прокурор Большеболдинского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Нижегородской области об обязании включить в реестр имущества и др.



Судья Локтева С.Н. Дело №33-438

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 24 января 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Паршиной Т.В.,

судей: Заварихиной С. И., Щербакова М.В.,

при секретаре Ложкиной М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 января 2012 года дело

по кассационной жалобе Правительства Нижегородской области

на решение Большеболдинского районного суда Нижегородской области от 11 ноября 2011 года по гражданскому делу

по иску прокурора Большеболдинского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Нижегородской области об обязании включить в реестр имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области сибиреязвенный скотомогильник и зарегистрировать право собственности на данный скотомогильник в органе, осуществляющем государственную регистрацию права,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Щербакова М.В., объяснения представителя Комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области – Мурзиной Е.П., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного судастрадавших от действий заказанезаконным отказа во включении в реестр граждан, пострадавших от действий заказачиков (застройщи

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Большеболдинского района Нижегородской области обратился в суд с иском к Правительству Нижегородской области об обязании Правительство Нижегородской области включить в реестр имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, сибиреязвенный скотомогильник с инвентарным номером <...> (с координатами: <...>), находящийся на территории Большеболдинского района Нижегородской области в <...> метрах от села <...> и зарегистрировать право собственности на данный скотомогильник в органе, осуществляющем государственную регистрацию права.

В обоснование иска прокурор указал, что скотомогильник по указанному адресу не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для человека. Поскольку в соответствии с действующим законодательством субъект РФ может иметь в собственности имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы), а указанный скотомогильник ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплен, что может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения, прокурор обратился в суд с указанными требованиями.

Решением Большеболдинского районного суда Нижегородской области от 11 ноября 2011 года постановлено:

Исковые требования прокурора Большеболдинского района Нижегородской области к Правительству Нижегородской области об обязании включить в реестр имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области сибиреязвенный скотомогильник и зарегистрировать право собственности на данный скотомогильник в органе, осуществляющем государственную регистрацию права удовлетворить.

Обязать Правительство Нижегородской области включить в реестр имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области сибиреязвенный скотомогильник № <...> (с координатами: центр <...>) площадью <...> кв. метров, расположенный по адресу: <...>, <...> метров от с. <...> и зарегистрировать право собственности на данный скотомогильник в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок.

В кассационной жалобе Правительство Нижегородской области, просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела усматривается, что на территории муниципального образования с координатами: <...>, в <...> метрах от с. <...> Большеболдинского района Нижегородской области) расположена биотермическая яма (скотомогильник), предназначенная для захоронения животных, павших от сибирской язвы. Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник №<...> его площадь составляет <...> кв.м. (л.д. 8).

Справкой государственного ветеринарного управления Большеболдинского района подтверждено, что указанный скотомогильник в собственности предприятий не находится, на балансе не стоит и его эксплуатацией никто не занимается.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16 августа 2011 года скотомогильник принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества (л.д. 10).

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьями 5 и 6 ФЗ от 06 октября 2003 год №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

Ссылка в кассационной жалобе на п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, в соответствии с которым ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, не может быть принята судебной коллегией в качестве основания для отказа в удовлетворении иска прокурора, поскольку данный скотомогильник на балансе администрации муниципального района не состоит.

Кроме того, действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов.

Делегирование полномочий и выделение денежных средств в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию Большеболдинского района Нижегородской области не передавались.

Доказательств обратного суду не представлено.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора и отклоняет доводы кассационной жалобы, как основанные на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Каких либо нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Большеболдинского районного суда Нижегородской области от 11 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи: