НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Судья: Леснова В.А. Дело №33-3914 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Нижний Новгород 5 июня 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Самарцевой В.В. и судей: Дороднова Г.И. и Кручинина М.А., при секретаре судебного заседания П.Е.А. с участием представителя ТИК г.Арзамаса Р.О.Ф. по доверенности, представителя К.С.А. по доверенности В.Ю.М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К.С.А. на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 04 марта 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления К.С.А. о признании решения участковой избирательной комиссии №*** от 04 марта 2012 года незаконным, о восстановлении его нарушенных прав, заслушав доклад судьи Самарцевой В.В., УСТАНОВИЛА: К.С.А. обратился в Арзамасский городской суд с заявлением о признании решения участковой избирательной комиссии №*** от 04 марта 2012 года незаконным, о восстановлении его нарушенных прав. В обоснование заявления указал, что на выборах Президента Российской Федерации 04 марта 2012 года он, был назначен наблюдателем на избирательный участок № *** от кандидата на должность Президента РФ З.Г.А. В *** часов *** минут 04 марта 2012 года К.С.А. предъявил председателю УИК №*** направление от зарегистрированного кандидата на должность Президента РФ З.Г.А, согласно которому он должен быть наблюдателем на данном избирательном участке. Однако председатель УИК №*** С.В.Ю. отказался регистрировать его в качестве наблюдателя от кандидата на должность президента РФ З.Г.А., мотивируя тем, что от данного кандидата в президенты РФ уже зарегистрирована М.О.А. На его неоднократные попытки зарегистрироваться в установленном порядке он получал отказы, к столу, где шла регистрация, его не допустили. К.С.А. просил признать решение участковой избирательной комиссии № *** от 04 марта 2012 года о недопущении его наблюдателем от кандидата в Президенты РФ З.Г.А. незаконным, восстановить его нарушенные права наблюдателя в полном объеме. В суде первой инстанции заявитель К.С.А. и его представитель В.Ю.М. заявление поддержали, просили суд его удовлетворить в полном объеме. Представитель участковой избирательной комиссии №*** г.Арзамаса, представитель территориальной избирательной комиссии г.Арзамаса Р.О.Ф. с заявлением не согласилась и пояснила, что кандидат в президенты РФ вправе назначать своих наблюдателей на избирательные участки. Согласно ст.23 ч.11 ФЗ № 19 не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии двумя и более наблюдателями от одного зарегистрированного кандидата. Решением Арзамасского городского суда от 04 марта 2012 года отказано в удовлетворении заявления К.С.А. о признании решения участковой избирательной комиссии №*** от 04 марта 2012 года незаконным, о восстановлении его нарушенных прав. В апелляционной жалобе К.А.С. просит отменить решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 04 марта 2012 года, по тем основаниям, что, по мнению К.А.С., оно постановлено с нарушением норм материального права, поскольку судом не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применен и истолкован закон, подлежащий применению в деле. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы К.А.С., заслушав явившихся по делу лиц, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы К.А.С., по следующим мотивам и основаниям. Как следует из заявления К.А.С., он просил признать решение участковой избирательной комиссии №*** г.Арзамаса от 04 марта 2012 года о недопущении его наблюдателем от кандидата в Президенты РФ З.Г.А. незаконным. Восстановить его нарушенные права наблюдателя в полном объеме. Пункт 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право избирателей, кандидатов, их доверенных лиц, избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц, политических партий, их региональных отделений, наблюдателей на обращение с заявлением в суд в случае нарушения избирательных прав. Согласно ст.23 Федерального Закона от 10.01.2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса (п.8). Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер его телефона (если имеется), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии (территориальной, участковой), куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных п.8 ст.23 Федерального Закона от 10.01.2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется (п.9). В соответствии с ч.11 ст.23 Федерального Закона от 10.01.2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», кандидат, политическая партия могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также касающихся выдачи копий этих протоколов, не допускается. Из системного толкования данной нормы следует, что данный Федеральный закон запрещает одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии. Но они имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. В реестре лиц, присутствующих на избирательном участке, указывается время, в которое тот или иной наблюдатель исполнял свои полномочия. Следует отметить, что допускается одновременное исполнение полномочий наблюдателя от зарегистрированного кандидата и от партии, которая выдвинула этого зарегистрированного кандидата. Назначение нескольких наблюдателей объясняется необходимостью гарантирования кандидатам и политическим партиям права обеспечить наблюдение за ходом голосования вне помещения для голосования. Важной гарантией деятельности наблюдателей является запрет на установление иных, кроме указанных в комментируемом Законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также касающихся выдачи копий этих протоколов. Аналогичные требования установлены п. 8 ст. 30 Федерального Закона от 12.06.2007 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Из материалов дела следует, что 04 марта 2012 года на выборах Президента Российской Федерации К.А.С. был назначен наблюдателем от кандидата на должность Президента Российской Федерации - З.Г.А. на избирательный участок №***. Имея направление от зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации - З.Г.А К.А.С. обратился в избирательную комиссию №*** г.Арзамаса для регистрации его в качестве наблюдателя. К.А.С. не был допущен для участия в работе ТИК, т.к. на избирательном участке уже был зарегистрирован наблюдатель от кандидата на должность Президента Российской Федерации - З.Г.А. – М.О.А., которая не обращался в избирательную комиссию с заявлением о прекращении своих полномочий в качестве наблюдателя. Кроме того, в удостоверениях наблюдателя К.С.А. и наблюдателя М.О.В. не проставлено время, в течение которого они могут осуществлять свои права наблюдателей на данном избирательном участке. Отсутствие указание периодов времени, в течение которых К.С.А. и М.О.В. будут осуществлять наблюдение за ходом голосования, позволяет сделать вывод о том, что они наделены полномочиями наблюдателей на указанном избирательном участке с 8-00 до 20-00. Осуществление двумя наблюдателями в одно и тоже время от одного кандидата своих функций прямо противоречит выше приведенным положениям закона. Частью 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. В соответствии с ч. 10 той же статьи с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Согласно п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели обладают различным объемом прав и обязанностей в период избирательной кампании, кампании референдума и могут обращаться в суд за защитой этих прав, если считают их нарушенными (статья 3 и часть 1 статьи 4 ГПК РФ). Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов. По смыслу ст.4 ГПК РФ судом возбуждается гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой только своих избирательных прав, а не по поводу любых нарушений избирательного законодательства. Из анализа названных положений законодательства следует, что наблюдатель вправе обращаться в суд за защитой только своих избирательных прав, а не по поводу любых нарушений избирательного законодательства. Исходя из установленных избирательным законодательством прав наблюдателя, это лицо вправе обратиться в суд с требованием о защите его права осуществлять наблюдение, а не об отмене решений избирательной комиссии об итогах голосования и результатах выборов. В силу ч.2 ст.4 ГПК РФ гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, только в случаях, предусмотренных настоящим кодексом или другими федеральными законами. Установленный Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" круг прав и обязанностей наблюдателя не наделяет это лицо правом обращаться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, в том числе, с требованиями о признании итогов голосования недействительными. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что нарушений прав К.С.А. со стороны участковой избирательной комиссии №***г.Арзамаса не имело места, т.к. наблюдатель от кандидата на должность Президента Российской Федерации - З.Г.А. уже осуществлял полномочия на данном избирательном участке. Поэтому судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит необоснованными, они не опровергают выводы суда, не подтверждаются материалами дела, суд правильно применил материальный закон, установил по делу все юридически значимые обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, апелляционная жалоба не содержит в себе доводов правового характера, которые являются основанием для отмены решения суда. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым, отказать К.С.А. в удовлетворении его апелляционной жалобы на решение Арзамасского городского суда от 04 марта 2012 года. На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 04 марта 2012 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу К.А.С. – без удовлетворения. Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий: Судьи: