Судья Дружкова А.В. Дело № 33-6598/2012 НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.НижнийНовгород 11сентября2012года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи Пряничниковой Е.В., судей Таниной Н.А., Журавлевой Н.М., при секретаре судебного заседания Гончаровой Н.С., с участием представителя истца Шикина В.А. – по доверенности, представителя ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области Синевой Л.Г. – по доверенности, рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области на решение Починковского районного суда Нижегородской области от 16 мая 2012 года гражданское дело по иску Голиковой Т.Я. к администрации Починковского района, администрации Ужовского сельсовета Починковского муниципального района, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконными акта обследования жилого дома, заключения межведомственной комиссии, постановления администрации Починковского района Нижегородской области о признании жилого помещения пригодным для проживания, распоряжения администрации Ужовского сельсовета № 28 от 20 марта 2012 года; признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета; восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; включении в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья; понуждении Министерства социальной политики выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья. Заслушав доклад судьи Журавлевой Н.М., выслушав объяснения представителя ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области Синевой Л.Г., поддержавшей доводы и требования апелляционной жалобы, представителя истца Шикина В.А., просившего оставить судебное решение без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Голикова Т.Я. обратилась в суд с иском к администрации Починковского района, администрации Ужовского сельсовета Починковского муниципального района, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании акта обследования жилого дома от 15 декабря 2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15 декабря 2011 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, постановления администрации Починковского района Нижегородской области от 15 марта 2012 года № <…> о признании жилого помещения по адресу: Нижегородская область, Починковский район, с.<...>, ул. <...>, д. 9, пригодным для постоянного проживания, признании распоряжения администрации Ужовского сельсовета № 28 от 20 марта 2012 года незаконными, признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 17 мая 2011 года, включении в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, понуждении Министерства социальной политики выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья. Мотивировала тем, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так как жилое помещение, в котором она проживает, непригодно для проживания. Распоряжением администрации Ужовского сельсовета от 17.05.2011г. она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако постановлением № <…> от 15.03.2012г. администрации Починковского района ее жилое помещение признано пригодным для проживания, распоряжением администрации Ужовского сельсовета № 28 от 20.03.2012г. она снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Указанные документы, по мнению истца, незаконны, нарушают ее права. Выводы, изложенные в акте обследования и заключении от 15.12.2011г., противоречат заключению ОАО Волжский проектный институт «ПРОЕКТВЕРФЬ». В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца поддержал доводы и требования заявленного иска. Представитель администрации Ужовского сельсовета Починковского района Нижегородской области требования признал. Представители администрации Починковского района Нижегородской области, Министерства социальной политики Нижегородской области требования не признали. Решением Починковского районного суда Нижегородской области от 16 мая 2012 года постановлено: исковые требования Голиковой Т.Я. к администрации Починковского района, администрации Ужовского сельсовета Починковского муниципального района, Министерству социальной политики Нижегородской области удовлетворить. Признать акт обследования жилого дома от 15 декабря 2011 года и заключение межведомственной комиссии от 15 декабря 2011 года о признании жилого помещения по адресу: Нижегородская область, Починковский район, с.<...>, ул. <...>, д. 9, пригодным для проживания, постановление администрации Починковского района Нижегородской области от 15 марта 2012 года № <…> о признании жилого помещения по адресу: Нижегородская область, Починковский район, с. <...>, ул. <...>, д. 9, пригодным для постоянного проживания, распоряжение администрации Ужовского сельсовета № 28 от 20 марта 2012 года в отношении Голиковой Т.Я. незаконными. Признать право Голиковой Т.Я. на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Восстановить Голикову Т.Я. в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 17 мая 2011 года. Обязать администрацию Починковского района Нижегородской области включить Голикову Т.Я. в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Обязать Министерство социальной политики выплатить Голиковой Т.Я. единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья. В апелляционной жалобе представителя Министерства социальной политики Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы. Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Основываясь на правильном толковании положений Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Закона Нижегородской области от 07 июля 2006 года № 68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области», суд первой инстанции обоснованно указал, что ветераны Великой Отечественной войны и члены их семей, в том числе вдовы участников Великой Отечественной войны, вправе рассчитывать на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем при условии, если они могут быть отнесены к нуждающимся в жилом помещении, по правилам, установленным ст. 49-52 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Как установлено судом и усматривается из материалов гражданского дела, Голикова Т.Я., являющаяся вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: Нижегородская область, Починковский район, с. <...>, ул. <...>, д.9. Другого жилья не имеет. Указанное жилое помещение 05 мая 2011 года было обследовано межведомственной комиссией, назначенной постановлением № 49 от 20 ноября 2007 года главы администрации Починковского муниципального района. По результатам обследования составлен акт и заключение о непригодности жилого помещения для проживания, что впоследствии послужило основанием для признания за Голиковой Т.Я. как нуждающейся в улучшении жилищных условий права на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Законом Нижегородской области от 07 июля 2006 года № 68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области». Однако в результате повторного обследования жилое помещение, расположенного по адресу: Нижегородская область, Починковский район, с.<...>, ул. <...>, д.9, на основании акта и заключения межведомственной комиссии от 15 декабря 2011 года было признано пригодным для проживания. Указанные акт и заключение послужили основанием для вынесения постановления администрации Починковского района Нижегородской области от 15 марта 2012 года № <…> о признании жилого дома пригодным для постоянного проживания и снятия Голиковой Т.Я. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании распоряжения администрации Ужовского сельсовета Починковского района Нижегородской области от 20 марта 2012 года № 28, о несогласии с которыми поставлен вопрос в предъявленном в суд первой инстанции исковом заявлении. Принимая решение об удовлетворении требований в указанной части, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с п. 33 названного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Как следует из акта и заключения межведомственной комиссии от 05 мая 2011 года, жилой дом, расположенный по адресу: Нижегородская область, Починковский район, с.<...>, ул. <...>, д.9, имеет следующие дефекты: разрушение волокон бревен стен сруба, микроорганизмы и грибки привели к посинению и гниению древесины, разрушению обшивки; фундамент рыхлый; кровля имеет сильную ржавчину на поверхности, разрушение фальцев, большое количество протечек кровли, прогибы стропильных ног, поражение жучком, гниение обрешетки; состояние оконных и дверных блоков по всему периметру неудовлетворительное; разрыхление древесины, гниение блоков, коррозия отливов, жилой дом не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям СанПин 2.12.1002-00. Указанные выводы межведомственной жилищной комиссии подтверждаются заключением специалистов ОАО Волжский проектный институт «ПРОЕКТВЕРФЬ» от 15 марта 2011года, из которого следует, что состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома неудовлетворительное, эксплуатационные и технические характеристики здания не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям; техническое состояние несущих конструкций жилого дома оценивается как ограниченно работоспособное; эксплуатация жилого дома при существующем состоянии конструкций приведет к дальнейшему развитию повреждений, потери прочности и устойчивости несущих элементов и их возможному обрушению; капитальный ремонт жилого дома с сохранением существующих конструктивных элементов экономически нецелесообразен и технически трудноосуществим; наружные ограждающие конструкции жилого дома не имеют достаточную теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов и изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха. Учитывая представленные доказательства о непригодности жилого дома для проживания, а также принимая во внимание факт не проведения в отношении спорного объекта недвижимости каких-либо работ по улучшению его состояния с мая по декабрь 2011 года; отсутствие каких-либо доказательств, отвечающих принципам достоверности, относимости и допустимости, подтверждающих обоснованность изменения позиции межведомственной жилищной комиссии в отношении жилого дома истца на прямо противоположное; суд первой инстанции правильно указал на незаконность акта и заключения межведомственной комиссии от 15 декабря 2011 года о признании домовладения, расположенного по адресу: Нижегородская область, Починковский район, с.<...>, ул. <...>, д.9, пригодным для проживания, и сделал мотивированный вывод о несоответствии требованиям закона постановления администрации Починковского района Нижегородской области от 15 марта 2012 года № <…> о признании жилого дома пригодным для постоянного проживания и распоряжения администрации Ужовского сельсовета Починковского района Нижегородской области от 20 марта 2012 года № 28 о снятии Голиковой Т.Я. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку основания для снятия Голиковой Т.Я. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий были признаны незаконными, суд первой инстанции, обеспечивая восстановление нарушенных прав вдовы участника Великой Отечественной войны, обоснованно указал наличие правовых оснований для признания за Голиковой Т.Я. права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета; ее восстановления в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включения в список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, как это предусмотрено требованиями Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Закона Нижегородской области от 07 июля 2006 года № 68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области». В указанной части решение суда первой инстанции не обжалуется. Между тем, принимая решение о возложении на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанности по выплате Голиковой Т.Я. единовременной денежной компенсации на приобретение жилья, суд первой инстанции не учел, что в соответствии с п. 11 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подп. 2 п. 3 ст. 23.2 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, о чем, по сути, ставился вопрос в исковом заявлении Голиковой Т.Я., устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. В развитие указанных положений ст. 6 Закона Нижегородской области от 07 июля 2006 года № 68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» определен порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в соответствии с которым предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на основании распоряжения Правительства Нижегородской области, которое доводится до сведения гражданина - получателя меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Граждане - получатели единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) либо социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) в течение девяти месяцев с даты принятия распоряжения Правительства Нижегородской области, в котором указываются граждане - получатели единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) либо социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома), представляют в органы местного самоуправления договоры участия в долевом строительстве либо договоры купли-продажи, зарегистрированные в установленном порядке в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо разрешение на строительство и документы, подтверждающие стоимость строительных работ (услуг) (договор строительного подряда и акт приемки выполненных работ. Органы местного самоуправления осуществляют перечисление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) либо социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) на счета застройщиков, строительных либо подрядных организаций либо продавцов жилых помещений (в том числе жилых домов) в течение десяти рабочих дней со дня представления гражданами - получателями единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) либо социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) документов, указанных в части 2 настоящей статьи. Таким образом, действующее законодательство Нижегородской области исключает возможность перечисления положенной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения непосредственно в пользу граждан - получателей единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения, устанавливая особый порядок реализации данного права. Поэтому выплата денежной компенсации непосредственно в пользу Голиковой Т.Я. противоречит требованиям ст. 6 Закона Нижегородской области от 07 июля 2006 года № 68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области». В связи с чем, решение суда в части возложения на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанности выплатить Голиковой Т.Я. единовременную денежную компенсацию на приобретение жилого помещения не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене. Учитывая приведенные выше требования закона и установленные обстоятельства, судебная коллегия полагает необходимым принять в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Голиковой Т.Я., предъявленных к Министерству социальной политики Нижегородской области о возложении обязанности выплатить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения. Руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда ОПРЕДЕЛИЛА: решение Починковского районного суда Нижегородской области от 16 мая 2012 года в части удовлетворения иска Голиковой Т.Я. к Министерству социальной политики Нижегородской области отменить. В указанной части принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Голиковой Т.Я. о возложении на Министерство социальной политики обязанности выплатить денежную компенсацию на приобретение жилья отказать. В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев. Председательствующий Судьи