по иску Прокурора г.Дзержинска в интересах Бабичева М. И. к Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании включить в список ветеранов ВОВ - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещени



Судья Сокурова Ю.А. Дело N 33-877

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Нижний Новгород

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Паршиной Т.В.

судей: Васильевых И.Д., Заварихиной С.И.,

при секретаре: Ложкиной М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании 07 февраля 2012 года дело

по кассационной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области

на решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 22 ноября 2011 года

по иску Прокурора г.Дзержинска в интересах Бабичева М. И. к Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании включить в список ветеранов ВОВ - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании обеспечить единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Васильевых И.Д., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Дзержинска обратился в суд в защиту интересов ветерана Великой Отечественной войны Бабичева М.И. к Министерству социальной политики Нижегородской области и просил суд обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить ветерана - участника ВОВ Бабичева М.И., <...> года рождения, в список ветеранов ВОВ - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязать Министерство социальной политики Нижегородской области обеспечить Бабичева М.И. единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения. Требования мотивирует тем, что Бабичев М.И. является участником Великой Отечественной войны и нанимателем муниципальной квартиры, в которой проживает совместно с дочерью и членами её семьи (четырех человек). Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи, составляет <...> кв.м, то есть менее учетной нормы на 1 члена семьи. На Бабичева М.И. распространяются льготы социальной поддержки, предусмотренные Законом «О ветеранах», но он был исключен из сводного списка ветеранов – получателей единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Прокурор в интересах Бабичева М.И. просил суд обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить Бабичева М.И. в список ветеранов ВОВ - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и обеспечить его единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения.

Решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 22 ноября 2011года постановлено:

Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить ветерана – участника Великой Отечественной войны Бабичева М.И., <...> года рождения, в список ветеранов ВОВ -получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области обеспечить ветерана-участника Великой Отечественной войны Бабичева М.И. единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения в сумме <...> рублей.

В кассационной жалобе представителя Министерства социальной политики Нижегородской области - заместителя министра - Габелевой Э.А. ставится вопрос об отмене судебного решения, как незаконного и необоснованного, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права. Заявитель указывает, что вывод суда о том, что на Бабичева М.И. распространяются меры социальной поддержки инвалидов ВОВ согласно ст.14 Федерального закона «О ветеранах», является неверным, поскольку Бабичев М.И. принимал участие в Великой Отечественной войне в воинских частях, не входивших в состав действующей армии. Меры социальной поддержки данной категории граждан указаны в ст.17 Закона «О ветеранах». В частности, данные граждане обеспечиваются жильем в случае выселения их из служебных жилых помещений. Жилье, в котором проживает Бабичев М.И., служебным не является. Кроме того, истец является инвалидом вследствие общего заболевания, а потому меры социальной поддержки инвалидов войны не могут на него распространяться.

Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией по правилам Главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2012 года), в пределах доводов жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав в её поддержку представителя Министерства социальной политики Нижегородской области Маркова С.А., действующего по доверенности, и Бабичева М.И., просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия признает решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Бабичев М.И. признан ветераном и участником ВОВ и пользуется мерами социальной поддержки, предусмотренными ст.ст.14,17 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением серии <...> №<...>, выданным Центром социальной поддержки населения г.Дзержинска 28.04.2000г. Кроме того, истец имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, что подтверждается удостоверением серии <...> №<...>, выданным Управлением социальной защиты населения г.Дзержинска 27 мая 2005 года (л.д.8).

Истец имеет инвалидность второй группы вследствие общего заболевания (л.д.9).

Постановлением Администрации г.Дзержинска от 28.12.2010г. №<...> о внесении изменений в постановление Администрации г.Дзержинска от 18.10.2010г. №<...> истец был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включен в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Законом от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по категории «Участники ВОВ» (л.д.11). Решением Комиссии по обеспечению жильем граждан, проживающих на территории Нижегородской области при Министерстве социальной политики (протокол от 13.04.2011г. №76), Бабичев М.И. был исключен из сводного списка ветеранов ВОВ (л.д.50).

Судом первой инстанции установлено, что истец зарегистрирован и проживает по адресу: <...>. Совместно с ним зарегистрированы его дочь К. Е.М., члены ее семьи – К. А.А., К. М.А., К. А.А., Л. А.Д. Данная квартира относится к имуществу муниципальной казны г.Дзержинска и включена в реестр муниципальной собственности. Другого жилого помещения для постоянного проживания ни истец, ни его дочь К. Е.М. не имеют (л.д.10, 20, 30).

Истцом было подано заявление о включении его в сводный список для получения социальной выплаты в соответствии с Законом Нижегородской области от 07.07.2006г. №68 «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» (л.д. 16).

Разрешая спор, и удовлетворяя требования прокурора г.Дзержинска, действующего в интересах Бабичева М.И., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Бабичев М.И., как участник Великой Отечественной войны, имеющий вторую группу инвалидности по общему заболеванию, обладает правом на улучшение жилищных условий или приобретение жилого помещения.

Данный вывод суда основан на законе и установленных по делу обстоятельствах.

Согласно ст.2 Закона «О ветеранах» истец в соответствии с пп. «з» п.1 относится к ветеранам ВОВ категории военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

В соответствии с п.2 ст.15 Закона «О ветеранах» от 22.08.2004 N 122-ФЗ участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

В силу п.4 ст.14 Закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются такие меры социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с со ст.23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от имущественного положения.

В соответствии с вышеприведенными правовыми нормами суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец обладает статусом участника Великой Отечественной войны, а также правом на улучшение жилищных условий в соответствии со ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», пункт 3 которой гласит, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации для следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Пункт 6 ст.23.2 указанного выше закона устанавливает, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.2 Закона Нижегородской области «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются отдельным категориям граждан, установленным подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", в форме предоставления жилого помещения по договорам социального найма.

Пункт 2 статьи 2 указанного выше Закона устанавливает, что по письменным заявлениям отдельных категорий граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", обеспечение жильем может осуществляться в форме однократного предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).

В соответствии с пунктом 3.7.10 Положения о Министерстве социальной политики Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009 года №148, Министерство социальной политики Нижегородской области осуществляет полномочия по организации работы по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Нижегородской области, установленных: 1) статьями 14 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".

В пункте 3.7.11 указанного Положения предусмотрено, что Министерство социальной политики Нижегородской области осуществляет полномочия по предоставлению категориям граждан, установленным федеральным законодательством, социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности включить Бабичева М.И. в список ветеранов ВОВ - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также для обеспечения Бабичева М.И. единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения в сумме <...> рублей (<...>кв.м х <...>руб. - согласно приказу №131 от 30.03.2011г. Министерства регионального развития Российской Федерации «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2011 года»).

Ссылка заявителя кассационной жалобы на ст.17 Закона «О ветеранах», в соответствии с которой участнику Великой Отечественной войны Бабичеву М.И. не выплачивается денежная компенсация, не может быть принята во внимание, поскольку в силу п.2 ст.15 Закона «О ветеранах», которая подлежит применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2006 N89-О, на него распространяются меры социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, предусмотренные ст.14 Закона «О ветеранах».

Нормы материального права при рассмотрении дела судом применены правильно, существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Доводы жалобы фактически аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции и по существу направлены на переоценку доказательств, произведенную судом первой инстанции по правилам ст.ст.67,71 ГПК Российской Федерации, что в компетенцию суда второй инстанции не входит. Доводы жалобы не содержат ссылок на какие-либо новые факты или обстоятельства, которые судом первой инстанции оставлены без внимания, поэтому они не могут повлиять на содержание принятого решения.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2012 года), судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 22 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области - без удовлетворения.

Председательствующий Т.В.Паршина

Судьи И.Д.Васильевых

С.И.Заварихина