по заявлению Зимновича В.И. об обжаловании распоряжения главы администрации Нижегородского района г.Нижнего Новгорода от 29.07.2011 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и др.



44г-19-12 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА г.НижнийНовгород 25 апреля 2012 года Президиум в составе: председательствующего Бондара А.В. и членов президиума Лысова М.В., Прихунова С.Ю., Туговой Е.Е., Ярцева Р.В. по докладу судьи областного суда Кавелькиной М.Н. при секретаре Свящевой О.Ю.,

рассмотрев кассационную жалобу Зимновича В.И.

на определение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода Нижегородской области от 13 сентября 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22 ноября 2011 года

по заявлению Зимновича В.И. об обжаловании распоряжения главы администрации Нижегородского района г.Нижнего Новгорода от 29.07.2011 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, об устранении нарушения, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Определением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода Нижегородской области от 13 сентября 2011 года оставлено без движения заявление Зимновича В.И. о признании распоряжения главы администрации Нижегородского района г.Нижнего Новгорода от 29.07.2011 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, об устранении нарушения, взыскании судебных расходов. Заявителю разъяснено право на подачу искового заявления в связи с наличием спора о праве.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22 ноября 2011 года определение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 13 сентября 2011 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Зимнович В.И. просит об отмене судебных постановлений по делу как постановленных с существенным нарушением норм процессуального права.

Материал истребован в суд кассационной инстанции для проверки доводов жалобы и передан для рассмотрения по существу в судебном заседании суда кассационной инстанции – президиума Нижегородского областного суда.

Заслушав доклад судьи областного суда Кавелькиной М.Н., обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, президиум находит вынесенные по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.

Согласно ст.387 Гражданского процессуального кодекса РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных прав.

В кассационной жалобе Зимнович В.И. указывает на то, что Жилищным кодексом РФ предусмотрено право обжаловать в судебном порядке решение органа местного самоуправления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Считает, что указание суда на то, что имеет место спор о праве, разрешение которого предполагает исковой порядок судопроизводства, а в связи с этим необходимость оформления требований в виде искового заявления, противоречит содержанию ч.3 ст.54 ЖК РФ.

Как видно из заявления Зимновича В.И., он считает незаконным отказ органа местного самоуправления в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в связи с тем, что при решении вопроса о нуждаемости не было учтено его право на дополнительную жилую площадь как лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. №378.

В соответствии со ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов.

В соответствии со ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ч.3 ст.54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 данной статьи.

В постановлении от 2 июля 2009г.№14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Согласно пункту1 части1 статьи22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из жилищных правоотношений.

Дела по жилищным спорам рассматриваются в судах на основании исковых заявлений (заявлений) заинтересованных лиц, по заявлению прокурора, поданному на основании и в порядке, предусмотренных статьей45 ГПК РФ, либо по заявлению лиц, указанных в статье46 ГПК РФ.

Как следует из данного разъяснения, законодатель не ограничил разрешение жилищных споров исключительно в порядке искового производства.

Исходя из положений ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статья 247 ГПК РФ содержит общие положения, которые распространяются на все дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе и при оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, и предусматривает, что при наличии спора о праве поданное гражданином заявление должно рассматриваться в порядке искового производства, а не по правилам главы 25 ГПК РФ.

На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно; данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления.

Как разъяснил Президиум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 августа 2005 г., решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

Таким образом, указание суда на необходимость подачи заявления в форме искового заявления, а не в форме жалобы на решение органа местного самоуправления, является ошибочным и преждевременным.

В связи с тем, что у суда не имелось оснований для оставления жалобы Зимновича В.И. без движения, определение суда первой инстанции от 13 сентября 2011 года и определение кассационной инстанции от 22 ноября 2011 года подлежат отмене как незаконные.

На основании изложенного, руководствуясь ст.390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Нижегородского областного суда

ПОСТАНОВИЛ:

определение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода Нижегородской области от 13 сентября 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22 ноября 2011 года об оставлении без движения заявления Зимновича В.И. отменить.

Дело передать в Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода Нижегородской области для рассмотрения по существу.

Председательствующий А.В.Бондар