о понуждении выдать государственный жилищный сертификат



Судья ФИО3 дело

ФИО2 ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 областного суда в составе:

председательствующего: Пряничниковой Е.В.

судей: Крайневой Н.А., ФИО6

при секретаре: ФИО7

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерство социальной политики ФИО2 <адрес>

на решение Арзамасского городского суда ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

по иску ФИО1 к администрации <адрес>, Министерству социальной политики ФИО2 <адрес> о понуждении выдать государственный жилищный сертификат

Заслушав доклад судьи ФИО2 областного суда Крайневой Н.А., объяснения ФИО1, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации <адрес>, Министерству социальной политики ФИО2 <адрес> о понуждении выдать государственный жилищный сертификат.

В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время он состоит на учете в администрации <адрес> в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как гражданин, подвергшийся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии со ст. 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ему гарантируется обеспечение жилищных условий жилой площадью в размере и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Также в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы» он имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом. Однако, ДД.ММ.ГГГГ письмом администрации <адрес> ему было отказано в оформлении на его имя государственного жилищного сертификата в рамках реализации данной подпрограммы, поскольку он не представил полный пакет документов, установленных пунктом 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы», а именно не представил обязательство о сдаче жилого помещения в муниципальную собственность. Данное обязательство он представить не может по независящим от него причинам, поскольку в квартире по адресу: < 1 > проживает его бывшая жена Хрычева Н.Н. и сын ФИО9

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО10 исковые требования поддержали.

Представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО11 с исковыми требованиями ФИО1 не согласилась, указывая, что администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком по данному иску, поскольку решение о включение в список на получение жилищного сертификата принимает орган исполнительной власти субъекта РФ, то есть Министерство социальной политики ФИО2 <адрес>. ФИО1 был включен в сводный список для получения сертификата, но не может его получить, поскольку не может представить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения независящим от него причинам.

Представитель Министерства социальной политики ФИО2 <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания должным образом извещен.

В отзыве Министерства социальной политики ФИО2 <адрес> указано на обоснованный отказ в выдаче государственного жилищного сертификата в виду непредоставления необходимого пакета документов.

Решением Арзамасского городского суда ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.

На Министерство социальной политики ФИО2 <адрес> возложена обязанность выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат. В иске к администрации <адрес> ФИО1 отказать.

В кассационной жалобе Министерства социальной политики по ФИО2 <адрес> поставлен вопрос об отмене решения как незаконного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что истцом не представлены доказательства того факта, что ФИО8 действительно проживает в спорной квартире.

Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.

Законность и обоснованность судебного решения проверена судебной коллегией по правилам положений главы 40 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов жалобы заявителя.

Проверив материалы дела, заслушав объяснение ФИО1, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, постановленного в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (статья 2). К числу конституционно признаваемых и защищаемых прав и свобод человека и гражданина относятся право на охрану здоровья, а также право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением (статьи 41 и 42 Конституции РФ), которым корреспондирует обязанность государства обеспечить экологическое благополучие путем охраны окружающей среды, предотвращения экологически опасной деятельности, предупреждения и ликвидации последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных.

В рамках реализации этой обязанности в соответствии с целями политики Российской Федерации как социального государства на законодательном уровне разработана система мер социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС

Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) участникам ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, гарантировано обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации (ст.15 ч.1 п.1).

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы " Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Указанным Постановлением Правительства РФ утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".

В соответствии с положениями указанных Правил, участие в подпрограмме носит заявительный характер, для участия в подпрограмме граждане, имеющие право на получение соответствующей меры социальной поддержки, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявление об участии в подпрограмме и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе с приложением указанных в Правилах документов (п.19).

Оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан (п.36)

Для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет документы, указанные в пункте 44 Правил.

Согласно п. 44 Правил, в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является участником ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС в 1987 г., что подтверждается удостоверением серии Р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6) и справкой Арзамасского горвоенкома от декабря 1994 года(л.д.27).

Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, проживающий в кв. < 1 >, составом семьи 1 человек, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС взят на учет на получение жилья (л.д.36).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением к Главе администрации <адрес> с просьбой о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории ФИО2 <адрес> (л.д.35).

Согласно сообщения от ДД.ММ.ГГГГ И.о. главы администрации <адрес> ФИО1 уведомлен об отказе в оформлении государственного жилищного сертификата в связи с непредоставлением обязательства о сдаче жилого помещения в муниципальную собственность (л.д.4).

Возлагая на Министерство социальной политики ФИО2 <адрес> обязанность по выдаче ФИО1 государственного жилищного сертификата, суд первой инстанции правильно исходил из того, что требование предоставления ФИО1 указанного обязательства неправомерно.

Выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении Правил, регламентирующих порядок выдачи жилищных сертификатов.

Согласно п.п. «ж» п. 44 Правил (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет в числе иных документов обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания.

Пунктами «б» и «в» п.16.1 Правил регламентированы ситуации, когда гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения, гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Таким образом, получение жилищного сертификата обусловлено предоставлением обязательства участника подпрограммы о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, занимаемого им и членами его семьи.

Как следует из материалов дела, квартира < 1 > находится в пользовании ФИО1 на основании договора социального найма.

В соответствии с ч.1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Согласно ч.4 ст. 69 ЖК РФ, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.

Согласно выписки из домовой книги, в квартире < 1 >, зарегистрированы по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ наряду с ФИО1 его сын ФИО9 и ФИО8Брак между ФИО8 и ФИО1 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку ФИО1 просил о предоставлении жилищного сертификата только на себя, а в занимаемой им квартире проживает ФИО8, которая после расторжения брака в силу положений ст. 69 ЖК РФ перестала быть членом его семьи, у ФИО1. отсутствовала обязанность предоставлять обязательство о сдаче указанной квартиры для получения жилищного сертификата.

Доводы жалобы Министерства социальной политики по ФИО2 <адрес> о непредоставлении истцом доказательств фактического проживания ФИО8 в указанной квартире, не состоятельны и противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Согласно выписки их домовой книги, ФИО8 зарегистрирована по месту жительства в квартире <1 >. Данное доказательство отвечает требованиям относимости и допустимости. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

При таких данных решение суда является законным и обоснованным, нормы материального права применены судом правильно, существенных нарушений норм процессуального законодательства судом первой инстанции не допущено, основания к отмене решения суда отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Арзамасского городского суда ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу – без изменения.

Председательствующий:

Судьи: