Судья: Христич С.Б. Дело №33-3709 НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ город Нижний Новгород 29 мая 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи Бушминой А.Е., судей Дороднова Г.И. и Кручинина М.А. при секретаре судебного заседания Антоновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Кручинина М.А. дело по апелляционной жалобе представителя администрации Варнавинского района Нижегородской области Дручковой З.В. на решение Варнавинского районного суда Нижегородской области от 21 февраля 2012 года по иску прокурора Варнавинского района Нижегородской области о возложении на главу администрации Варнавинского муниципального района Нижегородской области обязанности принять решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки территории Шудского сельсовета Варнавинского муниципального района с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации работ, УСТАНОВИЛА: Прокурор Варнавинского района обратился в Варнавинский районный суд с указанным выше исковым заявлением (с учетом изменения требований). Указал, что до настоящего времени сельским Советом Шудского сельсовета Варнавинского муниципального района Нижегородской области не утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования Шудский сельсовет Варнавинского района. При отсутствии правил землепользования и застройки муниципального образования Шудский сельсовет Варнавинского района с 31 декабря 2012г. орган местного самоуправления в силу закона не сможет выдавать разрешения на строительство на территории поселения, в том числе объектов социального назначения. Представитель администрации Варнавинского муниципального района Нижегородской области при рассмотрении дела в суде первой инстанции с заявлением прокурора не согласился, указал, что разработка и утверждение правил землепользования и застройки применительно к территории поселения Шудского сельсовета является нецелесообразным. Решением Варнавинского районного суда Нижегородской области от 21 февраля 2012 года постановлено требования прокурора удовлетворить, обязать главу администрации Варнавинского муниципального района Нижегородской области принять решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки Шудского сельсовета Варнавинского муниципального района с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. В апелляционной жалобе представитель администрации Варнавинского района Нижегородской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворен6ии требований отказать. Указал, что подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, в настоящее время разработка схем территориального планирования не завершена, документов территориального планирования на Шудский сельсовет не имеется, в связи с чем разработка правил землепользования и застройки в настоящее время невозможна. В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает данное гражданское дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе и возражении прокурора на апелляционную жалобу. Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам приходит к следующему. Как указано выше, прокурор Варнавинского района Нижегородской области обратился в суд с требованием об обязании главы администрации Варнавинского муниципального района Нижегородской области совершить действия, связанные с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки Шудского сельсовета Варнавинского муниципального района, входящего в состав Варнавинского района. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании части 1 статьи 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. В соответствии со статьей 78 данного Федерального закона решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, способами, предусмотренными законом. Исходя из приведенных норм закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возможном обжаловании прокурором бездействия должностного лица органа местного самоуправления в случае, если законом на такое должностное лицо возложена обязанность совершить определенные действия и такие действия совершены не были. Незаконного вмешательства в полномочия главы администрации в таком случае не имеется, так требования прокурора состоят в возложении на главу администрации обязанности принять решение только о подготовке проекта и не заключаются в возложении обязанности принять нормативный правовой акт (сами Правила подлежат утверждению представительным органом власти). На основании пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами). Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что 29 декабря 2011г. между администрацией Варнавинского района и администрацией Шудского сельсовета Варнавинского района Нижегородской области на 2012 год заключено соглашение, согласно которому полномочия поселения, указанные в пункте 20 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», переданы администрацией Шудского сельсовета администрации Варнавинского района Нижегородской области. Согласно части 5 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. В связи с этим суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у главы администрации Варнавинского района Нижегородской области как полномочий, так и основанной на положениях Федерального закона обязанности по принятию решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки территории Шудского сельсовета Варнавинского муниципального района. Отсутствие принятых правил землепользования и застройки, в силу положений части 3 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, может привести к невозможности выдачи разрешений на строительство (за исключением предусмотренных федеральными законами случаев) на территории Шудского сельсовета, а, следовательно, к нарушению прав неопределенного круга лиц на строительство объектов недвижимости, в том числе объектов социального назначения. С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на главу администрации Варнавинского района Нижегородской области обязанности принять решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки территории Шудского сельсовета Варнавинского муниципального района. Доказательств, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, в Варнавинский районный суд Нижегородской области представителем администрации района представлено не было. Довод о нецелесообразности и неготовности администрации района принять такое решение в связи с отсутствием документов территориального планирования не может быть принят во внимание, так как необходимость принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки установлена Федеральным законом. Муниципальный контракт на выполнение научно-исследовательских работ по подготовке проекта «Схема территориального планирования Варнавинского муниципального района Нижегородской области» от 26 июля 2011 года, на который ссылается представитель администрации района, предусматривает окончание выполнения работ не позднее чем через семь месяцев с момента его заключения (л.д.50). Кроме того, положение, предусматривающее принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, предусмотрено Градостроительным кодексом РФ, принятым в 2004 году и вступившим с силу (за исключением отдельных положений) 30 декабря 2004 года. Ограничения, связанные с отсутствием утвержденных правил землепользования и застройки, были введены Федеральным законом от 29декабря2004года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». В связи с изложенным оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Варнавинского районного суда Нижегородской области от 21 февраля 2012 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий: Судьи: