Судья ФИО3 дело № НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Судебная коллегия по гражданским делам ФИО1 областного суда в составе: председательствующего судьи Щербакова М.В., судей Кузьмичева В.А., Ионовой А.Н., при секретаре ФИО7, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства ФИО1 <адрес> на решение Бутурлинского районного суда ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора <адрес> к Правительству ФИО1 <адрес> о понуждении включить в реестр имущества, находящегося в государственной собственности сибиреязвенный скотомогильник, расположенный по адресу: <…> и зарегистрировать право собственности на данный скотомогильник в органе, осуществляющем государственную регистрацию права. Заслушав доклад судьи Кузьмичева В.А., объяснения представителя Правительства ФИО1 <адрес> ФИО8, представителя Комитета государственного ветеринарного надзора ФИО1 <адрес> ФИО9, судебная коллегия установила: <адрес> обратился в суд с иском к Правительству ФИО1 <адрес> о понуждении включить в реестр имущества, находящегося в государственной собственности сибиреязвенный скотомогильник инвентарный номер *** (корд.центр – ***), расположенный по адресу: <…> и зарегистрировать право собственности на данный скотомогильник в органе, осуществляющем государственную регистрацию права. Свои исковые требования он мотивировал тем, что скотомогильник предназначен для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с опасным инфекционным заболеванием – сибирская язва. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним названный скотомогильник на учёте как объект недвижимого имущества не состоит. Длительное время скотомогильник не имеет собственника, в связи, с чем оставлен без надлежащего содержания и обслуживания, что может привести к распространению опасных инфекционных заболеваний на территории Гагинского муниципального района, создать реальную возможность заражения ими неопределённого круга лиц, чем нарушить их права на охрану здоровья, предусмотренные ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. Решением Бутурлинского районного суда ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. В апелляционной жалобе Правительства ФИО1 <адрес> поставлен вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права. Согласно ст. 327.1 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В ходе проведенной прокуратурой <адрес> ФИО1 <адрес> проверки исполнения законодательства о сборе, утилизации и уничтожении биологических отходов производства и потребления установлено, что на территории <…>, находится сибиреязвенный скотомогильник инвентарный *** (корд.центр – ***). Указанный объект (скотомогильник) предназначен для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с опасным инфекционным заболеванием – сибирская язва. ГУНО «Госветуправления» был произведен осмотр указанного сибиреязвенного скотомогильника, в ходе которого установлено, что территория данного сибиреязвенного захоронения в полной мере не огорожена, не обозначена (акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 7). Права на скотомогильник в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы (л.д. 6), в реестре муниципальной, федеральной собственности скотомогильник не числится, на балансе сельской администрации не состоит. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указанное сибиреязвенное захоронение бесхозяйное, отсутствие собственника сибиреязвенного захоронения влечет невозможность обеспечения его сохранности, а соответственно, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды. Данные обстоятельства могут привести к распространению и вспышке инфекционных заболеваний на территории района. Бездействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов государственной власти ФИО1 <адрес>) в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, а также на защиту окружающей среды от негативного воздействия. Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 5 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. В силу п. 7.1. Санитарно-эпидемиологических правил СП р. ДД.ММ.ГГГГ-10 "Профилактика сибирской язвы", организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. ст. 1, 11 Закона ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 129-3 "О Правительстве ФИО1 <адрес>", Правительство ФИО1 <адрес> является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти ФИО1 <адрес>. В силу ст. 16 указанного Закона, Правительство ФИО1 <адрес> принимает и реализует областные целевые программы в области охраны окружающей среды; участвует в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории области; участвует в проведении государственной политики в области обращения с отходами; осуществляет в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира, природопользования и землепользования иные полномочия, установленные федеральными законами, законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными Конституцией Российской Федерации. Постановлением Правительства ФИО1 <адрес> утверждена областная целевая программа "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения ФИО1 <адрес> на 2012 - 2014 года", в рамках которой предусмотрено финансирование работ по выполнению проектов и дальнейшей консервации сибиреязвенных скотомогильников на территории ФИО1 <адрес>. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Из материалов дела следует, что имеющееся на территории муниципального образования место захоронения биологических отходов на балансе администрации сельского поселения не состоит. Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов. Приведенный в апелляционной жалобе довод о том, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников в силу п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов N ***, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ, возлагается только на местную администрацию, в ведении которой находится такой объект, не может быть признан обоснованным, поскольку полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников муниципальному образованию не передавались. Таким образом, в силу вышеуказанных действующих норм права суд правомерно возложил на Правительство ФИО1 <адрес> обязанность по включению сибиреязвенного скотомогильника в реестр имущества, находящегося в государственной собственности ФИО1 <адрес>, и регистрации права собственности на него в органе, осуществляющем государственную регистрацию права. Доводы жалобы о том, что спорный объект не должен находиться в собственности субъекта Российской Федерации, основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные материальные отношения, поэтому они не могут повлечь отмену постановленного по делу решения. Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. В Приложении № к данному постановлению, в котором перечислены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, скотомогильники и сибиреязвенные захоронения не указаны. Не указаны скотомогильники и сибиреязвенные захоронения и в Приложении №, где перечислены объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В Приложении № перечислены объекты, относящиеся к муниципальной собственности. Скотомогильники и сибиреязвенные захоронения, как указывалось выше, в муниципальной собственности находиться не могут. Следовательно, скотомогильники и сибиреязвенные захоронения относятся к государственной собственности субъекта Российской Федерации, в данном случае – ФИО1 <адрес>. Ссылка в жалобе на неправильное применение судом статьи 225 ГК РФ, согласно которой постановка на учет бесхозяйного недвижимого имущества осуществляется органом местного самоуправления, не может быть принята во внимание, поскольку, как указано выше, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает возможности нахождения скотомогильников и сибиреязвенных захоронений в собственности органов местного самоуправления. Также в апелляционной жалобе приводятся доводы, что четкие координаты, позволяющие идентифицировать на местности данный объект недвижимости ни в исковом заявлении, ни в решении суда не указаны. С такими доводами нельзя согласиться, поскольку сибиреязвенное захоронение (скотомогильник) имеет свой номер, который указан в решении суда, также в решении суда указано местонахождения сибиреязвенного захоронения, что позволяет идентифицировать данный объект. В этой связи не имеется оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку доводы жалобы, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судом, для чего судебная коллегия оснований не усматривает. Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения в апелляционном порядке, судом не допущено. Руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Бутурлинского районного суда г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства ФИО1 <адрес> - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: