по иску прокурора Пильнинского района Нижегородской области в интересах Зиновьева М.П. к администрации Пильнинского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области



Судья: Уткина А.Н.

Дело № 33-7013/2012

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.НижнийНовгород 18 сентября 2012года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе

председательствующего судьи: Погорелко О.В.

судей: Нижегородцевой И.Л. и Пятовой Н.Л.

при ведении протокола судебного заседания секретарем: Филипповой З.В.

с участием представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Елисеевой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе министра социальной политики Нижегородской области Носковой О.В.

на решение Пильнинского районного суда Нижегородской области от 25 июня 2012 года

гражданское дело по иску прокурора Пильнинского района Нижегородской области в интересах Зиновьева М.П. к администрации Пильнинского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии администрации Пильнинского муниципального района по признанию жилого дома Зиновьева М.П. непригодным для проживания, признании незаконными действий Министерства социальной политики Нижегородской области, выраженных в отказе во включении Зиновьева М.П. в Сводный список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранов Великой Отечественной войны, об обязании Министерство социальной политики Нижегородской области включить Зиновьева М.П. в Сводный список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения,

заслушав доклад судьи Нижегородцевой И.Л., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Пильнинского района Нижегородской области обратился в суд с настоящим иском в интересах Зиновьева М.П. к администрации Пильнинского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области, указывая, что в ходе проверки соблюдения действующего законодательства при рассмотрении вопросов о постановке на учет ветеранов ВОв установлено, что Зиновьев М.П. на основании распоряжения администрации Тенекаевского сельсовета от 30 мая 2011 года № <...> поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Данное распоряжение принято на основании акта экспертного исследования № <...> от 15 апреля 2011 года и решения Пильнинского районного суда Нижегородской области от 10 мая 2011 года, которым на администрацию Тенекаевского сельсовета Пильнинского муниципального района Нижегородской области была возложена обязанность поставить Зиновьева М.П. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, и признано незаконным заключение межведомственной комиссии администрации Пильнинского муниципального района № <...> от 30 июня 2010 года о признании жилого дома Зиновьева М.П., расположенного по адресу: <...>, пригодным для проживания.

Новое заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания в соответствии с решением суда не принято.

Решением администрации Пильнинского муниципального района от 16 июня 2011 года Зиновьев М.П. был включен в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», его учетное дело направлено в Министерство социальной политики Нижегородской области. Однако решением межведомственной комиссии по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по обеспечению жильем ветеранов ВОв 1941-1945 г.г. Министерства социальной политики Нижегородской области от 03 февраля 2012 года Зиновьеву М.П. – ветерану ВОв, признанному нуждающимся в обеспечении жильем, ввиду отсутствия соответствующего заключения районной межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания и решения органов местного самоуправления по итогам заседания межведомственной комиссии отказано во включении в Сводный список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Указывая на не законность принятого решения комиссии, прокурор Пильнинского района просит суд признать незаконным бездействие межведомственной комиссии администрации Пильнинского муниципального района по признанию жилого дома Зиновьева М.П., расположенного по адресу: <...>, непригодным для проживания; признать незаконными действия Министерства социальной политики Нижегородской области, выраженные в отказе во включении Зиновьева М.П. в Сводный список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранов Великой Отечественной войны; обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить Зиновьева М.П. в Сводный список и обеспечить единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения.

В судебном заседании заместитель прокурора Пильнинского района Ионова О.В. отказалась от заявленных требований в части признания незаконным бездействия межведомственной комиссии администрации Пильнинского муниципального района по признанию жилого дома непригодным для проживания и возложения на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанности включить Зиновьева М.П. в Сводный список и обеспечить единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения, поскольку в этой части исковые требования добровольно удовлетворены ответчиками. В остальной части заявление поддержала.

Зиновьев М.П. с отказом от иска в данной части согласился, заявленные требования в остальной части поддержал.

Определением суда от 25 июня 2012 года отказ от исковых требований в указанной части принят судом, производство по делу в этой части прекращено.

Представитель администрации Пильнинского муниципального района Нижегородской области по доверенности Денисов С.Н. заявленные требования признал.

Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве на иск заявленные требования не признал.

Решением Пильнинского районного суда Нижегородской области от 25 июня 2012 года исковые требования прокурора Пильнинского района Нижегородской области в интересах Зиновьева М.П. к администрации Пильнинского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области удовлетворены, признаны незаконными действия Министерства социальной политики Нижегородской области, выраженные в отказе во включении Зиновьева М.П. в Сводный список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранов Великой Отечественной войны.

В апелляционной жалобе министра социальной политики Нижегородской области Носковой О.В. поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Пильнинского района Ионова О.В. указала на законность и обоснованность решения и несостоятельность доводов заявителя.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда согласно требованиям ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Зиновьев М.П. является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., ветераном труда и инвалидом второй группы (л.д. 36-37, 38, 40, 55). Ему принадлежит право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <...>.

Заключением межведомственной комиссии администрации Пильнинского муниципального района Нижегородской области от 30 июня 2010 года № <...> указанное жилое помещение признано пригодным для проживания (л.д. 9-10).

Указанные обстоятельства установлены также вступившим в законную силу решением Пильнинского районного суда Нижегородской области от 10 мая 2011 года, которым признано незаконным распоряжение № <...> от 19 марта 2010 года администрации Тенекаевского сельсовета Пильнинского муниципального района Нижегородской области в части отказа Зиновьеву М.П. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на администрацию Тенекаевского сельсовета Пильнинского муниципального района Нижегородской области возложена обязанность поставить Зиновьева М.П. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, признано незаконным заключение межведомственной комиссии администрации Пильнинского муниципального района № <...> от 30 июня 2010 года о признании жилого дома Зиновьева М.П., расположенного по адресу: <...>, пригодным для проживания (л.д. 20-35).

Из дела видно, что постановлением администрации Тенекаевского сельсовета Пильнинского муниципального района Нижегородской области от 30 мая 2011 года № <...> жилой дом, находящийся по адресу: <...>, признан непригодным для постоянного проживания, Зиновьев М.П. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 11).

16 июня 2011 года он включен в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с пп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», его учетное дело отправлено в Министерство социальной политики Нижегородской области (л.д. 39).

Решением межведомственной комиссии по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов от 03 февраля 2012 года № 3 Зиновьев М.П. признан не подлежащим включению в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ввиду отсутствия в учетном деле заключения районной межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания и решения органа местного самоуправления по итогам работы районной межведомственной комиссии (л.д.45).

Решением межведомственной комиссии администрации Пильнинского муниципального района от 16 мая 2012 года № <...> жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, признано непригодным для проживания (л.д. 80-81).

Решением межведомственной комиссии по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов от 29 мая 2012 года № <...> Зиновьев М.П. включен в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Из протокола заседания комиссии следует, что на момент его проведения администрацией Пильнинского муниципального района в Министерство социальной политики Нижегородской области представлено заключение районной межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания (л.д. 73-76).

Порядок предоставления участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья установлен ст.ст. 15, 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидам установлен ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В силу п. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия по обеспечению указанными мерами социальной поддержки переданы субъектам Российской Федерации.

Во исполнение указанных полномочий, закрепленных Федеральными законами от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ и от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, в Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 07.07.2006 г. № 68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области».

В целях реализации Закона Нижегородской области от 07.07.2006 г. № 68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области», организации работы по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан принято Постановление Правительства Нижегородской области от 24.03.2010 г. № 148 «Об организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области», которым утвержден Порядок организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области.

Пунктом 1 указанного Постановления Правительства Нижегородской области осуществление полномочий по организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области возложено на министерство социальной политики Нижегородской области.

Статьей 3 Закона Нижегородской области от 07.07.2006 г. № 68-З предусмотрено, что формирование списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, по муниципальным районам и городским округам Нижегородской области осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (ч.1).

В силу ч.2 ст. 3 Закона для включения в списки гражданин представляет в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области следующие документы:

1) заявление о включении гражданина в сводный список на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем;

2) паспорт или иные документы, удостоверяющие личность, гражданина - получателя мер социальной поддержки по обеспечению жильем;

3) документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории, указанной в статье 1 настоящего Закона;

4) свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение, принадлежащее гражданину - получателю мер социальной поддержки по обеспечению жильем (в случае наличия жилого помещения на праве собственности);

5) выписку из домовой книги и выписку из лицевого счета;

6) справку органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у гражданина - получателя мер социальной поддержки по обеспечению жильем жилых помещений на праве собственности;

7) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

8) копию решения о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

На основании списков, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области осуществляет формирование и утверждение сводных списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем (ч.4).

Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на основании распоряжения Правительства Нижегородской области, которое доводится до сведения гражданина - получателя меры социальной поддержки по обеспечению жильем (ч. 1 ст. 6 Закона Нижегородской области от 07.07.2006 г. № 68-З).

В соответствии с п. 4.3 Порядка организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области органы местного самоуправления формируют списки граждан, указанных в подпункте "а" пункта 4.2 настоящего Порядка, по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку и направляют их в министерство социальной политики Нижегородской области ежемесячно (по мере принятия на учет граждан) в срок до 5-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин был поставлен на учет.

Министерство социальной политики Нижегородской области формирует и утверждает сводный список граждан, указанных в подпункте "а" пункта 4.2 настоящего Порядка, по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку в течение 30 рабочих дней с момента представления списков органами местного самоуправления.

С учетом изложенного суд первой инстанции, установив, что в установленном порядке Зиновьев М.П. не был включен в Сводный список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья по причине того, что к его учетному делу не было приложено заключение районной межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания и решение органа местного самоуправления по итогам работы районной межведомственной комиссии, пришел к правомерному выводу о несоответствии действий Министерства социальной политики Нижегородской области требованиям закона. Указанные документы не поименованы в ч. 2 ст. 3 Закона Нижегородской области от 07.07.2006 г. № 68-З в качестве необходимых для представления, указание на них также отсутствует в утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.03.2010г. №148 форме Списка граждан, вставших на учет и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (Приложение № 3), и Порядке организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области органы местного самоуправления, следовательно, отказ во включении в Сводный список ввиду их отсутствия не основан на законе и является незаконным.

Не опровергают данного вывода ссылки заявителя в апелляционной жалобе на то, что межведомственная комиссия по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не входит в структуру Министерства социальной политики Нижегородской области.

В целях координации деятельности, а также для рассмотрения и принятия решений по вопросам, возникающим в ходе выполнения мероприятий по предоставлению мер государственной поддержки, направленных на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, распоряжением Правительства Нижегородской области от 31.05.2011 г. № 931-р создана межведомственная комиссия по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.

Согласно п.п. 1.3, 2.2, 2.3, 2.7 Положения о комиссии она рассматривает вопросы о правомерности постановки ветеранов войны на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, разрабатывает рекомендации по вопросам обеспечения жильем ветеранов войны, рассматривает другие вопросы, возникающие в ходе выполнения мероприятий по обеспечению жильем ветеранов войны, при этом ее решения носят рекомендательный характер.

В силу изложенного с учетом того, что Зиновьев М.П. после вынесения решения межведомственной комиссии по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов от 03 февраля 2012 года № 3 не был включен в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ввиду отсутствия в учетном деле заключения районной межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания и решения органа местного самоуправления по итогам работы районной межведомственной комиссии, а впоследствии включен в него решением межведомственной комиссии по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов от 29 мая 2012 года № <...>, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о незаконности действий Министерства социальной политики Нижегородской области по отказу во включении его в сводный список, поскольку какие-либо законные основания для этого отсутствовали. Доказательств обратного заинтересованным лицом в нарушение ст.ст. 56, 249 ГПК РФ не представлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления прокурора Пильнинского района в интересах Зиновьева М.П.

С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя и отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пильнинского районного суда Нижегородской области от 25 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министра социальной политики Нижегородской области Носковой О.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: