Пискунова Н.М., действующей в интересах несовершеннолетней П. А.В. ... г. рождения, к Министерству здравоохранения Нижегородской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов



Судья Хохлова Н.Г. Дело N 33-6186

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЛЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Нижний Новгород 11 сентября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего: Т.В.Паршиной

судей: И.Д.Васильевых, О.В.Корниловой

при секретаре: Ложкиной М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по апелляционной жалобе Пискуновой Н.М., действующей в интересах несовершеннолетней П. А.В. <...> г. рождения,

на решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 18 мая 2012 года

по иску Пискуновой Н.М., действующей в интересах несовершеннолетней П. А.В. <...> г. рождения, к Министерству здравоохранения Нижегородской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Корниловой О.В., объяснения представителя Пискуновой Н.М., по доверенности Пискунова В.Н., представителя Министерства здравоохранения Нижегородской области по доверенности Хлапова А.Л., представителя Министерства финансов Нижегородской области, по доверенности, Бочкарева И.С.,

судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Пискунова Н.М. обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетней дочери П. А.В. <...> года рождения к Министерству здравоохранения Нижегородской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, компенсации морального вреда, в обоснование указав следующее.

У её дочери, П. А.В. <...> года рождения, диагностирован <...>, в связи с чем, научно-консультативным отделением научного центра <...>, ей по жизненным показаниям было рекомендовано лекарственное средство <...>по <...> мг два раза в сутки в течение 1 месяца, а затем по <...> мг два раза в сутки продолжительностью приема 1 год с последующей консультацией. Министерством здравоохранения Нижегородской области в обеспечении данным лекарственным средством отказано по причине отсутствия препарата в Перечне лекарственных средств, отпускаемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 №665. Пискунова Н.М. в интересах своей несовершеннолетней дочери П. А.В. <...> года рождения, просила суд обязать Министерство здравоохранения Нижегородской области обеспечить ее дочь П. А.В. <...> г. рождения жизненно необходимым лекарственным препаратом «<...>», а также взыскать компенсацию морального вреда в сумме <...> рублей и судебные расходы.

Определением Нижегородского районного суда гор. Н. Новгорода от 27.02.2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Нижегородской области (л.д.19).

Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 мая 2012 года в удовлетворении исковых требований Пискуновой Н.М., действующей в интересах несовершеннолетней дочери П. А.В., отказано в полном объёме.

В апелляционной жалобе Пискуновой Н.М., действующей в интересах несовершеннолетней дочери П. А.В., поставлен вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права. В частности указывает, что конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, поэтому при рассмотрении дела, суд должен был руководствоваться Конституцией Российской Федерации, если иные законы вступали с ней в противоречие. В соответствие с ФЗ от 22.07.1993 года «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ отнесена разработка и реализация региональной программы, направленной, в том числе, на лечение заболеваний, оказание социальной поддержки отдельным группам населения по лекарственному обеспечению. На органы государственной власти субъекта РФ возложена обязанность принятия соответствующих мер по организации обеспечения детей лекарственными препаратами. В соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890, при амбулаторном лечении детей-инвалидов в возрасте до 18 лет все лекарственные средства отпускаются по рецептам врача бесплатно. Считает, что бесплатное лекарственное обеспечение её дочери гарантировано законами российской Федерации.

На апелляционную жалобу поданы отзыв Министерства Финансов Нижегородской области и возражения Министерства здравоохранения, в которых указывают на несогласие с доводами апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обязанность государства в лице всех его органов власти, включая судебную, - обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина - непосредственно закреплена в ст. ст. 2, 17, 18 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 17 Конституции РФ, 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Конституция Российской Федерации определяет основные свойства прав и свобод человека как неотчуждаемость, т.е. ни одно из прав не может быть изъято государством или ограничено в объеме без указания этих ограничений (лишь в строго установленных случаях - на основе Конституции и закона), и естественный характер - т.е. момент возникновения основных прав совпадает с моментом рождения человека.

Непосредственное действие положений Конституции РФ обеспечивается правосудием.

Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.

На это указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 31.10.1995 N 8 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».

Согласно п. 1 Постановления, в соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Учитывая это конституционное положение, а также положение ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия (пункт 2 Постановления).

Исходя из смысла ст. 17 Конституции Российской Федерации, на территории РФ также должны соблюдаться Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, все ратифицированные Россией конвенции о правах и свободах.

Из материалов дела усматривается, что истец Пискунова Н.М.-мать П. А.В. <...> года рождения (л.д. 29), которая является ребенком-<...> до 01.10.2012 г. с датой очередного освидетельствования 14.09.2012 г. (л.д. 78).

П. А.В. находится на учете и под наблюдением специалистов ФГУЗ <...>.

П. А.В. проходила консультацию в Научном центре <...> 20.10.2011г., в соответствии с заключением которого, у ребенка имеется <...>, <...>, рекомендовано: 1. <...> по <...> мг. Х 2р/сут. В течение 1 месяца, затем по <...> мг. Х 2 р/ сут. По жизненным показателям, замене и отмене не подлежит, продолжительность приема – 1 год с последующей консультацией для оценки эффективности лечения и решения вопроса о продолжении приема (отмены), до получение <...> возможен прием <...> по <...> мг х 3 р/сут. + <...>по <...> мг. Х 2 р/сут. (л.д.30).

Также установлено, что 02.02.2012 г., 10.04.2012 г. ФГУЗ КБ <...> П.А.В. были выданы рецепты на приобретение лекарственного препарата «<...>» (л.д. 76-77).

Администрация ФГУЗ КБ № <...> обращалась в Министерство здравоохранения Нижегородской области по вопросу обеспечения П. А.В. лекарственными препаратами <...> (<...>) и <...>, в связи с чем, 08.06.2011г. Комиссией по лекарственному обеспечению льготных категорий граждан, проживающих в Нижегородской области, было принято решение об обеспечении по жизненным показаниям П. А.В., страдающую <...>, препаратом <...> в количестве 24 упаковок ежемесячно в июне-августе 2011г. за счет средств областного бюджета из резерва Министерства здравоохранения Нижегородской области. В обеспечении лекарственным препаратом «<...>» отказано в соответствии с п. 3.1. приказа Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 г. № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», поскольку указанный препарат отсутствует в Перечне лекарственных средств, отпускаемых отдельным категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 года № 665 (далее Перечень) (л.д.79-80).

Решением Комиссии по лекарственному обеспечению льготных категорий граждан, проживающих в Нижегородской области от 08.09.2011 г. П. А.В., страдающая врожденным пороком сердца, была направлена на консультацию в ГБУЗ НО «<...>» для определения дальнейшей тактики лечения в рамках стандартов амбулаторно-поликлинической помощи (л.д.81).

Решением Комиссии по лекарственному обеспечению льготных категорий граждан проживающих в Нижегородской области от 01.11.2011 г. вновь было отказано ФБУЗ КБ <...> в обеспечении П. А.В. лекарственным препаратом <...> за счет средств бюджета из резерва Министерства здравоохранения Нижегородской области на основании п. 3.1. приказа Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 г. № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», поскольку указанный препарат отсутствует в Перечне, а также в связи с наличием степени <...> <...>, согласно заключению от 20.10.2011 г., тогда как согласно инструкции в отношении данного препарата, указанный препарат назначается больным с <...> <...> <...> (л.д.82-83).

Считая отказы незаконными, Пискунова Н.М., действуя в интересах несовершеннолетней П. А.В., обратилась в суд с иском.

Отказывая в удовлетворении требований Пискуновой Н.М., действующей в интересах своей дочери П. А.В., суд первой инстанции исходил из того, что лекарственное средство <...> не входит в перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 18 сентября 2006 г. №665, не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Также суд указал, что истцом не представлено доказательств нуждаемости П. А.В. в лекарственном препарате с учётом инструкции по его применению и медицинским показаниям. Кроме того, суд указал, что истцом не оспорен отказ Министерства здравоохранения Нижегородской области от 01.11.2011г.

С указанными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.

Все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.

Согласно ч.2 и ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, 2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Нормы Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), действующие в Российской Федерации с 1990 года, основываясь на незыблемости права детей на особую заботу и помощь, на признании необходимости защиты и содействия семье, предписывают, что государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (п. 1 ст. 24).

В Российской Федерации, как социальном государстве, предусматривается охрана здоровья людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

При этом материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Обеспечение интересов детей также находится в спектре государственной политики в здравоохранении.

В соответствии со статьей 13 ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" далее «Закон»:

-п. 2) охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

-п.3) медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

-п.8) лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст. 3 Закона, 1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона. 3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.

Согласно п.3 ст. 4 Закона, основными принципами охраны здоровья являются: 3) приоритет охраны здоровья детей.

Статья 7 Закона указывает, что:

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

В соответствии со ст. 37 Закона:

1. Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

2. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

1) этапы оказания медицинской помощи;

2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);

3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;

4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;

5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

4. Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

1) медицинских услуг;

2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

4) компонентов крови;

5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

5. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Положениями ФЗ от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено право детей-инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (ст. 6.1).

При этом, исходя из положений статей 6.1, 6.2. ФЗ №178-ФЗ дети-инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.

Пунктом 2 статьи 6.2 ФЗ №178-ФЗ установлено, что перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 18 сентября 2006 г. №665 утверждён перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Указанным перечнем не предусмотрено лекарственное средство «<...>».

Как следует из ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.

Таким образом, ограничив право детей-<...> на бесплатное получение лекарственных препаратов, в соответствии со стандартами медицинской помощи, в пределах, установленных Перечнем, Федеральный закон № 178 от 17.07.1999 г. уменьшил объем их прав, что вышеприведенными нормами Закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", не допускается.

Судебная коллегия считает, что право ребенка-<...> на применение лекарственного препарата, не входящего в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинского показания (по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии гарантировано ст. 37 ч.5 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Исходя из равной юридической силы федеральных законов, признание Российской Федерацией, как социального государства, установленного Конвенцией о правах ребенка 1989 года, право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней, судебная коллегия приходит к выводу, что право несовершеннолетней П. А.В., как ребенка-<...>, на бесплатное обеспечение лекарственным средством, назначенного ей по жизненным показаниям, не может быть ограничено.

Решениями комиссии по лекарственному обеспечению льготных категорий граждан, проживающих в Нижегородской области от 08.06.2011 года (л.д.79-80), от 01.11.2011 года (л.д.81-82) отказано в обеспечении П. А.В. лекарственным препаратом «<...>» за счет средств областного бюджета, по тем основаниям, что Перечнем, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 18 сентября 2006 г. №665, не предусмотрено лекарственное средство «<...>», по причине его высокой стоимости. Дополнительным основанием отказа названо отсутствие указания степени <...> у П. А.В. <...> г. рождения.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, согласившись с доводами ответчика.

Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции не основанном на законе.

Так, материалами дела установлен факт необходимости получения П. А.В. лекарственного препарата «<...>» по медицинским показателям. Рекомендовано применение этого препарата по жизненным показаниям, замене и отмене не подлежит (л.д.30). Необходимость применения лекарственного препарата ответчик не оспаривает.

При таких основаниях, ссылка Комиссии и объяснение представителя ответчика в судебном заседании об отсутствии у П. А.В. необходимости в применении лекарственного препарата «<...>» по причине не указания степени <...> не имеют правового значения.

Способ защиты своих прав истцом определен в соответствии со ст. 12 ГК РФ. Поэтому не оспоренность Пискуновой Н.М. решения Комиссии по лекарственному обеспечению льготных категорий граждан Министерства здравоохранения Нижегородской области, проживающих в Нижегородской области от 01.11.2011 года правового значения не имеет.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Так, в соответствии с указанным Перечнем (Приложение №1) детям-инвалидам в возрасте до 18 лет в перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно, входят все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям).

В 2007 году препарат «<...>» был включен в Российские рекомендации по лечению <...>, заболевания, имеющегося у несовершеннолетней П. А.В.

Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд полагает, что несовершеннолетняя П. А. В. имеет право на медицинскую помощь, и на лечение имеющегося заболевания. А с учетом своего заболевания и рекомендованного лечения, она имеет право на бесплатное получение лекарственного средства «<...>» в соответствии с медицинскими показаниями.

Не включение указанного лекарственного препарата в утвержденный Приказом № 665 от 18.09.2006 года Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» не может исключать права несовершеннолетней П. А.В. на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «<...>», поскольку это противоречит нормам Закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; а вышеприведенный Перечень фактически сужает объем прав детей-инвалидов.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 мая 2012 года отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Согласно ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Данное положение корреспондирует разделу III «Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи» Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 N 856 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год".

Соответствующее положение содержал раздел III Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год.

Разрешая заявленные требования, судебная коллегия исходит из того, что Правительством РФ утверждён перечень лишь тех лекарственных препаратов, которые предоставляются за счёт средств федерального бюджета, но при этом не исключается возможность предоставления иных лекарственных средств за счёт средств собственного бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 1.5. Постановления Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 г. № 77 "Об утверждении Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении" финансирование бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении осуществляется за счет средств областного бюджета.

Министерство здравоохранения Нижегородской области (далее - Министерство) образовано в соответствии с Законом Нижегородской области от 3 октября 2007 года N 129-З "О Правительстве Нижегородской области", является органом исполнительной власти Нижегородской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения.

Министерство здравоохранения Нижегородской области в пределах предоставленных полномочий (ст. 3.1 Постановления от 14.03.2006 г. № 77):

3.1.2. Разрабатывает Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых бесплатно при амбулаторном лечении.

3.1.3. Утверждает лимиты денежных средств, предназначенных для финансирования бесплатного обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении, для лечебно-профилактических и аптечных учреждений.

3.1.4. Создает из средств областного бюджета, выделенных на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении, резерв денежных средств в размере не более 10 процентов от общей суммы, утвержденной в областном бюджете на соответствующий год, для обеспечения дорогостоящими лекарственными средствами по жизненным показаниям сверх утвержденного лимита денежных средств для муниципальных образований, в том числе лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, не предусмотренными Перечнем…

Согласно Постановлению Правительства Нижегородской области от 23.11.2007 N 435 (ред. от 16.07.2012) "Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Нижегородской области", министерство здравоохранения Нижегородской области: организует оказание населению Нижегородской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи (п.3.2.7). Организует безвозмездное обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи в соответствии со своей компетенцией (п. 3.2.17.).

Поскольку финансирование бесплатного обеспечения лекарственными средствами при амбулаторном лечении осуществляется за счет средств областного бюджета, организация обеспечения лекарственными препаратами возложена на Министерство здравоохранения Нижегородской области, судебная коллегия возлагает обязанность по обеспечению несовершеннолетней П. А.В. лекарственным препаратом «<...>» на Министерство здравоохранения по Нижегородской области.

Разрешая требования Пискуновой Н.М., заявленные в интересах П. А.В. <...> г. рождения, о компенсации морального вреда, судебная коллегия, оценив доводы представителя истца, представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия удовлетворяет заявленные требования частично.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ, 1. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. 2. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Определяя размер компенсации морального вреда, судебная коллегия исходит из конкретных, изложенных выше фактических обстоятельств дела, принимая во внимание неоднократное обращением истца за предоставлением лекарства, необходимого её дочери по жизненным показаниям, характера и объема причиненных истцу нравственных страданий, а также требований разумности и справедливости, в связи с чем взыскивает с ответчика в пользу Пискуновой Н.М., как законного представителя несовершеннолетней дочери П. А.В. <...> г. рождения, в счет компенсации морального вреда <...> рублей.

Поскольку финансирование расходов на содержание Министерства здравоохранения Нижегородской области осуществляется за счет средств областного бюджета (п.14 Постановления Правительства Нижегородской области от 23.11.2007 N 435 (ред. от 16.07.2012) "Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Нижегородской области"), то выплату указанных сумм судебная коллегия возлагает на министерство финансов Нижегородской области.

Судебные расходы в размере<...>рублей (оплата госпошлины л.д. 3,175) исходя из правил распределения судебных расходов между сторонами, установленных ст. 98 ГПК РФ, судебная коллегия взыскивает с ответчика.

Руководствуясь статьями 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 16 декабря 2011 года отменить полностью.

Принять по делу новое решение, в соответствии с которым:

Исковое требование Пискуновой Н.М., действующей в интересах П. А.В. <...> года рождения, удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Нижегородской области обеспечить П. А.В. <...> г. рождения лекарственным препаратом «<...>» по жизненным показаниям в соответствии с медицинским заключением.

Взыскать с Министерство финансов Нижегородской области в пользу Пискуновой Н.М., как законного представителя несовершеннолетней П. А.В. <...> г. рождения, в счет возмещения морального вреда <...> рублей.

Взыскать с Министерство здравоохранения Нижегородской области в пользу Пискуновой Н.М. судебные расходы в размере <...>рублей.

Председательствующий судья:

Судьи: