НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Судья: Арефьева М.М. дело №33-4472/12 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Нижний Новгород «19» июня 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего: Самарцевой В.В. и судей: Бушминой А.Е. и Леваневской Е.А. при секретаре судебного заседания А.Е.А. с участием: Н.В.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Н.В.Л. на решение Шахунского районного суда Нижегородской области от 13 апреля 2012 года по заявлению Н.В.Л. об отменен регистрации Ш.А.Л. кандидатом в депутаты Совета депутатов вновь образованного муниципального образования город Шахунья по одномандатному избирательному округу №***, заслушав доклад судьи Самарцевой В.В., УСТАНОВИЛА: Н.В.Л. обратился в Шахунский городской суд с заявлением об отмене регистрации Ш.А.Л. кандидатом в депутаты Совета депутатов вновь образованного муниципального образования город Шахунья, по одномандатному избирательному округу № ***, указывая, что 22.04.2012 г. состоятся выборы депутатов в Совет депутатов городского округа г.Шахунья. Заявление Н.В.Л. мотивировано следующими обстоятельствами. По избирательному округу №*** территориальной избирательной комиссией Шахунского района зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа г.Шахунья Ш.А.Л.. Согласно Закону Нижегородской области № 108-3 от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» обязательным условием регистрации кандидата в депутаты представительного органа является создание собственного избирательного фонда кандидата в депутата и открытие специального избирательного счета в Сбербанке РФ. Регистрация кандидата в депутаты допускается без создания избирательного фонда, при условии, что финансирование кандидатом в депутаты своей избирательной компании не производится. В газете «Знамя труда» № 54-55 от 07.04.12 г. опубликованы сведения об открытии специальных счетов и средствах, поступивших в избирательные фонды кандидатов в депутаты Совета депутатов городского округа г.Шахунья. В числе кандидатов в депутаты, создавших избирательные фонды и открывших специальные счета в Сбербанке РФ кандидат в депутаты Ш.А.Л. не числится, это означает, что по закону Ш.А.Л. не имеет права финансировать свою избирательную компанию. Кандидат в депутаты Ш.А.Л. противоправно 28.03.12 г. заказал в типографии г.Шахунья агитационные листовки за себя, как за кандидата в депутаты. Как свидетельствует листовка, оплата за изготовление произведена из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Ш.А.Л., который не открывался. 30.03.12 г. тиражом в 500 экземпляров заказ был выполнен. Начиная с 31.03.12г. листовки были распространены среди избирателей округа лично Ш.А.Л. Действие кандидата в депутаты Ш.А.Л. по изготовлению, финансированию и распространению агитационных листовок носят умышленный (кандидат профессиональный юрист), не правовой характер и направлены на достижение положительного результата на выборах. Н.В.Л. просил суд регистрацию кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа г.Шахунья Ш.А.Л. отменить и взыскать в его пользу с Ш.А.Л. сумму в размере 200 рублей за оплату государственной пошлины. В судебном заседании суда первой инстанции Н.В.Л. свое заявление поддержал, просил его удовлетворить. Заинтересованное лицо Ш.А.Л. в суде первой инстанции участия не принимал. Интересы Ш.А.Л. в суде первой инстанции представлял его представитель адвокат Б.А.С., который требования Н.В.Л. просил признать необоснованными и отказать в удовлетворении всех заявленных требований. Представитель территориальной избирательной комиссии Шахунского района (по доверенности) Ч.В.Н. в судебном заседании суда первой инстанции с требованиями Н.В.Л. не согласился. Старший помощник прокурора Шахунского района З.А.В., участвовавший в суде первой инстанции, полагал заявление не подлежащим удовлетворению. Решением Шахунского городского суда от 13 апреля 2012 года постановлено: в удовлетворении заявления Н.В.Л. об отмене регистрации Ш.А.Л. кандидатом в депутаты Совета депутатов вновь образованного муниципального образования город Шахунья, по одномандатному избирательному округу № *** отказать. В апелляционной жалобе Н.В.Л. просит отменить решение Шахунского городского суда как незаконное, мотивируя тем, что суд неправильно применил нормы материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Н.В.Л., заслушав явившихся его, судебная коллегия приходит к следующим выводам. В соответствии с п.2 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. В соответствии с подпунктом «ж» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 года основаниями отказа в регистрации кандидата является несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата. В соответствии с положениями ч.1 ст. 58 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 года кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Согласно подпункту «б» ч.7 ст. 76 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 года регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов. Судом первой инстанции, исходя из материалов дела установлено, что Постановлением избирательной комиссии Нижегородской области № 016/232-5 от 30.11.2011 г. полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования городского округа города Шахунья Нижегородской области возложены на территориальную избирательную комиссию Шахунского района. Указанное Постановление избирательной комиссии Нижегородской области не оспорено и не признано незаконным. Согласно положениям ч.1 ст.20 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 года в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии. В соответствии с п. 9 той же ст. 20 совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории, которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой территории. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы. Положениями ч.10 ст.20 установлено, что решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий. Кроме того, доводы Н.В.Л. о том, что Постановление избирательной комиссии Нижегородской области № ********* от 30.11.2011 года является незаконным, а, следовательно, объявление выборов, регистрация кандидатов в депутаты Собрания депутатов Шахунского района является незаконными, судебная коллегия находит неубедительными. В соответствии с положениями ст. 26 ГПК РФ рассмотрение вопроса о законности постановлений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации подлежит рассмотрению Нижегородским областным судом в качестве суда первой инстанции. Указанное Постановление избирательной комиссии Нижегородской области никем не оспорено. Районный суд не вправе принимать решений о законности Постановлений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Исходя из системного толкования приведенных норм, следует, что территориальная избирательная комиссия имела право выполнять функции и пользоваться полномочиями окружной избирательной комиссии. Поэтому этот довод апелляционной жалобы Н.В.Л. является необоснованным и не может повлечь отмену решения суда первой инстанции. Постановлением территориальной избирательной комиссии Шахунского района, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ город Шахунья от 24 января 2012 года № 1-1 на 22 апреля 2012 года назначены выборы депутатов Совета депутатов вновь образованного муниципального образования городской округ город Шахунья на 22 апреля 2012 г. 22.02.2012 г. Ш.А.Л. обратился в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № *** по выборам депутатов Совета депутатов вновь образованного муниципального образования городской округ город Шахунья первого созыва с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения. В избирательную комиссию Ш.А.Л. представил комплект необходимых для регистрации кандидатом документов, в том числе заявление о создании им избирательного фонда без открытия специального избирательного счета, так как расходы по финансированию его избирательной кампании не будут превышать три тысячи рублей. Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № *** от 03.03.2012 г. № 4-1 Ш.А.Л. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов вновь образованного муниципального образования городской округ город Шахунья по одномандатному избирательному округу №***. Согласно удостоверению № *** от **.**.**** г. Н.В.Л. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов вновь образованного муниципального образования городской округ город Шахунья по одномандатному избирательному округу № ***. 28.03.12 г. Ш.А.Л. был оплачен агитационный материал тиражом 500 экземпляров. Стоимость заказа *** рублей. Частью 1 ст. 53 Закона Нижегородской области № 108-3 от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» установлено, что кандидат, выдвинутый по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, обязаны создать собственные избирательные фонды. В случае если в избирательном округе количество избирателей не превышает пять тысяч избирателей, создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет об указанных обстоятельствах соответствующую избирательную комиссию одновременно с представлением документов на регистрацию. Пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых судом может быть отменена регистрация кандидата. Аналогичный перечень содержится в статье 79 Закона Нижегородской области № 108-3 от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области». Н.В.Л. полагает, что согласно п. 2 части 7 статьи 79 Закона Нижегородской области № 108-3 от 06.09.2007 г., регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств помимо избирательного фонда, установленного законом. Действительно, в соответствии с п.2 части 7 статьи 79 Закона Нижегородской области № 108-3 от 06.09.2007 регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного настоящим Законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного настоящим Законом, более чем на 5 процентов. Согласно приложению № 1 к Постановлению территориальной избирательной комиссии, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ город Шахунья от 31.01.2012 г. № 2-2 количество избирателей по одномандатному избирательному округу № *** составляет - 2612 человек. Согласно п. 4 ч. 3 ст. 53 Закона Нижегородской области № 108-3 от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата в зависимости от средней нормы представительства избирателей в муниципальном образовании не может превышать: от 1 000 до 3 000 избирателей -1 500 000 рублей. В соответствии с ч.1 ст. 54 Закона Нижегородской области №108-З от 06.09.2007 года кандидат, выдвинутый по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, обязан открыть специальный избирательный счет своего избирательного фонда после уведомления соответствующей избирательной комиссии о его выдвижении, но не позднее дня представления документов в соответствующую окружную избирательную комиссию для регистрации кандидата. На выборах в сельских поселениях перечисление средств избирательного фонда на специальный избирательный счет необязательно в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают три тысячи рублей. В этом случае кандидат одновременно с представлением документов на регистрацию уведомляет избирательную комиссию о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета. Исходя из приведенных норм закона открытие специального избирательного счета в Сбербанке РФ обязательное условие для регистрации кандидата. Регистрация кандидата без открытия специального счета возможна лишь при условии, что финансирование избирательной кампании производиться не будет. Формально в действиях Ш.А.Л. усматривается финансовое нарушение, при котором ТИК Шахунского района Нижегородской области не могла произвести регистрацию Ш.А.Л. как кандидата в депутаты. Однако, в соответствии ч.2 ст. 260 ГПК РФ заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный процессуальный срок восстановлению не подлежит. Таким образом, обсуждать вопрос о законности регистрации Ш.А.Л. ни суд первой инстанции, ни суд второй инстанции в настоящее время не могут. Поскольку Н.В.Л. просил в своем заявлении об отмене регистрации Ш.А.Л. кандидатом в депутаты, то суд первой инстанции обоснованно исходил из норм федерального и регионального законодательства, приведенных выше и регламентирующих основания для отмены регистрации кандидата. Исходя из системного анализа подпункта "б" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 2 части 7 статьи 79 Закона Нижегородской области № 108-3 от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» свидетельствует о том, что отмена регистрации кандидата может иметь место не за любое финансовое нарушение, а только при наличии обстоятельств, указанных в этих нормах. Судом первой инстанции достоверно установлено, что Ш.А.Л. на свою агитацию в качестве кандидата потратил помимо избирательно фонда 1000 рублей, в то время как допускаемые законом 5 % составляют – *** рублей. Таким образом, финансовое нарушение, допущенное Ш.А.Л. при ведении агитации, не может являться основанием для отмены его регистрации, поскольку денежные средства, потраченные им помимо избирательно фонда и специального избирательного счета значительно меньше, допускаемых законодательством 5 %. При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено. Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции правильным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы Н.В.Л. – неубедительными. На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Шахунского районного суда Нижегородской области от 13 апреля 2012 года по настоящему делу - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Н.В.Л. – без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий : Судьи: