по заявлению прокурора г.Н.Н. о признании недействующими пунктов Правил благоустройства г.Нижнего Новгорода, утвержденных постановление Гордумы г.Н.Н. №56 от 20.06.2007г.



Судья: Сокурова Ю.А. Дело №33-6694/12

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Нижний Новгород 11 сентября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.

судей Леваневской Е.А. и Кручинина М.А.

при секретаре судебного заседания Коган С.С.

с участием представителя городской Думы города Нижнего Новгорода Гараниной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Кручинина М.А.

дело по апелляционной жалобе городской Думы города Нижнего Новгорода на решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 26 апреля 2012 года по заявлению прокурора города Нижнего Новгорода о признании недействующими абзацев второго и седьмого пункта 3.2.1.4, пунктов 3.2.2.6, 3.2.3.20, пункта 4.4 в части установления обязанности уборки мусора из урн по мере накопления, но не реже чем 1 раз в 3 дня в период летней уборки, пунктов 6.8, 12.2.1, 12.2.4, 12.2.6 Правил благоустройства города Нижнего Новгорода, утвержденных постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 20 июня 2007 года №56,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Нижнего Новгорода обратился в суд с заявлением о признании недействующими абзацев второго и седьмого пункта 3.2.1.4, пунктов 3.2.2.6, 3.2.3.20, пункта 4.4 в части установления обязанности уборки мусора из урн по мере накопления, но не реже чем 1 раз в 3 дня в период летней уборки, пунктов 6.8, 12.2.1, 12.2.4, 12.2.6 Правил благоустройства города Нижнего Новгорода, утвержденных постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 20 июня 2007 года №56 (далее – Правила благоустройства).

В обоснование заявленных требований указал, что приведенные выше положения Правил благоустройства противоречат положениям Закона Нижегородской области от 10 сентября 2010 года №144-3 «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» (далее – Закон Нижегородской области от 10 сентября 2010 года №144-3. Основания, по которым прокурор просил признать Правила благоустройства недействующими в части, приведены в заявлении прокурора (л.д.2-7).

При рассмотрении дела в суде первой инстанции прокурор, участвующий в деле, требования поддержал.

Представитель Городской Думы города Нижнего Новгорода с заявлением прокурора не согласился. Указал, что принятие Правил благоустройства в соответствии с законом относится к компетенции органа местного самоуправления, оспариваемые положения Правил благоустройства соответствуют нормам и правилам, утвержденным федеральными органами государственной власти.

Решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 26 апреля 2012г. постановлено заявление прокурора города Нижнего Новгорода удовлетворить; признать недействующими абзацы второй и седьмой пункта 3.2.1.4, пункты 3.2.2.6, 3.2.3.20, пункт 4.4 в части установления обязанности уборки мусора из урн по мере накопления, но не реже чем 1 раз в 3 дня в период летней уборки, пункты 6.8, 12.2.1, 12.2.4, 12.2.6 Правил благоустройства города Нижнего Новгорода, утвержденных постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 20 июня 2007г. № 56.

В апелляционной жалобе представитель городской Думы города Нижнего Новгорода просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований прокурора в части пунктов 3.2.1.4, 3.2.3.20, 4.4, 6.8 Правил благоустройства. В части пунктов 3.2.2.6, 12.2.1, 12.2.6 производство по делу прекратить. В обоснование требований представитель указал в апелляционной жалобе, что судом не принято во внимание положение статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому утверждение правил благоустройства территории городского округа отнесено к вопросам местного значения; Закон Нижегородской области от 10 сентября 2010 года №144-3 регулирует иные правоотношения, поэтому не должен применяться. Суд первой инстанции также необоснованно не применил положения СанПин 42-128-4690-88, Санитарные правила содержания территории населенных мест, утвержденных Главным государственным врачом СССР, ГОСТ Р50597-93, приказ Госстроя от 09 декабря 1999 года №139. Также в апелляционной жалобе указано, что решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 мая 2012 года №68 внесены изменения в пункты 3.2.2.6, 12.2.1, 12.2.4, 12.2.6 Правил благоустройства.

При рассмотрении дела в Нижегородском областном суде представитель городской Думы города Нижнего Новгорода Гаранина И.С. доводы жалобы поддержала, просила отменить решение районного суда по основаниям, указанным в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав судью – докладчика и представителя городской Думы города Нижнего Новгорода Гаранину И.С., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к следующему.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Правила благоустройства города Нижнего Новгорода, утвержденные постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 20 июня 2007 года №56, являются опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом.

Признавая недействующими абзацы второй и седьмой пункта 3.2.1.4, пункты 3.2.2.6, 3.2.3.20, пункт 4.4 в части установления обязанности уборки мусора из урн по мере накопления, но не реже чем 1 раз в 3 дня в период летней уборки, пункты 6.8, 12.2.1, 12.2.4, 12.2.6 Правил благоустройства, Нижегородский районный суд исходил из того, что они противоречат положениям Закона Нижегородской области от 10 сентября 2010 года №144-3 «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области».

Не соглашаясь с таким выводом, городская Дума города Нижнего Новгорода указала в апелляционной жалобе о невозможности применения данного Закона Нижегородской области в связи с тем, что данный Закон принят в рамках полномочий субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Оценив выводы суда и доводы городской Думы города Нижнего Новгорода, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Исходя из данной нормы права, городская Дума города Нижнего Новгорода была полномочна принять указанные Правила благоустройства.

Понятие «благоустройство территории», применительно к положениям указанного Федерального закона, приведено в статье 2 данного Закона – благоустройство территории поселения (городского округа) – комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

В связи с этим, порядок содержания территории, проектирование и размещение объектов благоустройства, поддержание санитарного и эстетического состояния территории городского округа могут регулироваться и иными нормативными правовыми актами, в том числе направленными на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрану окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности.

Закон Нижегородской области от 10 сентября 2010 года №144-3 «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» разработан в целях обеспечения чистоты и порядка, повышения качества содержания и состояния объектов, расположенных на территории Нижегородской области, как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (преамбула Закона).

Данный Закон Нижегородской области недействующим в установленном законом порядке не признан.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые прокурором города Нижнего Новгорода положения Правил благоустройства города Нижнего Новгорода, утвержденных постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 20 июня 2007 года №56, не должны противоречить Закону Нижегородской области от 10 сентября 2010 года №144-3 «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области».

Прокурором города Нижнего Новгорода оспаривались абзацы второй и седьмой подпункта 3.2.1.4 Правил благоустройства.

Согласно абзацу второму подпункта 3.2.1.4 Правил благоустройства в период летней уборки должно проводиться прометание территорий с твердым покрытием 2 раза в неделю, если иное не установлено разделом 12 Правил благоустройства.

Согласно абзацу седьмому подпункта 3.2.1.4 Правил благоустройства в период летней уборки должно проводиться уборка мусора из урн по мере накопления, но не реже чем 1 раз в 3 дня.

На основании подпункта 4.4 Правил благоустройства уборка мусора из урн в зонах отдыха организуется по мере накопления, но не реже чем 1 раз в 3 дня – в период летней уборки; не реже чем 1 раз в неделю – в период зимней уборки.

На основании подпункта 6.8 Правил благоустройства урны, расположенные на пешеходных зонах, подлежат ежедневной очистке. Урны, расположенные в парковых зонах и в пределах дворовых территорий, должны очищаться по мере накопления, но не реже чем 1 раз в 3 дня – в летний период уборки; 1 раз в неделю – в зимний период уборки.

Вместе с тем, подпунктами «а» и «г» пункта 1 части 7 статьи 11 Закона Нижегородской области от 10 сентября 2010 года №144-3 определено, что в летний период прометание территорий с твердым покрытием (тротуары, придомовые, дворовые территории, хозяйственные, детские, спортивные площадки, дороги, иные объекты) и уборка мусора из урн должны проводиться ежедневно.

Пунктом 7 части 4 статьи 10 Закона Нижегородской области от 10 сентября 2010 года №144-3 предусмотрено, что в зимний период должна проводиться уборка мусора из урн по мере необходимости.

В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о противоречии абзаца второго и седьмого пункта 3.2.1.4, пункта 4.4 в части установления обязанности уборки мусора из урн по мере накопления, но не реже чем 1 раз в 3 дня в период летней уборки, пункта 6.8 Правил благоустройства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд должен был руководствоваться пунктом 4.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», которым установлено, что очистка урн должна производиться систематически по мере их накопления, и которым не установлены конкретные сроки очистки урн, не могут быть приняты во внимание. Как указано выше, оспариваемые Правила благоустройства в рассматриваемой части противоречат положениям Закона Нижегородской области от 10 сентября 2010 года №144-3, которым установлен порядок уборки мусора из урн на территории Нижегородской области как в летнее, так и в зимнее время. Данный закон области недействующим в установленном порядке не признан и подлежит применению.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд должен был руководствоваться также приказом Госстроя РФ от 09 декабря 1999 года №139 «Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом» применительно к установлению периодичности прометания территорий с твердым покрытием, также не могут быть приняты во внимание по приведенным выше основаниям. Кроме того, указанный приказ Госстроя РФ регулирует иные правоотношения, связанные с нормированием труда работников, имеют рекомендательный характер, о чем указано в пункте 1.3 утвержденных приказом Рекомендаций по нормированию труда.

Подпунктом 3.2.2.6 Правил благоустройства предусмотрено, что работы по очистке пешеходных дорожек в многоэтажной жилой застройке (у многоквартирных жилых домов) осуществляют до 8.00 часов утра.

Подпунктом 12.2.4 Правил благоустройства предусмотрено, что работы по уборке дорог должны производиться ежедневно.

Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода пришел к обоснованному выводу о том, что указанные подпункты Правил благоустройства противоречат положениям статьям 8 и 10 Закона Нижегородской области от 10 сентября 2010 года №144-3, устанавливающим порядок проведения уборочных работ на улицах и дорогах на территории населенных пунктов Нижегородской области.

То обстоятельство, что после принятия судебного решения по данному делу решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 мая 2012 года №68 подпункты 3.2.2.6 и 12.2.4 Правил благоустройства были изложены в новой редакции, не является основанием для прекращения производства по делу в части оспаривания указанных подпунктов, так как это не предусмотрено процессуальным законом.

Подпунктом 12.2.1 Правил благоустройства установлено, что Порядок выполнения работ по содержанию, уборке и текущему ремонту дорог на территории города определяется правовыми актами главы администрации города Нижнего Новгорода.

Указанный подпункт Правил благоустройства противоречит части 1 статьи 3 Закона Нижегородской области от 10 сентября 2010 года №144-3 и не соответствует требованиям части 6 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Устава города Нижнего Новгорода, так как ограничивает перечень правовых актов, регламентирующих порядок выполнения работ по содержанию и уборке дорог; приведенными выше нормативными правовыми актами не предусмотрены правовые акты главы администрации города (предусмотрено принятие правовых актов администрации города Нижнего Новгорода).

То обстоятельство, что после принятия судебного решения по данному делу решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 мая 2012 года №68 подпункт 12.2.1 Правил благоустройства был изложен в новой редакции, не является основанием для прекращения производства по делу в части оспаривания указанного подпункта, так как это не предусмотрено процессуальным законом.

Подпунктом 12.2.6 Правил благоустройства определено, что мусор, спил и скол асфальта, образующиеся при ремонте и строительстве дорог, должны вывозиться в течение трех дней. Вместе с тем, частью 10 статьи 8 Закона Нижегородской области от 10 сентября 2010 года №144-3 установлено, что вывоз отходов асфальтобетона, образующихся при проведении дорожно-ремонтных работ на проезжей части дорог, должен производиться лицами, производящими работы, в ходе работ в течение дня. С остальных частей дорог, улиц, дворов – в течение суток с момента окончания работ.

В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании данного подпункта недействующим. Оснований для отмены постановления и прекращения производства по делу в данной части в связи с последующим изменением подпункта 12.2.6 Правил благоустройства не имеется по приведенным выше мотивам.

Подпунктом 3.2.3.20 Правил благоустройства установлено, что контейнеры для сбора ТБО в летний период подлежат промывке с периодичностью 1 раз в месяц.

Признавая данный подпункт недействующим, суд первой инстанции исходил из части 11 статьи 9 Закона Нижегородской области от 10 сентября 2010 года №144-3 (в редакции, действующей на день рассмотрения дела в Нижегородском районном суде города Нижнего Новгорода), согласно которой контейнеры, бункеры-накопители и контейнерные площадки должны промываться и обрабатываться дезинфицирующими средствами не реже 1 раза в 10 дней.

Часть 11 статьи 9 Закона Нижегородской области от 10 сентября 2010 года №144-3 изменена Законом Нижегородской области от 04 мая 2012 года. Новая редакция части 11 статьи 9 Закона действует в следующей редакции: «11. Контейнеры, бункеры-накопители и контейнерные площадки должны промываться и обрабатываться дезинфицирующими средствами. Места обработки и дезинфекции, порядок, периодичность и метод работ по промывке и обработке контейнеров, бункеров-накопителей и контейнерных площадок должны быть согласованы с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.

О выполнении работ по промывке и обработке составляется акт.

Организации, осуществляющие деятельность по дезинфекции и обработке контейнерных площадок, контейнеров, бункеров-накопителей, должны быть допущены к данному виду деятельности в установленном порядке.».

Таким образом, данная норма права не устанавливает периодичность промывки контейнеров для ТБО в летний период. В связи с этим подпункт 3.2.3.20 Правил благоустройства в настоящее время не противоречит положениям Закона Нижегородской области от 10 сентября 2010 года №144-3 в действующей редакции.

Вместе с тем, оспариваемый подпункт Правил благоустройства противоречит пункту 2.2.4 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988г. №4690-88, и применяемых на территории Российской Федерации согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 апреля 2007 года №0100/3637-07-32 «О действующих нормативных и методических документах по коммунальной гигиене». Согласно 2.2.4 СанПиН 42-128-4690-88 металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при «несменяемой» системе – не реже одного раза в 10 дней, «сменяемой» – после опорожнения), деревянные сборники – дезинфицировать (после каждого опорожнения).

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда не имеется.

В силу положений статьи 253 ГПК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в судебном решении должно быть указано о том, с какого времени нормативный правовой акт или его часть признается недействующим.

Судом первой инстанции данное требование закона не соблюдено.

В силу статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе, в том числе, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Так как оспариваемые положения Правил благоустройства ранее применялись, на их основании возникали права и обязанности, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемые в части Правила благоустройства подлежат признанию недействующими со дня вступления решения в законную силу.

Поэтому решение суда подлежит изменению путем его дополнения указанием о том, что оспариваемые прокурором подпункты и абзацы подпунктов признаются недействующими со дня вступления решения Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 26 апреля 2012 года в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 26 апреля 2012 года изменить, дополнив резолютивную часть решения указанием о том, что абзацы второй и седьмой пункта 3.2.1.4, пункты 3.2.2.6, 3.2.3.20, пункт 4.4 в части установления обязанности уборки мусора из урн по мере накопления, но не реже чем 1 раз в 3 дня в период летней уборки, пункты 6.8, 12.2.1, 12.2.4, 12.2.6 Правил благоустройства города Нижнего Новгорода, утвержденных постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2007г. №56 подлежат признанию недействующими со дня вступления решения Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 26 апреля 2012 года в законную силу.

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: