Судья ФИО6 Дело N 33-181 ФИО3 ОБЛАСТНОЙ СУД КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от ДД.ММ.ГГГГ Судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 областного суда в составе: председательствующего судьи: Кондаковой Т.А. судей: Курепчиковой О.С., Крайневой Н.А. при секретаре: ФИО10 с участием ФИО12 ФИО2 города ФИО1 О.В., ФИО2 Минсоцполитики ФИО11 рассмотрела в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по кассационным жалобам ФИО2 города ФИО1, ФИО12 на решение ФИО3 районного суда г. ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное решение суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО12 к ФИО2 г.ФИО1 о предоставлении жилого помещения, заслушав доклад судьи ФИО3 областного суда Курепчиковой О.С., объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 областного суда установила: ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 обратился в суд с иском к ФИО2 г.Н.ФИО5 о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма как нуждающемуся в улучшении жилищных условий. Заявленные требования обосновал тем, что с декабря 2005 года состоит в должности участкового уполномоченного милиции, проживает в общежитии по адресу: <…>, другого жилья не имеет. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФИО2 <адрес> г.Н.ФИО5 с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 <адрес> г.Н.ФИО5 отказала истцу в постановке на учет в связи с непредставлением документов, подтверждающих право быть признанным малоимущим. Истец просил суд обязать ФИО2 города ФИО1 предоставить ему по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. В судебном заседании ФИО12 заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. ФИО2 г.Н.ФИО5 в судебное заседание не явился. ФИО2 <адрес> г.Н.ФИО5 ФИО13 (по доверенности) исковые требования не признала, просила истцу в удовлетворении иска отказать. Решением ФИО3 районного суда г. ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: Исковые требования ФИО12 удовлетворить. «Обязать ФИО2 г.ФИО1 предоставить ФИО12 за счет средств федерального бюджета на основании договора социального найма изолированное жилое помещение в черте города ФИО1, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 13 квадратных метров. Взыскать с ФИО2 г. Н. ФИО5 в государственный доход госпошлину в сумме 100 рублей 00 копеек». Дополнительным решением суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Обязать ФИО2 г. Н. ФИО5 признать ФИО12 нуждающимся в улучшении жилищных условий». В кассационных жалобах ФИО2 города ФИО1 О.В., действуя на основании доверенности, просит об отмене решения суда и дополнительного решения, ссылаясь на существенные нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В кассационной жалобе ФИО12 просит об отмене решения, ссылаясь на его незаконность в части, касающейся установления метража предоставляемой жилой площади. Полагает, что подлежит применению ч.2 ст. 12. Закона ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О жилищной политике в ФИО3 <адрес>», которая устанавливает норму предоставления общей площади жилого помещения для одиноко проживающих граждан не менее 33 кв.м. В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу указанного Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции (пункт 2). Таким образом, судебная коллегия ФИО3 областного суда рассматривает жалобы кассаторов с учётом требований ФЗ № 353-ФЗ и положений ГПК РФ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ. Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией по правилам Главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Исходя из принципа диспозитивности, с учетом положений статьи 347 Гражданского процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела по существу суд кассационной инстанции проверяет обжалуемое решение в пределах доводов жалобы. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия ФИО3 областного суда приходит к следующему. Из материалов дела следует, что ФИО12 с декабря 2005 года состоит в должности участкового уполномоченного милиции, с мая 2009 года проживает в общежитии по адресу: <…>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФИО2 <адрес> г.Н.ФИО5 с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Распоряжением ФИО2 <адрес> г.Н.ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № *** ФИО12 отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, в связи с непредставлением документов, подтверждающих право быть признанным малоимущим (л.д. 8). Возлагая на орган местного самоуправления обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма, суд первой инстанции исходил из того, что возникновение правоотношений по обеспечению истца ФИО12, проходящего службу в органах внутренних дел в должности участкового уполномоченного милиции, обусловлено обстоятельствами несения им службы и замещения должности, с которыми законодательство связывает предоставление дополнительных гарантий по обеспечению жилым помещением по договору социального найма, закрепленных в статье 30 Закона Российской Федерации "О милиции" и частях 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть исходил из права участкового уполномоченного милиции, нуждающегося в жилом помещении, на предоставление жилого помещения не позднее шести месяцев с момента вступления в должность, которое не было реализовано истцом по независящим от него обстоятельствам. По мнению суда, поскольку ответчиком не исполнена обязанность по обеспечению истца жильем по договору социального найма в течение установленного законом шестимесячного срока, постольку такая обязанность у него сохраняется и в настоящее время. Судебная коллегия находит данный вывод суда необоснованным исходя из следующего. Статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (пункт 1). Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (пункт 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, (пункт 3). Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 4). Обязанность органа местного самоуправления по обеспечению участковых уполномоченных милиции жилым помещением не позднее 6-ти месяцев с момента приема на службу была предусмотрена специальным Законом РФ "О милиции" (ст. 30), который прекратил свое действие с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона "О полиции" от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ. Согласно ст.30 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1026-1 Таким образом, в соответствии с приведенной нормой закона праву истца на получение в период действия названного закона жилого помещения по договору социального найма соответствовала обязанность органа местного самоуправления обеспечить истца благоустроенным жилым помещением при наличии совокупности двух условий: заявления истца в орган местного самоуправления о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьей 30 Закона РФ N1026-1 «О милиции», и признания его нуждающимся в жилом помещении в установленном законом порядке. При этом, учитывая, что постановка на учет носит заявительный характер и зависит от волеизъявления самого лица, изъявившего желание получить жилое помещение, обязанность органа местного самоуправления предоставить жилое помещение наступает в течение шести месяцев со дня подачи такого заявления. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 обратился в ФИО2 <адрес> г. Н. ФИО5 с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Заявления о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании ст. 30 Закона РФ N1026-1 «О милиции» истец не подавал. Указанное подтверждается представленными в материалы дела ксерокопиями материалов учетного дела ФИО2 <адрес> (л.д.28-38). Распоряжением ФИО2 <адрес> № *** от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 отказано в признании малоимущим в целях принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по мотиву непредставления документов, подтверждающих право быть признанным малоимущим, со ссылкой на Закон ФИО3 <адрес> «О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма». Решение об отказе в принятии истца на учет и признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма в связи с работой в должности участкового уполномоченного милиции органом местного самоуправления не принималось. (л.д.8,9). Распоряжение ФИО2 <адрес> г. Н. ФИО5 №-р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, ФИО12 не обжаловал, в силу чего решение суда о незаконности отказа в постановке на учет не принималось. Таким образом, материалами дела установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец в установленном порядке не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и не был принят на соответствующий учет. С учетом изложенного выше у органа местного самоуправления по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма. Положением ст. 44 Федерального закона "О полиции", вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрен порядок обеспечения сотрудника полиции жилым помещением за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо посредством предоставления единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом предусматривается, что полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации, в котором сотруднику полиции может быть предоставлено служебное жилое помещение. Таким образом, в связи с введением в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона "О полиции" изменилось правовое регулирование вопроса обеспечения сотрудника полиции жилым помещением, которое не предусматривает обязанность органа местного самоуправления по обеспечению сотрудников полиции жилым помещением на условиях социального найма. В силу вышеуказанного суду первой инстанции при разрешении спора надлежало руководствовался тем законодательством, которое регулирует спорные правоотношения на момент судебного разбирательства. Поскольку на день вынесения судом решения истец в установленном порядке не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и не был принят на соответствующий учет, а поэтому у органа местного самоуправления не возникла обязанность предоставить жилое помещение по договору социального найма, а также учитывая, что отсутствовала закрепленная на законодательном уровне обязанность органа местного самоуправления по обеспечению сотрудника органов внутренних дел жилым помещением на условиях социального найма, исковые требования о возложении на ФИО2 города такой обязанности не могли быть удовлетворены. Изложенные в решении выводы свидетельствуют о неверном толковании судом положений приведенных выше норм материального закона, что исключает законность и обоснованность вынесенного решения и является основанием для его отмены по смыслу статьи 362 Гражданского процессуального кодекса РФ. Принимая во внимание, что по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, поскольку обстоятельства, имеющие юридически значимый характер, установлены, но судом допущены ошибки в применении норм материального права, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить решение суда первой инстанции и принять новое судебное постановление, которым в иске ФИО12 о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий путем предоставления жилого помещения по договору социального найма и в иске о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать. ОПРЕДЕЛИЛА: Решение ФИО3 районного суда г. ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное решение суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить. Не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, вынести новое судебное решение, которым в иске ФИО12 к ФИО2 города ФИО1 о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий путем предоставления жилого помещения по договору социального найма и в иске о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать. Председательствующий судья Судьи
«О милиции» (с последующими изменениями и дополнениями), сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.