о возмещении вреда, причиненного здоровью



Судья Лебедев Д.Н. Дело № 33-461/2012 год

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Железновой Н.Д., судей Старковой А.В. и Башаркиной Н.Н.,

при секретаре Бурдуковой Е.И.,

с участием прокурора Селезневой О.Н., Ионовой Т.В., представляющей интересы Кобелькова А.А.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Старковой А.В.

дело по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области

на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 31 августа 2011 года

по иску Кобелькова А.А. к Главному Управлению Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Нижегородской области о возмещении вреда, причиненного здоровью,

У С Т А Н О В И Л А :

Кобельков А.А. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Нижегородской области о возмещении вреда, причиненного здоровью.

Требования мотивированы тем, что он проходил службу в системе МВД РФ с 01.02.2003 года и 13.12.2010 года был уволен с должности старшего оперуполномоченного второго боевого отделения отряда милиции специального назначения криминальной милиции ГУВД по Нижегородской области по пункту «ж» ч.7 ст.19 (по болезни) Закона «О милиции». За время службы он неоднократно выполнял служебно-боевые задачи в Чеченской республике. 30.12.2004 года, находясь в служебной командировке в Чеченской республике, в результате взрыва он получил травму головы. 06.10.2005 года в очередной командировке в Чеченской республике он получил повторную травму головы. По заключению военно-врачебной комиссии ГУВД по Нижегородской области за № <...> от 09.11.2010 года отдаленные последствия повторных закрытых черепно-мозговых травм минно-взрывного действия являются военной травмой и исключают возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел. 16.02.2011 года заключением ГБМСЭК г. Дзержинска (филиал № 16) истец был признан инвалидом третьей группы с причиной инвалидности - военная травма, сроком на один год, то есть до 01.03.2012 года.

Кобельков А.А. просил суд взыскать с ГУ МВД России по Нижегородской области платежи в счет возмещении вреда, причиненного здоровью, начиная с 13.12.2010 года и до очередного переосвидетельствования, то есть до 01.03.2012 года.

Впоследствии истец изменил предмет иска в порядке ст.39 ГПК РФ и просит суд взыскать с ГУ МВД России по Нижегородской области ежемесячные платежи в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, начиная с 01.09.2011 года, по 16303,65 рублей до очередного переосвидетельствования, то есть до 01.03.2012 года, с последующей индексацией в установленном законе порядке; взыскать с ГУ МВД РФ по Нижегородской области задолженность за период с 14.12.2010 года по 31.08.2011 года в сумме 139318,03 рублей.

Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 31 августа 2011 года исковые требования Кобелькова А.А. удовлетворены частично.

Постановлено взыскать с ГУ МВД России по Нижегородской области в пользу Кобелькова А.А. ежемесячно, начиная с 01.09.2011 года до очередного переосвидетельствования, т.е. до 01.03.2012 г., выплату в счет возмещения вреда здоровью в сумме 16180 рублей 42 копейки с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Взыскать с ГУ МВД России по Нижегородской области в пользу Кобелькова А.А. задолженность в счет возмещения вреда здоровью за период с 14.12.2010 г. по 31.08.2011 г. в сумме 138265 рублей 00 копеек.

В удовлетворении исковых требований Кобелькова А.А. в остальной части отказано.

Постановлено взыскать с ГУ МВД России по Нижегородской области в пользу ГУ Нижегородской областное бюро судебно-медицинской экспертизы расходы на производство судебной экспертизы в сумме 15428 рублей 00 копеек.

В кассационной жалобе ГУ МВД России по Нижегородской области содержится требование об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с положениями Конституции РФ обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7, ч.2), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (ст.19, ч.2), социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (ст.39, ч.1).

Российская Федерация как социальное государство обязано стремиться к максимальному социальному эффекту в сфере защиты здоровья граждан и возмещения им вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими трудовой (служебной) деятельности, используя для этого все необходимые правовые средства, включая частноправовые (страхование, возмещение вреда) и публично-правовые (государственное и социальное страхование, социальное обеспечение, денежные компенсации) институты.

По смыслу ст.37 (ч.1) Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст.32 (ч.4), 72 (п. «б» ч.1) и 114 (п. «е»), служба в органах внутренних дел Российской Федерации, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 26.12.2002 года № 17-П, особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на этих лиц, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу ст.1 (ч.1), 2, 7, 37 (ч.1 и 3), 39 (ч.1 и 2), 41 (ч.1), 45 (ч.1) и 71 (п. «в») Конституции РФ влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.

Исходя из приведенной правовой позиции, государство призвано гарантировать сотрудникам милиции возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением ими служебных обязанностей, в объеме, позволяющем в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса. При этом характер выполняемых этими лицами функций - в силу конституционных принципов справедливости и соразмерности - предполагает установление для них условий возмещения вреда, по крайней мере не худших по сравнению с другими категориями граждан.

Конституционная обязанность государства по возмещению вреда, причиненного здоровью сотрудников милиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей, может осуществляться в различных юридических формах, в том числе в форме установленного в целях обеспечения социальных интересов этих лиц и интересов государства обязательного государственного страхования их жизни и здоровья, которое финансируется за счет бюджетных средств, в форме гражданско-правового (деликтного) возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в милиции (ст.1084 ГК Российской Федерации), в форме предоставления единовременного пособия и денежной компенсации (части третья и четвертая ст.29 Закона РФ «О милиции»).

Согласно ч.3, 4 ст.29 Закона РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» при получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.

Согласно ст.1084 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 Гражданского кодекса РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

В соответствии с п.1 ст.1085 Гражданского кодекса РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

В силу п.1 ст.1086 Гражданского кодекса РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.

Как следует из материалов дела, Кобельков А.А. в период с 01.02.2003 года по 13.12.2010 года проходил службу в органах внутренних дел, работая постоянно на аттестованных должностях. Последнее место работы – оперуполномоченный второго боевого отделения отряда милиции специального назначения криминальной милиции ГУВД по Нижегородской области.

30.12.2004 года, находясь в служебной командировке в Чеченской республике, в результате взрыва истец получил травму головы. 06.10.2005 года в очередной командировке в Чеченской республике истец получил повторную травму головы.

По заключению военно-врачебной комиссии ГУВД по Нижегородской области № <...> от 09.11.2010 года отдаленные последствия повторных закрытых черепно-мозговых травм минно-взрывного действия (сотрясения и контузии головного мозга от 2004 и 2005 гг.) в виде частых эпилептических припадков, церебрального арахноидита с ликвородинамическими нарушениями, синдромом внутричерепной гипертензии незначительно выраженным астено-невротическим синдромом - являются военной травмой, и исключают возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, так как истец признан негодным к военной службе (л.д. 6-7).

16.02.2011 года заключением ГБМСЭК г. Дзержинска (филиал № 16) Кобельков А.А. признан инвалидом третьей группы с причиной инвалидности - военная травма, сроком на один год до 01.03.2012 года (л.д. 9).

Из материалов дела следует, что 13.12.2010 года истец был уволен с должности старшего оперуполномоченного второго боевого отделения отряда милиции специального назначения криминальной милиции ГУВД по Нижегородской области по п.«ж» ч.7 ст.19 (по болезни) Закона «О милиции» (л.д. 5).

Как следует из заключения служебной проверки, согласно приказа ГУВД Нижегородской области № <...> старший лейтенант милиции Кобельков А. А. в составе группы ОМСН КМ ГУВД Нижегородской области прибыл 09.12.2004 года в служебную командировку в Чеченскую Республику. 30.12.2004 года группа сотрудников ОМСН КМ Нижегородской области совместно с сотрудниками УФСБ по ЧР ССГ-4 участвовали в проведении специальной операции по поиску членов банд формирований. Прибыв в квадраты поиска 8658, 8659, они приступили к проверке нежилых строений, расположенных в н.п. Эшилхатой Веденского района. При заходе в здание для осмотра помещения раздался взрыв неустановленного взрывного устройства. Старший лейтенант милиции Кобельков А.А. при взрыве был отброшен взрывной волной из помещения. В результате взрыва он потерял сознание и им была получена минно-взрывная травма, закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга. После оказание первой медицинской помощи он был доставлен в военный госпиталь в в/ч <...>.

Согласно приказа старший лейтенант Кобельков А.А. в составе группы ОМСН КМ ГУВД Нижегородской области прибыл 27.08.2005 года в служебную командировку в Чеченскую Республику. 06.10.2005 года группа сотрудников ОМСН КМ Нижегородской области совместно с сотрудниками УФСБ по ЧР ССГ-4 участвовали в проведении специальной операции по поиску членов банд формирований. Прибыв в квадрат поиска 56 93, начали разведывательно-поисковые мероприятия в лесном массиве на окраине н.п. Дышне-Ведено Веденского района. Во время перемещения по лесному массиву раздался взрыв безоболочного самодельного взрывного устройства. Старший лейтенант милиции Кобельков А.А. при взрыве был отброшен взрывной волной, после оказания первой медицинской помощи был доставлен в военный госпиталь в/ч <...> (л.д. 15-16, 18-20).

Судебная коллегия находит, что при указанных обстоятельствах, с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 15.07.2009 года № 13-П о праве сотрудников милиции на возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы, при отсутствии виновных противоправных действий органов внутренних дел, суд пришел к законным и обоснованным выводам о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Кобелькова А.А. и взыскания с ГУ МВД России по Нижегородской области в пользу истца в счет возмещения вреда за период с 14.12.2010 года по 31.08.2011 года денежных средств в сумме 138265 рублей и за период с 01.09.2011 года до очередного переосвидетельствования 01.03.2012 года ежемесячно денежных средств в сумме 16180,42 рублей с последующей индексацией.

При этом судебная коллегия полагает произведенный судом расчет подлежащих взысканию денежных средств правильным, осуществленным в соответствии с положениями закона, заключением судебной экспертизы о степени утраты истцом профессиональной трудоспособности в размере 50 % со дня увольнения (л.д. 59), а также представленными доказательствами (л.д. 24).

Как следует из материалов дела, представителем ответчика в нарушение требований ст.56 ГПК РФ не представлено суду доказательств в обоснование иного размера денежных средств, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца.

Таким образом, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также надлежащей оценке представленных доказательств, а доводы кассационной жалобы ГУ МВД России по Нижегородской области – подлежащими отклонению по мотивам, приведенным в данном определении.

Процессуальных нарушений, являющихся основаниями для отмены решения, судом не допущено.

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст.361 ГПК РФ в редакции, действовавшей до 01 января 2012 года, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 31 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МВД России по Нижегородской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи