.

Решением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 12 октября 2011 года постановлено: Исковые требования прокурора Автозаводского района г.Н.Новгорода в интересах Пискарева А. В. удовлетворить.

Признать незаконным действия Министерства социальной политики Нижегородской области, выразившиеся в не включении Пискарева А. В. в список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в 2011 году.

Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить ветерану Великой Отечественной войны Пискареву А. В. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в размере <…> руб.

В кассационной жалобе представителя Министерства социальной политики Нижегородской области Кулинич Е.В. по доверенности содержится требование об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся по делу лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

С доводами кассационной жалобы нельзя согласиться по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Судом установлено, что истец является участником Великой Отечественной войны, относящимся к категории ветеранов, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а именно: военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 не менее шести месяцев.

Истец имеет инвалидность <…> группы вследствие общего заболевания.

Истец имеет удостоверение ветерана Великой Отечественной Войны серии <…>, в котором указано: «Пискарев А.В. ветеран - участник Великой отечественной войны имеет права и льготы, установленные статьями 14, 17 Федерального закона РФ «О ветеранах».

Пискарев А.В. зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: <…>, общая площадь жилого помещения составляет <…> кв.м. Указанная квартира по <…> принадлежит Пискареву А.В., Пискаревой А.А. Количество зарегистрированных по данному адресу составляет 5 человек.

Постановлением администрации Автозаводского района г.Нижнего Новгорода от 26.04.2010 года № <…>истец поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Согласно информации Министерства социальной политики Нижегородской области <…> Пискарев А.В. не включен в сводный список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, так как обеспечение жильем лиц данной категории в соответствии со ст.17 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, осуществляется исключительно в случае их выселения из служебного жилого помещения.

Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1). Выбор способов и объема социальной защиты, а также форм ее предоставления относится к дискреции законодателя, который, однако, связан конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольного отказа государства от принятых публично-правовых обязательств.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование общественных отношений, касающихся предоставления социальной защиты инвалидам Великой Отечественной войны, должно осуществляться на началах преемственности; государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом инвалидов Великой Отечественной войны, выполнивших свой воинский долг и имеющих заслуги перед Отечеством, объем ранее предоставленных им социальных гарантий; изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, - иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

Согласно ст.15 ч.2 ФЗ «О ветеранах» - «Участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Федеральный закон «О ветеранах» с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты «а» - «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2), к числу которых отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подпункт «з»).

По смыслу статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов - участников Великой Отечественной войны, направлена на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.

Имея единый статус участника Великой Отечественной войны и наличие <…> группы по общему заболеванию бессрочно, на истца распространяются меры социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, предусмотренные ст. 14 ФЗ «О ветеранах», в силу п. 2 ст. 15 ФЗ «О ветеранах», которая подлежит применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом.

В соответствии со ст.13 п.1 п.п.2 ФЗ РФ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение жилых помещений.

Согласно ст.14 п.4 ФЗ РФ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий,

Следовательно, истец имеет право как участник ВОВ на улучшение своих жилищных условий в соответствии со ст.23.2 ФЗ РФ «О ветеранах».

Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодателя в Нижегородской области 07.07.2006 принят Закон N 68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области», согласно которому предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на основании распоряжения Правительства Нижегородской области, которое доводится до сведения гражданина - получателя меры социальной поддержки по обеспечению жильем (пункт 2).

В соответствии со ст.3 указанного Закона на основании списков, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области осуществляет формирование и утверждение сводных списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в соответствии со сводными списками граждан, сформированными отдельно по каждой категории в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, относящихся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона.

Органом, осуществляющим полномочия по формированию и утверждению сводных списков граждан, имеющим право на получение мер социальной поддержки и обеспечению жильем, является Министерство социальной политики Нижегородской области.

При таком положении вывод суда о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности включить истца в список ветеранов Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома), является правильным.

В целях реализации Закона Нижегородской области от 7 июля 2006 года N 68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» организация работы по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Правительством Нижегородской области было издано постановление «Об организации работ по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» от 24 марта 2010 года № <…>, в соответствии с пунктом 1 которого, на Министерство социальной политики Нижегородской области было возложено осуществление полномочий по организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области.

Согласно пункту 3.7.10 Положения о Министерстве Социальной политики Нижегородской области, которое утверждено Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009 года № <…>, Министерство Социальной политики Нижегородской области - осуществляет полномочия по организации работы по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Нижегородской области, установленных: статьями 14 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» (п.п.1).

В пункте 3.7.11 указанного Положения предусмотрено, что Министерство социальной политики Нижегородской области осуществляет полномочия по предоставлению категориям граждан, установленным федеральным законодательством, социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, вывод суда о возложении на ответчика обязанности по обеспечению истца денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения, является правильным и соответствует действующему законодательству.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, оспаривающие выводы суда о наличии правовых оснований для удовлетворения иска, повторяют доводы позиции, занятой при рассмотрении дела, были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.

Кроме того, эти доводы не опровергают выводов суда и, по сути, свидетельствуют не о нарушении единообразия в толковании и применении судом норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств.

Нарушения судом норм материального и процессуального права не допущено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 12 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи