о запрете проведения строительства и сносе фундамента строения



Судья Кшнякина Е.И. Дело год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Давыдова А.П., судей Крайневой Н.А. и Курепчиковой О.С.,

при секретаре ФИО5,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Давыдова А.П.

дело по апелляционной жалобе представителя ФИО7 ФИО8

с участием представителя истца ФИО8

на решение Приокского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

по делу по иску ФИО7 к ФИО6 о запрете проведения строительства и сносе фундамента строения,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО7 обратился в суд к ФИО6 о запрете проведения строительства и сносе фундамента строения.

В обоснование заявленных требований он указал на то, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу:

< 1 >. Его участок граничит с участком ответчика. В сентябре 2011 года ответчик ФИО6 возвела на расстоянии 1 метра от участка истца фундамент. В октябре 2011 года был выкопан котлован. От соседей ему стало известно, что будет построен жилой двухэтажный дом с мансардным этажом. Требования к расположению жилых домов установлены СНиП 30-02-97 п.6.6, 6.7, в которых говорится, что жилое строение (или дом) должно отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 метров. Минимальное расстояние до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям должно быть от жилого строения (или дома) 3 метра.

Основывая свои требования на нормах закона ст.304, 263 ГК РФ, СНиП 30-02-97, истец просил суд запретить проведение строительных работ и обязать снести фундамент строения по адресу: < 2 >; взыскать с ответчика расходы в размере *** рублей.

В судебном заседании представитель истца ФИО8 исковые требования поддержала и пояснила, что ответчиком на участке < 2 > начато строительство (возведен фундамент) без получения необходимых разрешительных документов. При возведении фундамента ответчиком нарушены строительные нормы и правила п.6.6 СНиП 30-02-97, не соблюдено необходимое расстояние (не менее 1 метра) до границы земельного участка истца, что может привести к разрушению кирпичного забора, нарушению прав и интересов истца, как собственника земельного участка. Строительство гаража с покатой крышей в сторону участка истца приведет к разрушению забора, возможных построек на участке, плодово-ягодных насаждений. Фундамент на участке ответчицы возведен в пределах красных линий, где проходит линия электропередач и газопровод, что может создать опасность для жизни и здоровья истца. Представитель истца просила суд снести незаконно возведенный фундамент на земельном участке ответчика, граничащем с земельным участком ФИО7, и запретить строительные работы.

Ответчица ФИО6 и ее представитель иск не признали, указали, что возведенный на ее участке фундамент под строительство нежилого строения – гаража соответствует требованиям строительных норм и правил.

Решением Приокского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено в иске ФИО7 к ФИО6 о запрете проведения строительства и сносе фундамента строения, расположенного по адресу: < 2 >, - отказать.

В апелляционной жалобе представителя ФИО7 содержится требование об отмене решения суда и удовлетворении исковых требований истца, поскольку, как указывает заявитель, суд допустил нарушения норм права при оценке доказательств.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.1, 2 ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно п.1 ст.263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Согласно п.1 ст.40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.

Как следует из материалов дела, ФИО7 на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок площадью 836 кв.м, находящиеся по адресу: < 1 >, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 8-9). В собственности ответчицы ФИО6 находится жилой дом и земельный участок площадью 628 кв.м, расположенные по адресу: < 2 >, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 48-49).

Из материалов дела видно, что на принадлежащем ФИО6 земельном участке возведен ленточный железобетонный фундамент шириной 0,35 м под строительство нежилого строения – гаража, расположенный с северо-западной стороны участка вдоль смежной границы с участком домовладения < 1 >.

При этом согласно ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ на возведение гаража не требуется разрешение на строительство.

Согласно заключению специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ООО «НИИС» (л.д. 52-63), исследованию подлежит фундамент, расположенный на земельном участке домовладения < 2 >. Исследование проводилось методом экспертного осмотра и обмера лазерным дальномером и металлической трехметровой рулеткой. Осмотр фундамента произведен ДД.ММ.ГГГГ. Исследованием представленных материалов и внешним осмотром установлено, что на земельном участке домовладения

< 2 > находится ленточный железобетонный фундамент шириной 0,35 м, расположенный с северо-западной стороны участка, вдоль смежной границы с участком домовладения < 1 >. Цокольная часть фундамента выступает над поверхностью земли на 0,50-1,10 м.

Специалистом проводилось исследование на предмет соответствия расположенного на земельном участке домовладения < 2 > фундамента требованиям строительных норм и правил.

Согласно таблице 1* прил.1* СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*, противопожарное расстояние между кирпичными строениями с 3 степенью огнестойкости должно быть не менее 8 метров.

Фактическое расстояние между возведенным фундаментом домовладения и кирпичным домом домовладения < 1 > составляет – 8,00 м, что соответствует данным требованиям (не менее 8,00 м), при условии, что на данном фундаменте будет возведено кирпичное строение.

Согласно пункту 5.3.4 СП 30-102-99 «До границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от других построек (бани, гаража) – 1 м».

Согласно пункту 2.12* прим.1* СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1м».

Фактически фундамент расположен на расстоянии 1,25-1,14 м от смежной границы с участком домовладения < 1 >, представляющую собой кирпичную стену или 1,13-1,02 м от кирпичных столбов данной стены, что соответствует данным требованиям (не менее 1,00 м).

Согласно примечанию 1* к пункту 2.12* СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* « В районах усадебной застройки расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее, как правило, 6 м».

Фактическое расстояние от окон жилого дома домовладения < 1 > до фундамента ФИО6 составляет - 8,00 м, что соответствует данному требованию (не менее 6,00 м).

Согласно пункту 5.3.2 СП 30-102-99 «Усадебный, одно-двухквартирный дом должен отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м от красной линии проездов – не менее чем на 3 м. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м».

Исследуемый фундамент расположен в границах земельного участка домовладения < 2 > на расстоянии 0,-0,10 м от красной линии, что не соответствует данному требованию (менее 5,00 м).

Таким образом, согласно проведенному исследованию специалист пришел к выводу о том, что фундамент, расположенный на земельном участке домовладения < 2 >, соответствует требованиям строительных норм и правил, при условии возведения на нем нежилого строения, за исключением частично градостроительных требований, а именно пункта 5.3.2 СП 30-102-99, согласно которому расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м. Фактически фундамент расположен в границах земельного участка данного домовладения на расстоянии 0,-0,10 м от красной линии.

Выявленное несоответствие требованиям строительных норм и правил не является существенным, так как не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также каких-либо препятствий собственнику домовладения < 1 > в пользовании им своим земельным участком (л.д. 54-56).

Судебная коллегия полагает, что какие-либо основания сомневаться в ясности и полноте, достоверности и объективности выводов заключения специалиста, которое в соответствии со ст.55 ГПК РФ является письменным доказательством по делу, отсутствуют.

Данное исследование проведено лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов, и имеющим длительный стаж экспертной работы. Заключение специалиста содержит подробное описание проведенного исследования и сделанные в его результате выводы.

Представленное представителем истца сообщение от ДД.ММ.ГГГГ ООО «***» за подписью генерального директора А.Н.К., адресованное на имя ФИО7 (л.д. 91), о том, что по заявлению ФИО7 произведены замеры от границы земельного участка домовладения < 1 > до фундамента самовольно строящегося гаража домовладения < 2 >, расстояние составило 0,95 м, не отвечает признакам допустимости доказательств, поскольку из данного сообщения невозможно установить, когда проводились замеры, не указано место прохождения границы земельного участка домовладения < 2 >, от которой производился замер расстояния, не представлено документов, подтверждающих право общества на осуществление данного вида деятельности.

Судебная коллегия также полагает необоснованными доводы представителя истца о том, что земельный участок ответчицы находится в охранной зоне газопровода, поскольку градостроительная информация таких сведений не содержит, при регистрации права собственности на земельный участок по < 2 >, никаких ограничений, обременений в отношении земельного участка не указано (л.д. 49, 78, 89).

В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст.12 Гражданского кодекса РФ.

В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, истцом не представлено доказательств нарушений прав и законных интересов истца действиями ответчицы, а также каких-либо бесспорных, достоверных и убедительных доказательств того, что возведение фундамента под строительство нежилого строения гаража на земельном участке ответчицы нарушает права истца, создает ему препятствия в осуществлении права пользования земельным участком, наносит какой-либо ущерб истцу в пользовании принадлежащим ему земельным участком.

Выявленное в процессе исследования несоответствие требованиям градостроительных норм в той части, что фундамент расположен в границах земельного участка данного домовладения на расстоянии 0,-0,10 м от красной линии, не нарушает право собственности истца, не является существенным, не создает угрозу жизни и здоровью истца, а также каких-либо препятствий собственнику домовладения < 1 > в пользовании им своим земельным участком, а следовательно, не затрагивает его права и интересы.

Таким образом, судебная коллегия полагает законными и обоснованными выводы суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО7 исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы представителя истца о необоснованности решения суда судебная коллегия находит несостоятельными и не влекущими отмену вынесенного решения по мотивам, приведенным в данном определении.

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст.328 ГПК РФ судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Приокского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи