в удовлетворении заявления отказано



Дело №3-42 /2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«28» февраля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

в составе председательствующего судьи Самарцевой В.В.

при секретаре судебного заседания Антоновой Е.А.

при участии прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области

Смурова С.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании

гражданское дело по заявлению Избирательного объединения Нижегородское региональное отделение Либерально-демократической партии России об отмене регистрации Избирательного объединения Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области,

УСТАНОВИЛА:

Избирательное объединение Нижегородское региональное отделение Либерально-демократической партии России обратилось 25 февраля 2011 года в Нижегородский областной суд с заявлением об отмене регистрации Избирательного объединения Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области.

В обосновании заявления указаны следующие обстоятельства.

Избирательным объединением Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области 24 февраля 2011 года в 17 часов 00 мин в ДК «…..» по адресу ……………………… под видом встречи с избирателями с кандидатами от Избирательного объединения Региональное отделение Политической партии ……………………. в Нижегородской области состоялся бесплатный концерт народной артистки РФ Ш.

Сначала на протяжении 15-20 минут состоялось агитационное выступление лидера списка Б., затем он пригласил на сцену Ш., которая в течение часа исполняла свои известные песни. В паузах между исполнением песен происходили короткие агитационные выступления Б. На этом же концерте присутствовал кандидат от Избирательного объединения Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области Т., который потом вручил цветы Ш.

Заявитель считает, что бесплатный концерт Ш. является не чем иным как подкупом избирателей Нижегородской области, который должен побудить их голосовать за определенное избирательное объединение.

Поэтому, основываясь на положениях п.8 ст.91 Закона Нижегородской области от 25.11.2005 года №187-З «О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области» заявители просят обменить регистрацию областного списка кандидатов в депутаты Избирательного объединения Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области в связи с фактом подкупа избирателей.

Представитель Избирательного объединения Нижегородское региональное отделение Либерально-демократической партии России К., действующий на основании доверенности в судебном заседании полностью поддержал доводы заявления и просил его удовлетворить.

Кроме того, пояснил судебной коллегии о том, что заявителем оспаривается факт подкупа избирателей, а именно бесплатное исполнение песен народной артисткой России Ш. 24 февраля 2011 года в ДК «….».

Представитель Избирательного объединения Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области Ж. действующий по доверенности, с доводами заявления не согласился и просил отказать в его удовлетворении по тем основаниям, что Ш. является кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области и её фамилия внесена в областной список кандидатов в депутаты.

24 февраля 2011 года в ДК «….» в 17 часов происходила встреча кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области Б., Ш., Т., включенных в областной список. Приглашения избирателям на встречу с кандидатами были распространены заранее. Помещение зала ДК «…» было арендовано согласно договору и оплачено за счет средств избирательного фонда.

В ходе встречи с избирателями кандидаты в депутаты : Б. рассказывал о программе и деятельности Справедливая Россия, а Ш. исполняла известные песни и просила поддержать избирательное объединение Справедливая Россия и лидера регионального отделения – Б.

Ж. пояснил, что подкупа избирателей в ходе данной встречи не было, поскольку Ш., являясь кандидатом в депутаты, самостоятельно выбирала метод и способ агитации.

Представитель Областной избирательной комиссии Нижегородской области, действующая по доверенности, Г. с доводами заявления не согласилась и просила суд отказать в его удовлетворении по следующим основаниям.

Нарушений избирательного законодательства в ходе агитационного мероприятия, проводимого избирательным объединением Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области 24 февраля 2011 года в ДК «….» допущено не было. Ш. является кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области по областному списку. Поэтому на встрече с избирателями она могла проводить агитационные мероприятия методами, не запрещенными законом. Исполнение известных песен в ходе встречи с избирателями законом не запрещено.

Допрошенные по ходатайству представителя заявителя К. свидетели А. и С. судебной коллегии пояснили следующие обстоятельства.

Так свидетель А. пояснил, что 24 февраля 2011 года он прогуливался с другом около ДК «….». Сам он является жителем ……………….района г. Нижнего Новгорода. Увидел, что около ДК «…..» люди в передниках «…………………..» что-то раздавали. Поскольку им никто ничего не предлагал получить, они подошли к указанным людям и попросили, чтобы им тоже дали посмотреть что эти люди раздают. Люди в передниках «………………..» дали им газету с изображением кандидата Б., календари и брошюрку. Мимо проходили женщины, которые были обычно одеты, то есть на них не было символики …………………., которые говорили о бесплатном концерте Ш. Свидетель с другом прошли в ДК «…» и с балкончика видели, что перед избирателями выступал Б., агитировал за партию, потом он пригласил Ш., которая исполнила песни и агитировала за Б., потом к ней подошел другой кандидат Т., который подарил Ш. цветы. Поскольку концерт был бесплатный его это заинтересовало, и они записали этот концерт на сотовый телефон.

Свидетель С. суду так же пояснил, что он бесплатно прошел на концерт Ш. в зал ДК «…». Перед выступлением Ш. выступал с агитацией Б.., потом свои песни исполняла Ш., между песнями она агитировала за Б. Потом сам Б. исполнил песню «Дорогие мои старики». На концерте был другой кандидат Т. о котором Б. сказал, что он коренной автозаводец и просил поддержать его кандидатуру. В конце концерта Б. и другой кандидат – Т. подарили Ш. цветы. Поскольку свидетель является членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса его заинтересовали обстоятельства проведения концерта, и он заснял происходящее на сотовый телефон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы заявления, заслушав явившихся по делу лиц: представителя избирательного объединения Нижегородское региональное отделение Либерально-демократической партии России по доверенности К., представителя Избирательного объединения Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области по доверенности Ж., представителя Избирательной комиссии Нижегородской области по доверенности Г., заслушав показания свидетелей, заслушав прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ч.1 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Согласно части 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с положениями ч.1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч.2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Проверяя полномочия заявителя на обращение в суд с указанным заявлением, а так же соблюдение процедуры, в том числе и соблюдение сроков обращения с указанным заявлением в суд, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.

В соответствии с положениями п.4 ч.1 ст. 26 ГПК РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума.

Согласно положениям части 2 ст.75 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 года « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействия) окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской федерации обжалуются в областные суды.

В соответствии с п.3 ст.259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.

Исходя из анализа приведенных выше норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Избирательное объединение НРО ЛДПР России является лицом, имеющим право на обращение в суд с заявлением об отмене регистрации другого избирательного объединения, зарегистрированного по тому же избирательному округу – Нижегородская область по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области.

Заявление Избирательного объединения НРО ЛДПР России в силу приведенных выше норм подлежит рассмотрению Нижегородским областным судом в качестве суда первой инстанции.

В соответствии с ч.3 ст. 260 ГПК РФ, заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования.

Избирательным объединением НРО ЛДПР России указанный процессуальный срок при подаче заявления соблюден.

В соответствии с подпунктом «г» п.8 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случаях: установления факта подкупа избирателей избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.

Аналогичные положения содержатся и в п.п.4 пункта 8 ст.91 закона Нижегородской области от 25.11.2005 года №187-З.

Согласно ч.2 ст.56 Федерального закона от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Аналогичные ограничения при проведении предвыборной агитации содержаться в ч.2 ст. 61 Закона Нижегородской области от 25.11.2005 года №187-З «О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области».

Проверяя обоснованность доводов заявления Избирательного объединения НРО ЛДПР России, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.

Постановлением Избирательной комиссии Нижегородской области от 01 февраля 2011 года № 1425 был зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области, выдвинутый избирательным объединением Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области.

При изучении областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области выдвинутым избирательным объединением Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области, судебной коллегией установлено, что Б., Ш., Т. являются зарегистрированными кандидатами в депутаты Законодательного собрания Нижегородской области пятого созыва.

Судебной коллегией установлено, что 24 февраля 2011 года в 17 часов в ДК «….» проводилась встреча кандидатов в депутаты законодательного Собрания Нижегородской области выдвинутых избирательным объединением Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области – Б., Ш., Т.

Проведение встречи кандидатов в депутаты с избирателями является одной из форм предвыборной агитации.

Методы проведения предвыборной агитации избирательное объединение или кандидат в депутаты определяют самостоятельно.

Положения федерального и регионального законодательства не исключают возможность проведения предвыборной агитации в форме выступления кандидатов перед депутатами путем рассказа о предвыборной программе избирательного объединения или кандидата в депутаты, а так же путем исполнения кандидатом в депутаты песен, чтения стихов, или исполнения иных номеров.

Как следует из смысла ч.2 ст.56 Федерального закона №67-ФЗ не является подкупом избирателей проведение агитационных публичных мероприятий, например встреч с избирателями с участием и выступлением работников культуры, если затраты на проведение этих мероприятий осуществлены из соответствующего избирательного фонда.

В данном же случае, кандидат в депутаты законодательного Собрания Нижегородской области Ш. при проведении агитационного мероприятия встречи с избирателями не прибегала к помощи и участию третьих лиц, а сама проявляла пере избирателями свои вокальные возможности, создавая благоприятное впечатление избирателей как лично о ней так и об избирательном объединении, выдвинувшем её в кандидаты в депутаты.

Эти выводы судебной коллегией подтверждаются письменными объяснениями Ш., заверенные соответствующим образом нотариусом. Данное доказательство судебная коллегия считает допустимым доказательством и оценивает его в совокупности с другими доказательствами, полученными в ходе судебного разбирательства дела.

Б., Ш., Т. проводили агитацию, самостоятельно выступая с разъяснениями позиции политической партии и предвыборной программой, исполняли песни. Указанные методы предвыборной агитации не запрещены положениями ч.2 ст.56 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В силу положений п. п. 4, 5 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке, привлекать для её проведения иных лиц.

Исполнение кандидатом в депутаты перед избирателями известных песен бесплатно, действительно, может формировать положительное мнение о кандидате или, наоборот, может вызвать у избирателей отрицательное мнение о кандидате.

Однако исполнение кандидатом в депутаты песен перед избирателями не носит признаков подкупа избирателей, поскольку в этой ситуации отсутствуют признаки характерные для подкупа избирателей такие как: вручение денежных средств, подарков и иных материальных ценностей в зависимости от итогов голосования или обещание произвести такое вознаграждение; проведение льготной распродажи товаров, бесплатное распространение любых товаров, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставление услуг безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействие на избирателей, посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Выступление народной артистки России Ш. с исполнением известных песен как кандидата в депутаты осуществлялось на безвозмездной основе, не являлось её обычной концертной деятельностью, не носило коммерческого характера, каких-либо контрактов с ней не заключалось, проводилась агитация за избирательное объединение и кандидатов в депутаты, выдвинутых этим избирательным объединением.

Вручение букета цветов кандидату в депутаты Ш. другим кандидатом в депутаты от одного и того же избирательного объединения так же не подпадает под признаки подкупа избирателей и расценивается судебной коллегией как проявления знака внимания кандидатов в депутаты друг к другу.

В соответствии с ч.1. ст.56 Федерального закона №67-ФЗ, предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет"), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет") не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности") как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.

При проведении массового предвыборного агитационного мероприятия 24 февраля 2011 года избирательным объединением Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области с участием кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области Б., Ш., Т., нарушений ограничений, установленных ч.1 ст. 56 Федерального закона №67-ФЗ, а так же ч.1 ст.61 Закона Нижегородской области от 25.11.2005 года №187-З, судебной коллегией не установлено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что факта подкупа избирателей на встрече с избирателями кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области от Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области 24 февраля 2011 года в 17 часов 00 мин в ДК «….» по адресу ……………………………, не установлено и не доказано.

Оснований, предусмотренных федеральным и региональным законодательством для отмены регистрации списка кандидатов, судебной коллегией по факту проведения агитационного массового мероприятия 24 февраля 2011 года в ДК «….» избирательным объединением Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области в ходе судебного разбирательства дела не имеется, поэтому заявление Избирательного объединения Нижегородское региональное отделение Либерально-демократической партии России не подлежит удовлетворении.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198, 261 ГПК РФ, судебная коллегия,

РЕШИЛА:

Избирательному объединению Нижегородское региональное отделение Либерально-демократической партии России в удовлетворении заявления об отмене регистрации Избирательного объединения Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области,- отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня вынесения настоящего решения в окончательной форме.

Председательствующий : В.В.Самарцева