Заявление удовлетврено в полном объеме



Дело №3-124/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Нижний Новгород

«30» декабря 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

в составе председательствующего Кручинина М.А.

при секретаре Живаковой Л.Н.

с участием представителя Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области Аникиной К.И. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области о ликвидации юридического лица Нижегородской региональной общественной организации «…», исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Нижегородской региональной общественной организации «…»,

УСТАНОВИЛА:

Главное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области обратилось в Нижегородский областной суд с исковым заявлением о ликвидации Нижегородской региональной общественной организации «…», исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Нижегородской региональной общественной организации «…».

В обоснование заявления указало, что на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области от 16.03.2009 года №307 была зарегистрирована Нижегородская региональная общественная организация «…» с включением ее в Единый государственный реестр юридических лиц. Выдано свидетельство о регистрации общественного объединения от 25.03.2009 года №***. Место нахождения постоянно действующего руководящего органа (правления) – г.Нижний Новгород, ул.**, д.**. Президентом Нижегородской региональной общественной организации «…» является Т.В.С.

Целью создания данной общественной организации согласно пункту 2.1 Устава Нижегородской региональной общественной организации «…» является содействие развитию спортивного покера в Нижегородской области как вида спорта; популяризация спортивного покера и развитие его массовости в Нижегородской области; содействие совершенствованию уровня мастерства ведущих игроков, ведение рейтинга игроков; организация досуга населения; пропаганда спортивного покера как средства интеллектуального развития личности.

Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 20.07.2009 года №517 «Об отмене и признании утратившими силу некоторых актов Федерального агентства по физической культуре и спорту» отменен приказ Федерального агентства по физической культуре и спорту от 26.03.2007 года №149 «О признании нового вида спорта «спортивный покер».

Положение пункта 2.1 Устава, по мнению заявителя, противоречит законодательству Российской Федерации, в частности главе 2 Федерального закона от 29.12.2006 года №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 года №211-ФЗ).

03 июля 2009 года за №03-9441 в адрес Нижегородской региональной общественной организации «…» было направлено письменное предупреждение о необходимости приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации Устава и наименования данной организации. Ответ на письменные предупреждения не получен, нарушения не устранены.

Кроме того, как об этом указано в исковой заявлении, в нарушение статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» Нижегородская региональная общественная организация «…» не представила в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, в установленный срок информацию о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, а также сведения об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании за 2009 год.

Представитель Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области Аникина К.И. в судебном заседании доводы искового заявления полностью поддержала и просила его удовлетворить. Пояснила, что основаниями для ликвидации общественной организации является то, что положения Устава данной общественной организации противоречат действующему законодательству, а изменения в Устав так и не были внесены, и то, что данной общественной организацией было допущено грубое нарушение закона, выразившееся в непредставлении сведений – ежегодного отчета о деятельности Нижегородской региональной общественной организации «…».

Также представитель Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области Аникина К.И. пояснила в суде о том, что требований, связанных с назначением ликвидационной комиссии или ликвидатора, порядка и сроков ликвидации, не заявляется.

Представитель Нижегородской региональной общественной организации «…», Президент Нижегородской региональной общественной организации «…» Т.В.С., представитель Управления Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

От Управления Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя Управления. В письменном обращении Управление Федеральной налоговой службы УФНС России по Нижегородской области поддержало заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области о прекращении деятельности юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Нижегородской региональной общественной организации «…».

Изучив материалы дела, обсудив доводы искового заявления Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области, заслушав представителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области Аникину К.И., оценив представленные доказательства, судебная коллегия находит исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 26 ГПК РФ областной суд в качестве суда первой инстанции рассматривает гражданские дела о приостановлении деятельности или ликвидации межрегиональных и региональных общественных объединений.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии со статьей 11 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», заключенной в городе Риме 04 ноября 1950 года, каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В силу статьи 8 приведенного выше Федерального закона общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

На основании статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются, в том числе, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов. Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

В силу пунктов 1 и 1.1 статьи 18 Федерального закона от 12января1996года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», уполномоченным органом или его территориальным органом.

Согласно подпунктам 42, 44 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 №146, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации принимает решение о государственной регистрации региональных и местных общественных объединений иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций); осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям, за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В связи с вышеуказанным поданное Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области исковое заявление о ликвидации Нижегородской региональной общественной организации «…» подлежит рассмотрению Нижегородским областным судом в качестве суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела Нижегородская региональная общественная организация «…» была зарегистрирована на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области от 16 марта 2009 года №307 с включением её в Единый государственный реестр юридических лиц. Данная общественная организация имеет свой Устав, утвержденный учредительным общим собранием от 01 февраля 2009 года, согласно которому Организация является юридическим лицом, не преследует цели извлечения прибыли, в своей деятельности руководствуется действующим законодательством и Уставом организации (л.д.13).

Согласно положениям статьи 28 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

В соответствии со статьей 29 указанного Федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а так же нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Согласно пункту 2.1 Устава Нижегородской региональной общественной организации «…» основными целями создания и деятельности организации являются: содействие развитию спортивного покера в Нижегородской области как вида спорта; популяризация спортивного покера и развитие его массовости в Нижегородской области; содействие совершенствованию уровня мастерства ведущих игроков, ведение рейтинга игроков; организация досуга населения; пропаганда спортивного покера как средства интеллектуального развития личности (л.д.13).

Приказом Федерального агентства по физической культуре и спорту от 26.03.2007 года №149 «О признании нового вида спорта «спортивный покер», игра «спортивный покер» была признана новым видом спорта.

Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 20 июля 2009 года №517 «Об отмене и признании утратившими силу некоторых актов Федерального агентства по физической культуре и спорту» приказ Федерального агентства по физической культуре и спорту от 26.03.2007 года №149 «О признании нового вида спорта «спортивный покер» отменен. Карточная игра «спортивный покер» исключена из Всероссийского реестра видов спорта, утвержденного Приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту от 15.01.2004 года №22.

При таких обстоятельствах положения Устава Нижегородской региональной общественной организации «…» вошли в противоречие с положениями статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» в части названия организации и в части основных целей её создания и деятельности.

Как усматривается из материалов дела, Главное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области 03 июля 2009 года обращалось в Нижегородскую региональную общественную организацию «…» с письменным предупреждением о необходимости приведения положений Устава организации в соответствие с действующим законодательством. Ответа на указанное письменное предупреждение от Нижегородской региональной общественной организации «…» не последовало, изменения в Устав организации и в ее название в установленный срок внесены не были.

Суд полагает, что несоответствие Устава общественной организации требованиям закона является грубым нарушением закона.

Кроме того, судом установлено, что Нижегородской региональной общественной организацией «…» допущено нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», выразившееся в том, что данная общественная организация не представила в установленный срок в орган, принявший решение о её государственной регистрации, информацию о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (абзац 4 статьи 29 Федерального закона), а также сведения об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании за 2009 год (абзац 8 статьи 29 Федерального закона).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 15 апреля 2006 года №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» определен срок представления указанных выше сведений – ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Действовавшими по состоянию на 15 апреля 2010 года абзацами четвертым и пятым пункта 1 указанного постановления Правительства РФ (утратили силу на основании постановления Правительства РФ от 04.05.2010г. №302, в настоящее время действует приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010г. №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций») были установлены формы отчетности. Согласно примечаниям к формам отчетности при отсутствии каких-либо сведений, предусмотренных формой, в соответствующих графах проставляется прочерк.

Исходя из изложенного суд делает вывод о том, что представление общественным объединением (некоммерческой организацией) по определенной форме сведений, предусмотренных законом, в том числе и при отсутствии деятельности, отсутствии получения от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, их расходования или использования, является для общественного объединения (некоммерческой организации) обязательными. Данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании и представителем Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области.

Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусмотрена возможность признания общественного объединения прекратившим свою деятельность в случае непредставления в установленный срок сведений об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании. Из указанного следует, что данное нарушение Федерального закона по своему характеру является грубым.

Кроме того, сведения, перечисленные в статье 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», за период 2009 года не были представлены Нижегородской региональной общественной организацией «…» в регистрирующий орган и на момент рассмотрения дела судом. Данное обстоятельство суд также принимает во внимание при оценке характера допущенного нарушения закона и признания его грубым.

Таким образом, судом установлено, что имеются основания, предусмотренные пунктом 2 статьи 61 ГК РФ и статьей 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», для удовлетворения заявления Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области о ликвидации Нижегородской региональной общественной организации «…» и исключения данного общественного объединения в форме общественной организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в суде общей юрисдикции исков неимущественного характера организациями уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей. На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины. На данном основании Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному исковому заявлению.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально удовлетворенных судом исковых требований.

Поскольку исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области подлежат удовлетворению в полном объеме, то государственная пошлина за рассмотрение дела судом в размере 4000 рублей подлежит взысканию с ответчика – Нижегородской региональной общественной организации «…».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, судебная коллегия,

РЕШИЛА:

Исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области о ликвидации Нижегородской региональной общественной организации «…» удовлетворить.

Ликвидировать Нижегородскую региональную общественную организацию «…».

Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Нижегородскую региональную общественную организацию «…».

Взыскать с Нижегородской региональной общественной организации «…» государственную пошлину в доход государства за рассмотрение данного гражданского дела судом в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий судья подпись М.А. Кручинин