Судья: Л В.А. Дело №33-4779/2012 НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Нижний Новгород 26.06.2012года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи- Б А.Е., судей Д Г.И. Л Е.А. при секретаре судебного заседания Д Т.М. по докладу судьи областного суда Д Г.И. рассмотрев в порядке апелляционного производства материалы дела по частной жалобе представителя КПРФ – по доверенности В Ю.М. на определение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 18.04.2012 года по делу по заявлению политической партии «***» о признании действий и постановлений Территориальной избирательной комиссии г. Арзамаса по удалению с избирательных участков членов избирательных комиссий от ***, наблюдателей от ***, силовое удаление зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы РФ от *** Т с избирательного участка №*** г. Арзамаса незаконными, УСТАНОВИЛА: Политическая партия «***» (***) обратилась в суд с заявлением о признании действий и постановлений Территориальной избирательной комиссии г. Арзамаса по удалению с избирательных участков членов избирательных комиссий, от ***, наблюдателей от ***, силовое удаление зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы от *** Т А.П. с избирательного участка №*** г.Арзамаса незаконными. В обоснование своих требований указала, что на выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, прошедших 04 декабря 2011 года, Территориальная избирательная комиссия г, Арзамаса, используя свой статус, грубейшим образом, по мотивам принадлежности граждан к политической партии - ***, нарушила избирательные права граждан, предоставленные ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Статус членов избирательных комиссий установлен ст. 29 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Прекращение полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса установлены п. 8 ст. 29 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Перечень оснований исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. Досрочное прекращение полномочий члена комиссии с правом решающего голоса возможно только по решению суда или органа, назначившего члена комиссии, и только по основаниям, установленным Законом, то есть по основаниям, перечисленным в п. 8 ст. 29 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». «04» декабря 2011 года решением участковой избирательной комиссии №*** с избирательного участка во время подсчета голосов, в нарушение требований закона, без каких-либо законных оснований была удалена Б Н.М. - член участковой избирательной комиссии от *** с правом решающего голоса. Несмотря на самоуправство председателя участковой избирательной комиссии №*** К П.Н., Территориальная избирательная комиссия своим постановлением от 16.01.2012 года одобрила самоуправство председателя участковой избирательной комиссии №*** К П.Н., при этом в немотивированном постановлении от 16.01.2012 года не указала, какое действующим законодательством и какого государства предоставлено право гражданину РФ К П.Н. прекратить полномочия члена участковой избирательной комиссии дот *** с правом решающего голоса путем удаления с избирательного участка по мотивам принадлежности к *** партии. Статья 27 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не наделяет участковую избирательную комиссию правом прекратить полномочия члена комиссии с правом решающего голоса, не предоставлено законом такого права и Территориальной избирательной комиссии. 04 декабря 2011 года в *** часов *** минут с избирательного участка №*** решением участковой избирательной комиссии был удален, то есть фактически прекращены полномочия члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса от *** В С.Е., зафиксировавшего на камеру мобильного телефона то, что в книгах первого экземпляра списков избирателей не было указано количество листов. Территориальная избирательная комиссия г. Арзамаса постановлением от 04.12.2011 года №*** одобрила незаконные действия участковой избирательной комиссии №***. Пункт 23 ст. 29 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на который в постановлении Территориальной избирательной комиссии г. Арзамаса имеется ссылка в обоснование законности постановления; не предоставляет участковой избирательной комиссии права прекращать полномочия члена комиссии с правом решающего голоса по каким-либо основаниям, следовательно, избирательные права В С.Е. были нарушены участковой избирательной комиссией и Территориальной избирательной комиссией г. Арзамаса по мотивам принадлежности к политической партии - ***. Не отменено немотивированное решение территориальной избирательной комиссией г. Арзамаса, то есть фактически одобрено незаконное решение участковой избирательной комиссии №***, удалившей с избирательного участка с привлечением сотрудников органов внутренних дел зарегистрированного кандидата в депутаты Т А.П., избирательные нрава которого были нарушены также по мотивам его принадлежности к коммунистической партии Российской Федерации. Поводом для силового удаления зарегистрированного кандидата с избирательного участка в избирательном округе, где баллотировался Т А.П. послужил красный бантик на лацкане куртки зарегистрированного кандидата, собственно наличие данного бантика, вызвавшего ярость председателя участковой избирательной комиссии А А.Е., явился действием, «нарушившим часть 7 статьи 30 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Кроме перечисленных избирательных участков, прекращены полномочия по мотивам принадлежности к *** представителей коммунистической партии Российской Федерации с избирательных участков №***(Н А.А.. - постановление №*** от 04.12.2011 года), №***(Х Н.И. - постановление №*** от 04.12.2011 года), №*** (М А.Н. - постановление №*** от 04.12.2011 года), №*** Н А.С., Д А. - доверенное лицо коммунистической партии Российской Федерации, и факт незаконного удаления представителей *** поддержан постановлениями Территориальной избирательной комиссии г. Арзамаса со следующей формулировкой: «в соответствии с ч.5 ст. 75 Федерального закона 18.05.2005 года №151-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатели и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах». В ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» иная формулировка ч. 5 ст. 75: «члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса получают от председателя участковой избирательной комиссии избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию». Никакого иного толкования статья Закона не допускает, следовательно, все представители *** удалены с избирательных участков г. Арзамаса незаконно. Политическая партия «***» просит признать действия и постановления территориальной избирательной комиссии г. Арзамаса №*** от 04.12.2011 года, № *** от 04.12.2011 года, №*** от 04.12.2011 года, № *** от 04.12.2011 года по удалению с избирательных участков членов избирательных комиссий от ***, наблюдателей от ***, а также силовое удаление зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от *** Т с избирательного участка №***г. Арзамаса незаконными. В судебном заседании представитель политической партии «***» В Ю.М. заявленные требования поддержал, указанные в заявлении обстоятельства подтвердил. Представитель ТИК г. Арзамаса Р О.Ф. против удовлетворения требований *** возражает. Указала, что право *** не нарушено. В выборах в Государственную Думу Российской Федерации участвовали политические партии, которые реализовали свое право направив на избирательные участки своих избирателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Считает, что В С.Е., Н А.А., М А.Н., Х Н.И., Т А.Л. должны были обращаться в суд за защитой своих прав, если они были нарушены. Просит производство по делу прекратить. Определением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 18.04.2012 года прекращено производство по гражданскому делу по заявлению политической партии «***» о признании действий и постановлений Территориальной избирательной комиссии г. Арзамаса №№*** от 04 декабря 2011 года по удалению с избирательных участков членов избирательных комиссий от ***, наблюдателей от ***, силового удаления зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы РФ от *** Т А.П. с избирательного участка №*** г. Арзамаса незаконными. Разъяснено, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. В частной жалобе представителя политической партии «***» В Ю.М. ставится вопрос об отмене определения Арзамасского городского суда Нижегородской области от 18.04.2012 года как незаконного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, и разрешения вопроса по существу. Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы представителя политической партии «***» В Ю.М., выслушав объяснения представителя политической партии «***» В Ю.М., представителя ТИК г. Арзамаса – Р О.Ф., судебная коллегия приходит к следующему. 04.12.2011года состоялись выборы депутатов в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации. В соответствии с п. 25 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательное объединение - это политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, со дня представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов для регистрации федерального списка кандидатов вправе назначить одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а в случае регистрации федерального списка кандидатов - по одному такому члену избирательной комиссии в каждую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, в каждую территориальную и участковую избирательные комиссии. На основании ст. 30 названного Федерального закона политическая партия, указанная в части 1 настоящей статьи, может назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. В силу ч. 6 ст. 30 указанного закона наблюдатель вправе: 1) знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; 2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 29 настоящего Федерального закона; 3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям; 4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования; 5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений; 6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей; 7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 29 настоящего Федерального закона; 8) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему; 9) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов; 10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд; 11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях. Наблюдатель не вправе: 1) выдавать избирателям избирательные бюллетени; 2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня; 3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень; 4) совершать действия, нарушающие тайну голосования; 5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса; 6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии; 7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей; 8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией. Согласно п. 15 ст. 75 указанного Федерального закона член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах. В указанных случаях соответствующее мотивированное решение принимается участковой или вышестоящей избирательной комиссией. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению члена участковой избирательной комиссии, отстраненного от участия в работе данной избирательной комиссии, а также удаленных из помещения для голосования наблюдателя и иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судом установлено, что постановлением территориальной избирательной комиссии г. Арзамаса №*** от 04.12.2012 года было оставлено без удовлетворения заявление Х Н.И., обжаловавшее удаление его из помещения для голосования участковой избирательной комиссии № *** (л.д.45). Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Арзамаса №*** от 04.12.2012 года было оставлено без удовлетворения заявление М А.Н., обжаловавшего удаление его из помещения для голосования участковой избирательной комиссии № *** (л.д.42). Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Арзамаса №*** от 04.12.2012 года было оставлено без удовлетворения заявление Н А.А., обжаловавшего удаление его из помещения для голосования участковой избирательной комиссии № ***(л.д.35). Постановлением Территориальной избирательной комиссии г, Арзамаса №*** от 04.12.2012 года было оставлено без удовлетворения заявление В С.Е., обжаловавшего исключение его из состава участковой избирательной комиссии № *** (л.д33). Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка №*** от 04.12.2011 года за №*** удален из помещения голосования ТА.П. (л.д.41). Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Арзамаса №*** от 04.12.2012 года было удовлетворено заявление Т А.П., решение УИК № *** от 04.12.2011 года№*** отменено (л.д.37). Анализируя вышеуказанные постановления, суд пришел к правильному выводу о том, что данными постановлениями затронуты права Х Н.И., МА.Н., Н А.А., В С.Е., Т А.П. В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Пункт 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации также предусматривает право избирателей, кандидатов, их доверенных лиц, избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц, политических партий, их региональных отделений на обращение с заявлением в суд в случае нарушения избирательных прав. Таким образом, заявитель, выступая от своего имени,- вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства лишь за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и не вправе обращаться в суд с заявлением по поводу любых нарушений избирательного законодательства. В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели обладают различным объемом прав и обязанностей в период избирательной кампании, кампании референдума и могут обращаться в суд за защитой этих прав, если считают их нарушенными (статья 3 и часть 1 статьи 4 ГПК РФ). Руководствуясь положениями вышеуказанных норм закона, при установлении того обстоятельства, что постановлениями №№*** от 04 декабря 2011 года ТИК г. Арзамаса затронуты права конкретных лиц: Х Н.И., М А.Н., Н А.А., В С.Е., Т А.П., суд пришел к правильному выводу о том, что заявитель (***) в данном случае не является субъектом обращения в суд с указанным заявлением. Также судебная коллегия полагает, что неправомерное поведение наблюдателей (выразившееся, в частности, в произведении фотосъемки списков избирателей, проведении предвыборной агитации среди избирателей), никоем образом не влияет на права политической партии, а затрагивают права конкретных лиц (наблюдателей), в отношении которых в соответствии с законом были применены определенные ограничительные меры, связанные с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах. Таким образом суд, руководствуясь п.п. 1 ч. 1 ст.220 ГПК РФ обоснованно прекратил производство по делу. Что же касается доводов жалобы заявителя о неправильном применении норм материального права, то они не могут быть приняты во внимание, поскольку выводы суда в полной мере мотивированы, соответствуют установленным судом обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену определения, судом допущено не было. Утверждения в жалобе о том, что вышеуказанные решения избирательных комиссий были приняты исключительно лишь по тому основанию, что наблюдатели принадлежали к политической партии «***», то они необоснованны, поскольку являются голословными и не подтвержденными фактическими материалами дела. На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА: Определение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 18.04.2012 года оставить без изменения, частную жалобу представителя *** по доверенности В Ю.М. – без удовлетворения. Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения. Председательствующий- Судьи: