назначения досрочной трудовой пенсии



Судья Поляков Е.С. Дело № 33-6935

А П Е Л Л Я Ц И О Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 сентября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Лазорина Б.П., судей Ионовой А.Н., Сорокина М.С.

при секретаре Маруниной Е.М.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Нижегородского областного суда Лазорина Б.П.

дело по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода

на решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 25 июня 2012 года

по делу по иску Скичко Н.Т. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода об обязании включить периоды работы в стаж, назначения досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛА:

Скичко Н.Т. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода (далее по тексту – Управление) об обязании включить периоды работы в стаж, назначения досрочной трудовой пенсии.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов по реализации прав граждан Управления Пенсионного фонда истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Комиссия установила, что специальный стаж работы истца составляет 14 лет 01 месяц 10 дней, который включает периоды работы: с 19.12.1995 г. по 31.12.2002 г. в должности артиста оркестра (согласно штатному расписанию), играющего на духовом инструменте - труба в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета им. А.С.Пушкина; с 01.07.2003 г. по 09.12.2010 г. в должности артиста оркестра, играющего на духовом инструменте - труба в Государственном учреждении культуры Нижегородской области «Нижегородский губернский оркестр». Не включены в специальный стаж следующие периоды работы: с 18.05.1972 г. по 17.05.1974 г. - служба в армии по призыву, в военном оркестре на должности музыканта военных оркестров, инструмент - труба; с 02.07.1984 г. по 01.12.1993 г. в должности регулятора труб в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета им А.С.Пушкина; с 01.01.2003 г. по 21.05.2003 г. в должности артиста оркестра, играющего на духовом инструменте - труба в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета им А.С.Пушкина. Истец считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным. Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 г. №447 установлено, что в стаж творческой работы артистов театров и других театрально зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности. Согласно справке №146 от 18 ноября 2011 г., выданной начальником оркестра штаба УрРК ВВ МВД РФ истец проходил военную службу по призыву на должности рядового и сержантского состава с 30.06.1972 г. по 17.05.1974 г. на должности музыканта оркестра на духовом инструменте труба в оркестре управления Уральского округа Внутренних войск МВД СССР. Следовательно, указанный период входит в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию. Согласно пп.21 ст.27 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173-Ф3, пенсия в связи с творческой деятельностью назначается лицам, осуществляющим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет, либо независимо от возраста, без каких-либо дополнительных условий. В соответствии с пунктом 3 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 года №447, право на досрочную пенсию в связи с творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных предприятиях и коллективов пользуются артисты, играющие на духовых инструментах в профессиональных коллективах. К числу духовых инструментов относятся флейта и ее разновидности, гобой и его разновидности, кларнет и его разновидности, фагот, саксофон, валторна и другие. С 02.07.1984 года по 01.12.1993 года истец находился в штате Горьковского государственного театра оперы и балета на должности артиста оркестра (группа труб). С 19.12.1995 года по 21.05.2003 года истец работал в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета им А.С.Пушкина как артист оркестра, играющий на духовом инструменте - труба. Таким образом, творческий стаж истца, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе Г.Н.Новгорода составлял 26 лет, что давало право на назначение досрочной трудовой пенсии. Просил признать незаконным и отменить отказ Управления Пенсионного фонда в назначении досрочной трудовой пенсии; обязать ответчика включить в его специальный стаж периоды: с 18.05.1972 года по 17.05.1974 года - служба в армии по призыву; с 02.07.1984 г. по 21.05.2003 г. - работа в должности регулятора труб в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета им. А.С.Пушкина; обязать Управление Пенсионного фонда РФ назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - с 09.12.2010 года.

В ходе рассмотрения дела истец изменил заявленные требования, просил признать незаконным и отменить отказ Управления Пенсионного фонда РФ в назначении ему досрочной трудовой пенсии; обязать Управления Пенсионного фонда включить в его специальный стаж периоды: с 18.05.1972 года по 17.05.1974 года - служба в армии по призыву; с 02.07.1984 года по 01.12.1993 года (за исключением отпусков без сохранения заработной платы) в должности регулятора труб в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета им А.С.Пушкина; с 01.01.2003 года по 21.05.2003 года - в должности артиста оркестра, играющего на духовом инструменте - труба в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета им А.С.Пушкина; обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе Нижегородской области назначить ему досрочную пенсию по старости с момента обращения - 10.12.2010 г.

Истец в судебном заседании не участвовал, воспользовался правом вести дело в суде через представителя.

В судебном заседании представитель истца Левенец Г.В. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика Долгополова Г.В. иск не признала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 25 июня 2012 года постановлено: Исковые требования Скичко Н.Т.удовлетворить.

Признать незаконным отказ Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода в назначении Скичко Н.Т. досрочной трудовой пенсии.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода включить в специальный стаж Скичко Н.Т. периоды: с 18.05.1972 года по 17.05.1974 года - службы в армии; с 02.07.1984 года по 01.12.1993 года (за исключением отпусков без сохранения заработной платы) - в должности регулятора труб в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета им А.С.Пушкина; с 01.01.2003 года по 21.05.2003 года - в должности артиста оркестра, играющего на духовом инструменте - труба в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета им А.С.Пушкина.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода назначить Скичко Н.Т. досрочную пенсию по старости с момента обращения – 10 декабря 2010 года.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода в пользу Скичко Н.Т. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей 00 коп.

В апелляционной жалобе УПФ РФ в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода поставлен вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании положений ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции (ч. 3).

Оценив в совокупности доводы сторон, имеющиеся в деле доказательства и законодательство, подлежащее применению к рассматриваемому спору, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.

Изучив материалы дела по поступившей апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, предметом иска является признание незаконным решения УПФ РФ в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода о не включении периодов работы истца с 18.05.1972 года по 17.05.1974 года - службы в армии; с 02.07.1984 года по 01.12.1993 года - в должности регулятора труб в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета им А.С.Пушкина; с 01.01.2003 года по 21.05.2003 года - в должности артиста оркестра, играющего на духовом инструменте - труба в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета им А.С.Пушкина, в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В силу части 2 указанной статьи, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с постановлением Конституционный Суд РФ от 03.06.2004 г. N 11-П указано, что, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19 части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы, преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Федеральный закон N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Согласно статье 7 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 27 указанного закона трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом "в" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447.

В соответствии с п. 3 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 28.08.1991 N 447, право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы не менее 25 лет имеют артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах.

Абзацем 2 п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 28.08.1991 N 447 предусмотрено, что в стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности.

Истцом в обоснование заявленного иска представлена справка №146 от 18 ноября 2011 года, выданная начальником оркестра штаба УрРК ВВ МВД РФ, согласно которой Скичко Н.Т. проходил военную службу по призыву на должности рядового и сержантского состава с 30.06.1972 года по 17.05.1974 года, на должности музыканта оркестра на духовом инструменте труба в оркестре управления Уральского округа Внутренних войск МВД СССР.

Разрешая спор в данной части, суд с учетом п. 2 Положения о военно-оркестровой службе Министерства обороны Российской Федерации, п. 4 Руководства по организации деятельности штатных военных оркестров Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.11.1996 г. N 417, пришел к обоснованному выводу о включении периода с 18.05.1972 года по 17.05.1974 года в специальный стаж, указав на то, что истец осуществлял творческую деятельность артиста, играющего на духовом музыкальном инструменте, в оркестре войсковой части, являющемся профессиональным художественным коллективом.

Оценив установленные по делу в совокупности со всеми материалами дела, суд, указав на то, что несмотря на отсутствие должности регулятора труб в утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 года №447П Списке профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, истец имеет право на включение спорного периода с 02.07.1984 года по 01.12.1993 года (за исключением отпусков без сохранения заработной платы) в должности регулятора труб в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета им А.С.Пушкина в специальный трудовой стаж.

Данный вывод суда основан оценке доказательств, собранных в установленном законом порядке, оснований не согласиться с которой по доводам апелляционной жалобы не имеется.

При вынесении решения суд пришел к выводу о включении в стаж истца периода работы с 01.01.2003 года по 21.05.2003 года - в должности артиста оркестра, играющего на духовом инструменте - труба в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета им А.С.Пушкина.

Оспариваемый вывод суда является правильным, поскольку невключение в льготный стаж спорных периодов по причине отсутствия данных в сведениях персонифицированного учета, не может лишать истца права на пенсионное обеспечение.

На основании п. 2 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. ст. 10, 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного, пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального - (персонифицированного) учета.

Согласно Закону "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд РФ лежит на работодателе.

Факт работы истца не оспаривался ответчиком и подтверждается материалами дела.

Истец является добросовестным участником гражданских правоотношений и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем, своих обязанностей, возложенных законом.

Истец, не являясь непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ, не имел реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем.

Из положений Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года N 9-П следует, что невыполнение страхователями требований ФЗ от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и ФЗ от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.

При суммировании спорных периодов у истца с учетом периодов, включенных в специальный стаж пенсионным органом, образуется необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Доводы апелляционной жалобы по существу не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

При таких обстоятельствах, решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 25 июня 2012 года является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 25 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: