по иску Маловой Г.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Гагинскому району Нижегородской области о назначении пенсии



Судья: Кочеткова М.В.

Дело №33-383/2012

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.НижнийНовгород 17января2012года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе

председательствующего судьи: Пряничниковой Е.В.

судей: Никитиной И.О., Таниной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем: Гончаровой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по кассационной жалобе Маловой Г.В.

на решение Гагинского районного суда Нижегородской области от 28 ноября 2011 года

гражданское дело по иску Маловой Г.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Гагинскому району Нижегородской области о назначении пенсии.

Заслушав доклад судьи областного суда Пряничниковой Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Малова Г.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Гагинскому району Нижегородской области о назначении пенсии. В обоснование заявленных требований Малова Г.В. указала, что она с 1987 года осуществляет педагогическую деятельность. 15 сентября 2011 года она обратилась в орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии, в чем ей было отказано. Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Гагинскому району Нижегородской области не включило в специальный стаж периоды ее учебы в Арзамасском государственном педагогическом институте: с 01 сентября 1983 года по 31 января 1987 года, с 01 апреля 1987 года по 10 ноября 1987 года, с 01 января 1988 года по 28 июня 1988 года, что истица считает незаконным. На этом основании, Малова Г.В. просила суд: обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Гагинскому району Нижегородской области включить периоды ее учебы в Арзамасском государственном педагогическом институте: с 01 сентября 1983 года по 31 января 1987 года, с 01 апреля 1987 года по 10 ноября 1987 года, с 01 января 1988 года по 28 июня 1988 года в специальный стаж педагогической деятельности, признать незаконным отказ в назначении пенсии с 15 сентября 2011 года, обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Гагинскому району Нижегородской области назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 15 сентября 2011 года.

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Гагинскому району Нижегородской области исковые требования не признало.

Решением Гагинского районного суда Нижегородской области от 28 ноября 2011 года в удовлетворении иска Маловой Г.В. отказано.

В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 01 января 2012 года.

В судебное заседание суда кассационной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства не представлено, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда на основании ст.354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из материалов дела усматривается, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Гагинскому району Нижегородской области Маловой Г.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В педагогический стаж истца не были включены периоды ее обучения в Арзамасском государственном педагогическом институте им. А.П. Гайдара с 01 сентября 1983 года по 31 января 1987 года, с 01 апреля 1987 года по 10 ноября 1987 года, с 01 января 1988 года по 28 июня 1988 года, о несогласии с чем был поставлен вопрос в предъявленном Маловой Г.В. в суд первой инстанции заявлении.

Отказывая Маловой Г.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд первой инстанции не учел, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В периоды, когда Малова Г.В. проходила обучение в Арзамасском государственном педагогическом институте им. А.П. Гайдара действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Согласно пункту 2 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Как следует из материалов гражданского дела, Малова Г.В. с 01 сентября 1983 года по 31 января 1987 года проходила обучение в Арзамасском государственном педагогическом институте им. А.П. Гайдара; впоследствии с 01 февраля 1987 года по 31 марта 1987 года была трудоустроена на должность учителя математики и физики Ушаковской средней школы; затем в период с 01 апреля 1987 года по 10 ноября 1987 года она продолжила обучение; с 11 ноября 1987 года по 31 декабря 1987 года – работала в должности учителя математики и физики в Н-Благовещенской восьмилетней школы, продолжив обучение с 01 января 1988 года по 28 июня 1988 года; 15 августа 1988 года, т.е. после окончания высшего учебного заведения, МаловаГ.В. приступила к работе в должности учителя математики и физики Тархановской средней школы.

Таким образом, периодам ее учебы в Арзамасском государственном педагогическом институте им. А.П. Гайдара с 01 апреля 1987 года по 10 ноября 1987 года, а также с 01 января 1988 года по 28 июня 1988 года непосредственно предшествовала и непосредственно за ними следовала педагогическая деятельность в учреждениях и должности, работа в которых была засчитана пенсионным органом в ее специальный (педагогический) стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С учетом пункта 4 указанного выше Положения, данные периоды засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Учитывая, что на момент обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение 15 сентября 2011 года, Маловой Г.В. было выработано не менее 2/3 стажа (21 год 07 месяцев 02 дня), требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для включения Маловой Г.В. в специальный стаж периодов ее обучения в Арзамасском государственном педагогическом институте им. А.П. Гайдара с 01 апреля 1987 года по 10 ноября 1987 года, а также с 01 января 1988 года по 28 июня 1988 года, который был незаконно исключен органом Пенсионного фонда Российской Федерации, является ошибочным.

При таких обстоятельствах в целях исправления ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции в применении и толковании норм материального права, судебная коллегия находит возможным решение суда в указанной части отменить и, не передавая гражданское дело на новое рассмотрение, принять решение об удовлетворении исковых требований Маловой Г.В. о включении в специальный стаж педагогической деятельности периодов ее обучения в Арзамасском государственном педагогическом институте им. А.П. Гайдара с 01 апреля 1987 года по 10 ноября 1987 года и с 01 января 1988 года по 28 июня 1988 года.

В связи с частичным удовлетворением заявленных Маловой Г.В. требований подлежит отмене и решение суда об отказе Маловой Г.В. во взыскании с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Гагинскому району Нижегородской области расходов по уплате государственной пошлины.

Учитывая положения ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о пропорциональности распределения между сторонами судебных расходов в зависимости от объема удовлетворенных требований, с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Гагинскому району Нижегородской области в пользу Маловой Г.В. подлежит взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 рулей.

Между тем, судебная коллегия не усматривает нарушений в выводах суда о невключении в специальный стаж Маловой Г.В., работавшей до 10 июля 1983 года в должности зоотехника в совхозе «Талызинский», периода ее учебы в институте с 01 сентября 1983 года по 31 января 1987 года, поскольку указанному периоду обучения непосредственно не предшествовала педагогическая деятельность.

Соглашается судебная коллегия и с выводом суда об отсутствии правовых оснований для назначения Маловой Г.В. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа на момент обращения в орган Пенсионного фонда Российской Федерации даже с учетом включенных настоящим определением периодов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Гагинского районного суда Нижегородской области от 28 ноября 2011 года в части отказа в удовлетворений Маловой Г.В., предъявленных к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Гагинскому району Нижегородской области, о включении в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов ее обучения в Арзамасском государственном педагогическом институте им. А.П. Гайдара с 01 апреля 1987 года по 10 ноября 1987 года и с 01 января 1988 года по 28 июня 1988 года; взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 100 рублей отменить.

В указанной части принять новое решение, которым обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Гагинскому району Нижегородской области включить Маловой Г.В. в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды ее обучения в Арзамасском государственном педагогическом институте им. А.П. Гайдара с 01 апреля 1987 года по 10 ноября 1987 года и с 01 января 1988 года по 28 июня 1988 года.

Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Гагинскому району Нижегородской области в пользу Маловой Г.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 рублей.

В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи