в удовлетворении заявления отказано



Дело №3-43 /2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«28» февраля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

в составе председательствующего судьи Самарцевой В.В.

при секретаре судебного заседания Антоновой Е.А.

при участии прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Кондакова Д.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области Г. об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области по одномандатному избирательному округу №.. Ч.,

УСТАНОВИЛА:

Г., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области по одномандатному избирательном округу №.., обратился в Нижегородский областной суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области по одномандатному избирательному округу №.. Ч.

В обосновании заявления Г. указал, что Ч. является ректором государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «…………………….», то есть лицом, находящимся на государственной службе. Однако в нарушение ч.1 ст.46 и ч.2 ст. 46 Закона Нижегородской области от 25.11.2005 года №187-З «О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области» на время участия в выборах не принял мер к освобождению себя от выполнения своих должностных обязанностей и не представил в окружную избирательную комиссию копию приказа об освобождении от обязанностей ректора не позднее чем в течение пяти со дня его регистрации кандидатом в депутаты.

Кроме тог, кандидатом в депутаты Ч. допущены нарушения правил проведения предвыборной агитации, установленные ч.9 ст.60 Закона Нижегородской области от 25.11.2005 года №187-З «О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области». Эти нарушения выразились в том, что Ч. размещает свои агитационные материалы – плакаты, в лифтах жилых домов Советского района г. Нижнего Новгорода без согласия жителей собственников квартир, проживающих в этих домах.

Заявитель считает, что указанные нарушения, допущенные кандидатом Ч. являются основанием для отмены его регистрации судом в соответствии с положениями п.3 ч.7 ст.91 Закона Нижегородской области от 25.11.2005 года №187-З «О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области».

В судебном заседании заявитель поддержал доводы заявления и просил удовлетворить его требования.

Представитель Ч. по доверенности К. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления по следующим мотивам.

К. пояснила суду, что Ч. действительно является ректором государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «…………………». Однако должность ректора не в ходит в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 года № 1574.

Кроме того, представитель Ч. пояснила, что кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области Ч. заключил договор от 25 января 2011 года с ООО «…………….», которое приняло на себя обязательства размещать его агитационные материалы. Оплата выполненной работы была произведена за счет средств специального избирательного фонда кандидата. ООО «……………..» в свою очередь заключило договор с ООО «…………..», которое приняло на себя обязательства по размещению агитационных материалов Ч. в лифтовых кабинах домов Советского района г. Нижнего Новгорода. ООО «……………..» в 2010 года заключило соответствующие договоры с товариществами домовладельцев, собственниками помещений в многоквартирных жилых домах Советского района г. Нижнего Новгорода. Действие этих договоров не прекращено и в 2011 году. Поэтому агитационные материалы Ч. в лифтовых кабинах жилых домов размещены на основании договоров с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах.

В подтверждение своих возражений К. представила суду в качестве доказательств копии договоров, заключенных на размещение агитационных материалов Ч. и копии платежных документов, подтверждающие их оплату из средств специального избирательного фонда кандидата в депутаты.

Представитель ОИК №.. по доверенности А. с доводами заявления Г. не согласилась по следующим мотивам.

Факт размещения Ч. агитационных материалов в лифтовых кабинах был предметом рассмотрения избирательной комиссии по устной жалобе гр. Б. Избирательная комиссия обратилась в свою очередь в отдел милиции №.. УВД по г. Нижнему Новгороду для проведения проверки. 17 февраля 2011 года ОИК №.. получила ответ И.О. начальника ОМ №.. УВД по г. Нижнему Новгороду о том, по факту обращения комиссии проводятся мероприятия по проверке, о результатах которой, комиссии будет сообщено дополнительно. Поэтому факт нарушения избирательного законодательства со стороны Ч. избирательной комиссией не установлен.

Проверив материалы дела, обсудив доводы заявления Г. и заслушав его, заслышав явившихся по делу лиц: представителя Ч. по доверенности – К., представителя ОИК №… по доверенности А., заслушав прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявления Г., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ч.1 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Согласно части 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с положениями ч.1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч.2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Проверяя полномочия заявителя на обращение в суд с указанным заявлением, а так же соблюдение процедуры, в том числе и соблюдение сроков обращения с указанным заявлением в суд, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.

В соответствии с положениями п.4 ч.1 ст. 26 ГПК РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума.

Согласно положениям части 2 ст.75 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 года « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействия) окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской федерации обжалуются в областные суды.

В соответствии с п.3 ст.259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.

Исходя из анализа приведенных выше норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Г. является лицом, имеющим право на обращение в суд с заявлением об отмене регистрации другого кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу №.. по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области.

Заявление Г. в силу приведенных выше норм подлежит рассмотрению Нижегородским областным судом в качестве суда первой инстанции.

В соответствии с ч.3 ст. 260 ГПК РФ, заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования.

Указанный срок Г. не пропущен.

В соответствии с ч.1 ст. 39. Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с положениями ч.1 ст.40 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Согласно ч.2 той же нормы зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.

В соответствии с ч.5 ст.40 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ, под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;

б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;

г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;

д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;

ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Проверяя обоснованность доводов заявления Г., касающихся злоупотребления кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области Ч., судебной коллегией не установлено фактов нарушения норм избирательного законодательства, изложенных в ч.5 ст.40 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ.

Согласно ч.2 ст.12 Федерального закона от 22.08.1996 года №125 «О высшем профессиональном образовании» общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет.

Положениями ч.3 той же статьи определено, что непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляется ректором.

Кандидатуры на должности ректоров государственных или муниципальных высших учебных заведений, прошедшие выдвижение в соответствии с их уставами, представляются на рассмотрение действующих на общественных началах аттестационных комиссий соответствующих уполномоченных органов исполнительной власти или исполнительно-распорядительных органов городских округов, муниципальных районов. Порядок выдвижения кандидатур на должность ректора должен предусматривать возможность их самовыдвижения.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 года № 1574 не содержит в перечне должностей федеральной гражданской службы должности ректора государственного высшего учебного заведения.

Исходя из системного толкования приведенных норм права, судебная коллегия полагает, что должность ректора образовательного учреждения является выборной должностью, не вошедшей в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы. Поэтому довод заявления Г., что Ч. является государственным служащим, и в силу этого обстоятельства должен быть освобожден от своих должностных обязанностей является не обоснованным.

Кроме того, доводы заявления Г. о том, что Ч. при проведении своей избирательной кампании использовал преимущества служебного положения носят предположительный характер, поскольку заявителем в судебном заседании не было названо ни одного факта и ни одного примера, не представлено ни одного доказательства использования Ч. своего должностного или служебного положения.

Положениями ч.7 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ предусмотрены основания, по которым суд может отменить регистрацию кандидата. К числу таких оснований относится такое основание как неоднократное использование кандидатом преимуществ служебного положения.

Неоднократность использования кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области Ч. своего служебного положения ничем не подтверждена и не установлена судом на основании материалов дела.

Доводы заявления Г. о нарушениях Ч. ограничений, установленных избирательным законодательством при проведении избирательной агитации так же являются необоснованными.

Как следует из материалов дела, Ч. являясь кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области по одномандатному избирательному округу №8, заключил 25 января 2011 года договор №1111 об оказании услуг с ООО «…………………». Согласно этому договору ООО «………………….» приняло на себя обязательства по оказанию услуг по обеспечению демонстрации агитационных материалов Ч. в виде плакатов и /или транспарантов перетяжек и постеров. Оплата оказания услуг по договору в сумме 131970 рублей была осуществлена Ч. 28 января 2011 года из средств специального избирательного фонда кандидата. Это обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела копиями договора №1111 от 25 января 2011 года, копией приложения к этому договору, копией извещения Сбербанка России о перечислении денежных средств, копией специального избирательного счета кандидата в депутаты Ч.

Согласно уведомлению от 01 февраля 2011 года №04 ООО «…………………….» сообщило кандидату в депутаты Ч. о том, что для исполнения принятых на себя обязательств по размещению политической рекламы в лифтах жилых домов Советского района г. Нижнего Новгорода в количестве 433 штук, указанное общество заключило субподрядный договор с ООО «……………».

ООО «……………» в свою очередь заключило договоры с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах на территории Советского района г. Нижнего Новгорода на установку рекламной конструкции в лифте многоквартирного жилого дома, и размещение рекламы, за что ООО «……………»производит оплату.

Указанные обстоятельства подтверждаются копиями договоров заключенных ООО «……………» собственниками помещений в многоквартирных жилых домах по ул……………., имеющихся в материалах дела.

Таким образом, доводы заявления Г. в полной мере опровергнуты доказательствами, представленными Ч. и представителем ОИК №...

В соответствии с ч.9 и ч.10 ст.60 Закона Нижегородской области от 25.11.2005 года №187-З «О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области», в случаях, не предусмотренных частью 8 настоящей статьи, агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности или в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов, производится на равных условиях для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной собственности, плата не взимается. (в ред. Закона Нижегородской области от 12.04.2007 N 37-З)

Согласно ч.10 этой же нормы, запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, в помещениях для голосования, а также на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Изучив доводы заявления Г. относительно нарушений, допускаемых Ч. при проведении предвыборной агитации, судебная коллегия считает их необоснованными и неубедительными.

В судебном заседании заявитель Г. не указал, в каких именно домах размещен агитационный материал Ч., не указал, в чьей собственности находятся эти жилые дома, не указал собственников квартир в жилых домах, разрешение которых необходимо было получить кандидату Ч.

Напротив, представитель кандидата в депутаты Ч. представила суду достаточно доказательств, опровергающих доводы заявления Г.

Поскольку в данном случае, один кандидат в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области Г. просит отменить регистрацию другого кандидата в депутаты по этому же избирательному округу Ч., то не смотря на то, что данное дело возникло из публично-правовых отношений, на обоих кандидатов в депутаты ложится бремя доказывания своих доводов и представления доказательств как в подтверждение доводов, так и в подтверждение доводов возражений.

Поскольку кандидат в депутаты Г. утверждает, что другой кандидат Ч. нарушает правила и ограничения предвыборной агитации, то Г. должен был представить судебной коллегии достаточно доказательств, подтверждающих обоснованность своих требований. Между тем Г. не представил суду никаких доказательств.

В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч.1 ст.57 ГПК РФ, суд мог оказать содействие заявителю Г. в сборе доказательств по его ходатайству. Однако, каких-либо ходатайств об оказании помощи в сборе доказательств от Г. в судебном заседании не последовало.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что этот довод заявления Г. не доказан, а, следовательно, является необоснованным.

Положениями ч.7 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ предусмотрены основания, по которым суд может отменить регистрацию кандидата.

Аналогичные положения содержатся и ст. 91 Закона Нижегородской области от 25.11.2005 года №187-З «О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области», согласно которой регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; и в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных частью 1 или 1.1 статьи 61 настоящего Закона, а также несоблюдения кандидатом, включенным в зарегистрированный список кандидатов, ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 61 настоящего Закона, если избирательное объединение, выдвинувшее этот список, не исключит такого кандидата из списка в соответствии с частью 11 настоящей статьи;

При рассмотрении материалов данного дела, а так же при изучении доводов заявления Г. и возражений представителя Ч. и представителя ОИК №.., судебная коллегия не установила обстоятельств, предусмотренных ст.91 Закона Нижегородской области от 25.11.2005 года №187-З и ст. 76 Федерального закона №67-ФЗ, являющихся основаниями для отмены регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области по одномандатному избирательному округу №.. Ч.

Таким образом, заявление Г. является необоснованным и не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 261 ГПК РФ, судебная коллегия,

РЕШИЛА:

Зарегистрированному кандидату в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области Г. в удовлетворении заявления об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области по одномандатному избирательному округу №.. Ч. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня вынесения настоящего решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Председательствующий: В.В.Самарцева