Судья: ФИО7 Дело № ОПРЕДЕЛЕНИЕ Нижний Новгород ДД.ММ.ГГГГ Судебная коллегия по гражданским делам ФИО6 областного суда в составе: председательствующего судьи: Лазорина Б.П.судей: Щербакова М.В. Кузьмичева В.А. при секретаре: ФИО11 рассмотрела в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ дело по кассационной жалобе ФИО4 на решение ФИО6 районного суда г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО3, ФИО4 к Министерству социальной политики ФИО6 <адрес>, ФИО2 г. Н. Новгорода, ФИО5 <адрес> о признании права на получение жилого помещения, без исполнения обязательства по сдаче жилья по прежнему месту жительства. заслушав доклад судьи ФИО6 областного суда Лазорина Б.П., судебная коллегия по гражданским делам ФИО6 областного суда, УСТАНОВИЛА: Истцы обратились в суд с иском к ответчикам о признании за ними права на получении жилого помещения на семью из двух человек. В обоснование заявленных требований истцы указали, что в период с 1975 года по 1998 год истец ФИО3 проходил службу в вооруженных силах. В 1998 году он был уволен, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службы. С 1996 года по настоящее время, истец с семьей из 4 человек состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в ФИО2 <адрес> г.Н.Новгорода. За данный период времени дети истца стали совершеннолетними, проживать с родителями они не хотят. В настоящее время истец вместе с семьей проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <…> Поскольку дети стали совершеннолетними, у них имеются уже свои семьи, истцы хотели бы получить жилое помещение только для себя. В связи с чем обратились в суд с иском (л.д.2). В ходе рассмотрения дела истцы в порядке ст. 39 ГПК РФ изменили исковые требования, просят суд признать за ними право на получении жилого помещения на семью из двух человек без исполнения обязательства по сдаче жилья по прежнему месту жительства. В судебном заседании истцы ФИО3, ФИО4 исковые требования поддержали в полном объеме, дали объяснения по существу иска. Третье лица ФИО12, ФИО13 в судебном заседании исковые требования истцов поддержали в полном объеме, дали объяснения по существу иска. ФИО18 Министерства социальной политики ФИО6 <адрес>, по доверенности ФИО14, в судебном заседании исковые требования истцов не признал. Пояснил, что истцы и их дети являются членами одной семьи. Истец ФИО3 является нанимателем квартиры, в связи с чем считает, что требования истцов не основаны на законе и удовлетворению не подлежат. ФИО1 <адрес> в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие и возражения на иск, в которых исковые требования истцов не признали. ФИО2 <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом. Решением суда постановлено: В удовлетворении требований ФИО3, ФИО4 к Министерству социальной политики ФИО6 <адрес>, ФИО2 г. Н. Новгорода, ФИО5 <адрес> о признании права на получение жилого помещения, без исполнения обязательства по сдаче жилья по прежнему месту жительства, отказать в полном объеме. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ исправлена описка в вводной и резолютивной части решения. Изложив вводную часть решения «ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 районный суд г. Н. Новгорода в составе: председательствующего судьи ФИО7, при секретаре ФИО15, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дела по иску ФИО3, ФИО4 к Министерству социальной политики ФИО6 <адрес>, ФИО5 <адрес> о признании права на получение жилого помещения, без исполнения обязательства по сдаче жилья по прежнему месту жительства.» Изложив резолютивную часть решения «В удовлетворении требований ФИО3, ФИО4 к Министерству социальной политики ФИО6 <адрес>, ФИО5 <адрес> о признании права на получение жилого помещения, без исполнения обязательства по сдаче жилья по прежнему месту жительства, отказать в полном объеме.» В кассационной жалобе ФИО3, ФИО4просят решение суда отменить, считая что оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. В процессе рассмотрения дела ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ умер. Определением суда была определена замена истца с ФИО3 на ФИО4 ФИО4 кассационную жалобу поддерживает. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Судом установлено, что приказом командира войсковой части № *** истец был уволен с военной службы в 1998 году, по достижению предельного возраста. Продолжительность службы истца в календарном исчислении составляет – 25 лет 5 месяцев 27 дней (л.д. 7). С июня 1997 года истец состоял на очереди на улучшение жилищных условий в ФИО2 <адрес> г. Н. Новгорода с семьей из 4 человек (л.д. 37,38). В ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 <адрес> г.Н.Новгорода направила в адрес истца ФИО3 информационное письмо, в котором были разъяснены изменения внесенные в ФЗ «О статусе военнослужащих», а также было предложено в целях упорядочения учета нуждающихся в жилых помещениях, в срок до ДД.ММ.ГГГГ сообщить о наиболее приемлемом для семьи способе улучшения жилищных условий, в соответствии с внесенными в ФЗ изменениями (л.д.9). ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО3 обратился в ФИО2 <адрес> г.Н.Новгорода с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в собственность. В данном заявлении истец указал, что совместно с ним проживают: жена ФИО4, дети ФИО12, ФИО13 и внук ФИО16 Истец просил предоставить ему жилое помещение в собственность на двоих человек, на истца ФИО3 и его жену, не сдавая жилое помещение в котором он вместе со своей семьей в настоящее время проживал. Судом установлено, что истец, его жена ФИО4, дети ФИО12,, ФИО13 и внук ФИО16 зарегистрированы и проживают в <адрес>, расположенной по адресу: <…> (л.д.8). В судебном заседании установлено, что нанимателем данной квартиры являлся истец ФИО3, квартира была предоставлена ДД.ММ.ГГГГ в\ч *** на основании ордера №, на семью из 4 человек. Согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. 2.1, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона. 14. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. В соответствии со ст. 2 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ: Статьей 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ, полномочия по обеспечению указанной категории граждан жильем переданы органам государственной власти субъектов РФ. При этом установлено, что порядок обеспечения жильем определяется законодательством субъектов РФ. В целях реализации указанных норм федерального законодательства принят Закон ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 14-З "О порядке предоставления некоторым категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в ФИО6 <адрес>" Данным законом установлено, что формирование списков граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, осуществляется уполномоченным ФИО5 <адрес> органом исполнительной власти ФИО6 <адрес> на основании предоставленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ФИО6 <адрес> сведений о таких гражданах, принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ. 2. Порядок организации работы по формированию списков граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, определяется ФИО5 <адрес>. Согласно ст. 3 Закона, предоставление жилых помещений гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, в собственность бесплатно осуществляется на основании распоряжения ФИО5 <адрес>. Предоставление жилых помещений гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, по договорам социального найма осуществляется на основании решения уполномоченного ФИО5 <адрес> органа исполнительной власти ФИО6 <адрес>. 2. Уполномоченный ФИО5 <адрес> орган исполнительной власти ФИО6 <адрес> приобретает жилые помещения в собственность ФИО6 <адрес> для последующего предоставления их гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, по договорам передачи жилых помещений в собственность либо по договорам социального найма по выбору гражданина. 3. Жилое помещение предоставляется в собственность бесплатно или по договорам социального найма в населенном пункте по месту учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, либо, с согласия гражданина, обеспечиваемого жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, в другом населенном пункте в границах ФИО6 <адрес>. 4. Порядок организации работы по предоставлению жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, определяется ФИО5 <адрес>. Постановлением ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № осуществление полномочий по организации работы по реализации мероприятий по предоставлению некоторым категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно, жилых помещений по договору социального найма или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в ФИО6 <адрес> возложено на Министерство социальной политики ФИО6 <адрес>. Данным постановлением также утвержден порядок организации работы по обеспечению жильем указанной категории граждан. Согласно порядку, для включения в списки граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, истцы должны представить в орган местного самоуправления по месту постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий заявление по установленной форме, а также предусмотренный Порядком комплект документов, в том числе обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Такое обязательство подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласно п..3 Порядка, для включения в списки граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, лица, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, представляют в орган местного самоуправления по месту постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях) заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку. 4. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи; б) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина и лиц, указанных им в качестве членов семьи; в) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; г) справка из военного комиссариата об общей продолжительности военной службы (службы); д) выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения; е) выписка из домовой книги и (или) копия финансового лицевого счета; ж) выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях); з) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); и) выписка из послужного списка о последнем месте прохождения военной службы (службы); к) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья (для граждан, сдавших жилое помещение по последнему месту военной службы (службы)) либо справка о необеспеченности жильем в период прохождения военной службы. В случае, если жилое помещение, принадлежащее Министерству обороны Российской Федерации, после увольнения гражданина с военной службы передано в муниципальный жилищный фонд, граждане представляют справку органа местного самоуправления об освобождении жилого помещения гражданином и членами его семьи; (подп. "к" в ред. постановления ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 459) л) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную либо муниципальную собственность по форме согласно приложению 2 к Порядку в 2 экземплярах (для граждан, проживающих в жилом помещении, предоставленном по последнему месту военной службы (службы)); м) сведения с последнего места службы об обеспечении жильем (для граждан, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан"); н) технический паспорт жилого помещения или справка органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи или находящихся в пользовании на основании договора социального найма, в случаях, указанных в пункте 10 настоящего Порядка; о) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданная федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии (отсутствии) в нем сведений о государственной регистрации прав; п) удостоверение на право пользования льготами. Согласно п.. 5 Порядка, обязательство, указанное в подпункте "л" пункта 4 настоящего Порядка, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Исполнение данного обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после реализации гражданином права на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Согласно п.7 Порядка, не предоставление полного комплекта документов, является основанием для отказа во включении в списки. На основании сформированных органами местного самоуправления списков, министерство социальной политики ФИО6 <адрес> формирует сводный список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета ФИО6 <адрес>. Судом установлено, что истец был обеспечен жильем по последнему месту службы, в виде квартиры, расположенной по адресу: ФИО6 <адрес>. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи – 4 человека (л.д. 37,38). В состав семьи истца, по состоянию на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, жена ФИО4, дочь ФИО13, сын ФИО12 В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, произошли изменения в семейных отношениях истца, а именно сын истца ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ заключил брак с ФИО17, от данного брака они имеют несовершеннолетнего ребенка сына М.В.П. – *** года, который зарегистрирован вместе с отцом, по вышеуказанному адресу. В судебном заседании установлено, что истец не включен в сводный соответствующий сводный список. Согласно ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих», к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. Согласно ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Как установлено в судебном заседании истец проживал совместно с женой, детьми, внуком. Они вели совместное хозяйство, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании, таким образом, в силу норм действующего законодательства дети и внук истца ФИО3 являются членами его семьи. Истце просил суд признать за ним и женой право на получение жилого помещения на семью из двух человек без исполнения обязательства по сдаче жилья по прежнему месту жительства. Суд пришел к правильному выводу, что данные требования истца не основаны на законе и не подлежат удовлетворению, поскольку нормами действующего законодательства в качестве обязательного условия предоставления жилья в собственность бесплатно, является сдача ранее занимаемого жилого помещения. Поскольку судом установлено что истцы и его дети являются членами одной семьи, истец ФИО3 являлся нанимателем квартиры, в котором все проживают, данная квартира ему была предоставлена в связи с прохождением военной службы, в связи с чем законных оснований для удовлетворения требований истцов не имеется. Желание истцов и их детей проживать отдельно не может являться основанием для удовлетворения их требований, поскольку они не основаны на законе. В силу норм действующего законодательства истец ФИО3 и члены его семьи имеют право на получение жилого помещения в собственность бесплатно. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием к отмене решения суда, т.к. они не соответствуют нормам материального права. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение ФИО6 районного суда г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: