по иску Прокурора г. Дзержинска к ОАО «Сибур-Нефтехим» об обязании выделить (создать) в счет квоты рабочие места



Судья Бочарова Е.П. Дело № 33-5362/2012

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Н.Новгород 24 июля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Кузиной Т.А.,

судей: Сысаловой И.В., Лысовой Е.В.,

при секретаре: Голуб В.Н.,

с участием: представителя ОАО «Сибур-Нефтехим» по доверенности Сюсяевой Ю.И., представителя ГУ «Центра занятости населения г.Дзержинска» по доверенности Шевниной Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Лысовой Е.В. дело

по апелляционной жалобе ОАО «Сибур-Нефтехим»

на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 19 апреля 2012 года по гражданскому делу

по иску Прокурора г. Дзержинска к ОАО «Сибур-Нефтехим» об обязании выделить (создать) в счет квоты рабочие места,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г.Дзержинска обратился в суд с иском к ОАО «Сибур-Нефтехим» об обязании выделить (создать) в счет квоты рабочие места, Белоусовой Н.А.

В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2012 года прокуратурой г.Дзержинска проведена проверка соблюдения требований законодательства о трудоустройстве инвалидов.

В соответствии со ст.21 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников.

Согласно ч.ч.1,4 ст.4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 г. №191-3 «О квотировании рабочих мест», квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяются уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы, ежегодно в соответствии с ч.1 ст.4.

В соответствии с приказами Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 02.11.2011 г. № 184, от 27.12.2011 г. №235 «О внесении изменений в Перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, на 2012 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2012 году в ОАО «Сибур-Нефтехим» в счет квоты составляет 73 человека, из них 56 инвалидов и 17 работников моложе 18 лет.

Согласно ч.2 ст.7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 г. №191-3 «О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия решения, указанного в ч.4 ст.4, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.

В соответствии с отчетом ОАО «Сибур-Нефтехим» за январь 2012 года, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест 0 единиц, численность граждан, работающих в счет квоты - 7 человек (инвалиды), количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0.

То есть, из 56 рабочих мест, которые должны были быть выделены (созданы) для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также 17 рабочих мест, которые должны были быть выделены (созданы) для трудоустройства работников моложе 18, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, фактически заквотировано: 0 -для трудоустройства инвалидов; 0 - для трудоустройства работников моложе 18 лет.

Таким образом, ОАО «Сибур-Нефтехим» были нарушены указанные выше положения законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В данном случае прокурор г.Дзержинска обращается в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку определить конкретное количество лиц, чьи права подлежат судебной защите, не представляется возможным.

На основании изложенного, прокурор г.Дзержинска просит обязать ОАО «Сибур-Нефтехим» в течение месяца выделить (создать) в счет квоты 56 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также 17 рабочих мест, для трудоустройства работников моложе 18, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В суде первой инстанции помощник прокурора г.Дзержинска Жаровская И.А. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика ОАО «Сибур-Нефтехим» по доверенности Сюсяева Ю.И. исковые требования не признала.

Представитель третьего лица ГУ «Центра занятости населения г.Дзержинска» Шевнина Л.В. (по доверенности) в суде первой инстанции исковые требования поддержала.

Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 19 апреля 2012 года постановлено:

Исковые требования прокурора г.Дзержинска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ОАО «Сибур-Нефтехим» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу выделить (создать) в счет квоты 56 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также 17 рабочих мест, для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В апелляционной жалобе ОАО «Сибур-Нефтехим» поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

На основании положений ч.ч.1,2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Законность состоявшегося решения суда первой инстанции проверена в порядке гл.39 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, поскольку судебная коллегия, в рамках предоставленных полномочий, не находит оснований для проверки решения суда в полном объеме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены судебного решения.

Суд первой инстанции всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил правоотношения сторон, к которым применил нормы права, их регулирующие, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.

Доводы апелляционной жалобы ОАО «Сибур-Нефтехим» подлежат отклонению по следующим основаниям.

Согласно ст.13 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со ст.21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В силу ст.22 указанного Федерального закона, специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

На основании ст.24 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируется вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведением ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотирование рабочих мест для трудоустройства, расторжение трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.ч.1,2 и 4 ст.4 Закона Нижегородской области № 191-3 от 26.12.2007 г. «О квотировании рабочих мест», квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Квота устанавливается с учетом работающих в организации граждан, трудоустроенных ранее в соответствии с установленной квотой.

Квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов, для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - в размере 1 процента.

Перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяются уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы (далее - уполномоченный орган), ежегодно в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

В соответствии с ч.2 ст.7 Закона Нижегородской области № 191-3 от 26.12.2007 г. «О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия решения, указанного в части 4 статьи 4, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.

Как следует из материалов дела, при проведении прокуратурой г.Дзержинска проверки соблюдения ОАО «Сибур-Нефтехим» законодательства Российской Федерации в сфере занятости населения в Российской Федерации было установлено, что ответчиком не выполняются требования законодательства в части представления органам службы занятости населения информации о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов и работников моложе 18 лет по установленной форме.

Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с приказами Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 02.11.2011 г. № 184, от 27.12.2011 г. № 235 «О внесении изменений в Перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, на 2012 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2012 году в ОАО «Сибур-Нефтехим» в счет квоты составляет 73 человека, из них 56 инвалидов и 17 работников моложе 18 лет (л.д.6-11).

28.12.2011 г. ГУ «Центр занятости населения города Дзержинска» направил ответчику уведомление № 01-12/1280 о создании в 2012 году в счет квоты 73 рабочих мест, из них 56 для инвалидов и 17 для граждан моложе 18 лет (л.д.13).

В соответствии с отчетом ОАО «Сибур-Нефтехим» за январь 2012 года, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест 0 единиц, численность граждан, работающих в счет квоты - 7 человек (инвалиды), количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0.

На 01.04.2012 г. на предприятии работало 11 инвалидов, лиц моложе 18 лет нет.

Удовлетворяя заявленные требования, суд, руководствуясь выше приведенными положениями закона, пришел к обоснованному выводу о том, что на ответчика должна быть возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу выделить (создать) в счет квоты 56 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также 17 рабочих мест, для трудоустройства работников моложе 18, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Доводы представителя ответчика о выполнении им требований Закона Нижегородской области № 191-3 от 26.12.2007 г. «О квотировании рабочих мест», в связи с чем у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований, являются необоснованными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что ОАО «Сибур-Нефтехим» в установленный срок не представил надлежащим образом оформленную информацию о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов и лиц моложе 18 лет.

Предоставленные в 1 квартале 2012 года сведения, суд обоснованно признал ненадлежащим исполнением обязательств по выполнению требований действующего законодательства, так как ответчик представил неполную информацию, и кроме того, нарушил форму предоставления сведений, ограничившись лишь формальным заполнением бланка.

Уточненный отчет и приложение № 3 были представлены ответчиком только в ходе рассмотрения дела в суде, при этом информация вновь была представлена не в полном объеме (без заполнения «Сведений о потребностях в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)»), а в представленном ответчиком приложении № 3 рабочие места для инвалидов и несовершеннолетних были указаны с учетом высоких квалифицированных требований и навыков. При данных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно подверг сомнению реальность создания рабочих мест для данной категории лиц.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, являлись основанием процессуальной позиции ответчика, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.

При таких обстоятельствах, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 19 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Сибур-Нефтехим» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи