НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 18 сентября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи Давыдова А.П., судей Крайневой Н.А. и Сокуровой Ю.С., при секретаре Сесорове Е.А. с участием представителя Министерства социальной политики Нижегородской области Елисеевой Е.А. заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Крайневой Н.А. дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области на решение Сергачского районного суда Нижегородской области от 03 июля 2012 года по иску прокурора Сергачского района Нижегородской области в интересах Беляковой Н.И. к Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным бездействия Администрации Сергачского района Нижегородской области, Министерства социальной политики Нижегородской области в части не обеспечения мерой социальной поддержки на приобретение или строительство жилья и взыскании единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья У С Т А Н О В И Л А : Прокурор Сергачского района Нижегородской области в интересах Беляковой Н.И. обратился в суд с иском к Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным бездействие Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, Министерства социальной политики Нижегородской области в части не обеспечения мерой социальной поддержки на приобретение или строительство жилья и взыскании единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья в размере *** рублей. В ходе судебного разбирательства прокурор изменил требования, предъявленные к Министерству социальной политики Нижегородской области в части взыскания единовременной денежной выплаты. Прокурор просил возложить на Министерство социальной политики обязанность предоставить Беляковой Н.И. единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилья в размере *** рублей в срок до 01 сентября 2012 года. От иска в части исковых требований к Администрации Сергачского района Нижегородской области отказался. Определением Сергачского районного суда Нижегородской области от 03.07.2012 года отказ прокурора Сергачского района Нижегородской области от иска к Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействие Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области в части не обеспечения мерой социальной поддержки на приобретение или строительство жилья и взыскании единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья в размере *** рублей принят судом, производство по делу в этой части прекращено (л.д.85). В обоснование заявленных к Министерству социальной политики Нижегородской области требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства по обращению Беляковой Н.И., в ходе которой установлено, что Белякова Н.И., *** г.р. является женой умершего участника Великой Отечественной Войны, ставшего инвалидом, и имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно требованиям п. 4 части 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» к мерам социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий относиться обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. В соответствии с требованиями п. 3.1 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" по письменным заявлениям ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. 23.09.2011 года Беляковой Н.И. подано заявление в орган местного самоуправления о включении в сводный список граждан, состоящих на учете и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». В данном заявлении указано, что Белякова Н.И. претендует на выплату единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, в том числе жилого дома. 04.10.2011 года главой администрации Сергачского муниципального района вынесено распоряжение о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Беляковой Н.И. Решением Сергачского районного суда от 13.10.2011 года Белякова Н.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в сводный список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Федерального закона «О ветеранах». В соответствии с требованиями Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" в срок до 1 мая 2010 года. Законом Нижегородской области от 30.09.2008 N 116-3 (ред. от 04.03.2011) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" (принят постановлением ЗС НО от 25.09.2008 N 1221-IV) органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений: по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны (ст. 2 п. 3 Закона). Согласно части 1 ст. 4 Закона органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на: финансовое и материальное обеспечение переданных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета; дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, является Министерство социальной политики Нижегородской области (ст. 3 Закона). В соответствии с требованиями Положения о министерстве социальной политики Нижегородской области, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 25.03.2009 г. N 148 Министерство социальной политики осуществляет следующие полномочия: по организации работы по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Нижегородской области; по предоставлению категориям граждан, установленным федеральным законодательством, социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, оформлению и выдаче государственных жилищных сертификатов (п. 6.22, п. 3.). Реализация мер социальной поддержки ветеранов является важнейшим направлением государственной политики. В результате бездействия Министерства социальной политики Нижегородской области по не обеспечению мерой социальной поддержки на приобретение или строительство жилья, права Беляковой Н.И. нарушены, она до настоящего времени проживает в жилом помещении, которое является аварийным и непригодным для проживания. Министерство социальной политики Нижегородской области возражало против удовлетворения требований прокурора. В возражениях на иск указано, что Распоряжением Правительства Нижегородской области от 15.02.2012 года № 248-р, исходя из объема поступивших из федерального бюджета субвенций на обеспечение жильем граждан, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом, утвержден список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (в том числе жилого дома). В данный список включены граждане, имеющие право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем и вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 20.06.2011 года. Денежные средства распределены, дополнительных субвенций из федерального бюджета на указанные цели не поступало. Не предоставление Беляковой Н.И. единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (в том числе жилого дома) обусловлено принятием Беляковой Н.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 20.06.2011 года, а также отсутствием средств федерального бюджета на осуществление полномочий по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов ВОВ и членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов ВОВ. Единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения (в том числе жилого дома) будет предоставлена Беляковой Н.И. при поступлении соответствующих денежных средств из федерального бюджета. Кроме того, единовременная выплата на приобретение или строительство жилого помещения (в том числе жилого дома) не выплачивается гражданам-получателям в натуре, а перечисляется на расчетные счета застройщиков, строительных либо подрядных организаций либо продавцов жилых помещений. Соответственно, единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения (в том числе жилого дома) не может быть выплачена непосредственно Беляковой Н.И., а равно не может быть взыскана в ее пользу в судебном порядке. Представитель третьего лица Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области Коновалова И.А. в ходе судебного разбирательства поддержала требования прокурора, указывая, что Белякова Н.И. в соответствии с решением Сергачского районного суда Нижегородской области от 13 октября 2011 года по иску прокурора Сергачского района Нижегородской области, в интересах Беляковой Н.И., к Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политике Нижегородской области о признании жилого помещения непригодным для проживания, о признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, была признана нуждающейся в жилом помещении, что письмом № 1954 от 06.10.2011 года довело до сведения Министерства социальной политики Нижегородской области (л.д. 53). Представители третьих лиц: Управления Федерального казначейства по Нижегородской области, Правительства Нижегородской области не явились в судебное заседание, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Решением Сергачского районного суда Нижегородской области от 03 июля 2012 года иск прокурора Сергачского района Нижегородской области, в интересах Беляковой Н. удовлетворен, признано незаконным бездействие Министерства социальной политики Нижегородской области в части необеспечения Беляковой Н.И. мерой социальной поддержки на приобретение или строительство жилья, на Министерство социальной политики Нижегородской области возложена обязанность предоставить Беляковой Наталье Ивановне единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилья в размере *** рублей в срок до 01 сентября 2012 года. В апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного, вынесенного с нарушением норм материального права. В жалобе указано на соблюдение Министерством социальной политики Нижегородской области установленного порядка предоставления Беляковой Н.И. меры социальной поддержки. В возражениях на жалобу прокурор Сергачского района Нижегородской области Баранова В.С. просила оставить решения суда без изменения, указывая на несостоятельность доводов апелляционной жалобы. Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены судебной коллегией в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы. Проверив материалы дела, выслушав представителя Министерства социальной политики Нижегородской области, обсудив доводы жалобы, возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда. Решение должно быть законным и обоснованным (ст. 195 ч.1 ГПК РФ). Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным, когда в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ), решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Судом установлено и подтверждается материалами дела, Белякова Н.И., *** г.р., является женой умершего участника ВОВ, (ставшего инвалидом), удостоверение № 260644, выдано 11.12.1973 г. Белякова Н.И. зарегистрирована и проживает по адресу: < 1 >. Решением Сергачского районного суда Нижегородской области от 13 октября 2011 года, вступившим в законную силу 13.12.2011 года, по делу по иску прокурора Сергачского района Нижегородской области в интересах Беляковой Н.И. к администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании жилого помещения непригодным для проживания, признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Белякова Н.И. поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма с сентября 2011 года и включена в сводный список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ «О ветеранах» (л.д.12-17). Решение суда к принудительному исполнению не обращалось. Данным решением за Беляковой Н.И. признано право на предоставление меры социальной поддержки в соответствии со ст. 21 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. В соответствии с требованиями п. 3.1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" по письменным заявлениям ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» согласно п.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно п.2 и п. 4 ФЗ «О ветеранах», средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, органы исполнительной власти субъекта осуществляют предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в пределах предоставленных Российской Федерацией субвенций. В соответствии с ч.6 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Часть 5 ст. 3 Закона Нижегородской области от 07.07.2006 N 68-З (ред. от 10.05.2011) "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" устанавливает, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в соответствии со сводными списками граждан, сформированными отдельно по каждой категории в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сводный список формирует на основании списков, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области (ч.4 ст.3 Закона Нижегородской области № 68-З). Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на основании распоряжения Правительства Нижегородской области, которое доводится до сведения гражданина - получателя меры социальной поддержки по обеспечению жильем (ч.1 ст. 6 Закона Нижегородской области № 68-З). Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем на территории Нижегородской области осуществляет Министерство социальной политики Нижегородской области. В соответствии с п.1 Положения о министерстве социальной политики Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 25.03.2009 N 148, министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и осуществлению управления в сфере социальной поддержки, социального обслуживания, жилищных отношений, трудовых отношений и занятости. В соответствии с ч.2 ст. 6 Закона Нижегородской области от 07.07.2006 N 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области", граждане - получатели единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) либо социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) в течение девяти месяцев с даты принятия распоряжения Правительства Нижегородской области, в котором указываются граждане - получатели единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) либо социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома), представляют в органы местного самоуправления договоры участия в долевом строительстве либо договоры купли-продажи, зарегистрированные в установленном порядке в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо разрешение на строительство и документы, подтверждающие стоимость строительных работ (услуг) (договор строительного подряда и акт приемки выполненных работ). Органы местного самоуправления осуществляют перечисление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) либо социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) на счета застройщиков, строительных либо подрядных организаций либо продавцов жилых помещений (в том числе жилых домов) в течение десяти рабочих дней со дня представления гражданами - получателями единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) либо социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) документов, указанных в части 2 настоящей статьи (ч.4 ст. 6 Закона Нижегородской области № 68-З). Решением жилищной комиссии администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области от 30.09.2011 года Белякова Н.И. признана в качестве нуждающейся в жилом помещении и распоряжением администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области от 04.10.2011 года № 1852-р принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемым по договорам социального найма, с 23 сентября 2011 года. Письмом № 1954 от 06.10.2011 года Администрация Сергачского муниципального района Нижегородской области уведомила Министерство социальной политики Нижегородской области о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Беляковой Н.И. – вдовы участника Великой Отечественной войны, имеющей право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с п.п.2 п.3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», одновременно администрация предоставила в Министерство соответствующий список (л.д.53-53). На момент вынесения решения Белякова Н.И. не была включена в сводный список, утвержденный Правительством Нижегородской области. Признавая незаконным бездействие Министерства социальной политики Нижегородской области в части не обеспечения Беляковой Н.И. мерой социальной поддержки на приобретение или строительство жилья, суд первой инстанции исходил из недопустимости произвольного отказа государства от принятых публично - правовых обязательств. При этом в нарушение требований ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, согласно которых в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, суд первой инстанции не мотивировал свои выводы, не привел обстоятельства, которые свидетельствуют об отказе государства от исполнения отношении Беляковой Н.И. своих обязательств по предоставлению мер социальной защиты по обеспечению жильем. Кроме того, суд первой инстанции, разрешая требования о признании бездействия Министерства социальной политики Нижегородской области незаконным, не применил нормы процессуального закона, которые регламентируют рассмотрение таких дел. Вместе с тем, производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ч.4 ст. 259 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Таким образом, при разрешении заявления об оспаривании бездействия органов государственной власти, первой инстанции должен был установить, соответствуют ли действия данного органа закону и влекут ли они нарушение прав заявителя. Суд привел в решении нормы, которые устанавливают порядок предоставления указанной меры социальной защиты Министерством социальной политики Нижегородской области, однако никакой оценки соответствию действия Министерства социальной политики Нижегородской области требованиям данных норм не дал. Между тем, представленными доказательствами не подтверждено нарушение Министерством социальной политики установленного законом порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в отношении Беляковой Н.И. Кроме того, возлагая на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность предоставить Беляковой Н.И. единовременную выплату в срок до 01 сентября 2012 года, суд оставил без внимания требования ч.1 и ч.4 ст. 6 Закона Нижегородской области № 68-З, которые предусматривают единовременную выплату на основании распоряжения Правительства Нижегородской области и при условии исполнения гражданами - получателями единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) либо социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения обязанности по предоставлению документов, подтверждающих приобретение жилого помещения, либо разрешения на строительство и документов, подтверждающие стоимость строительных работ (услуг). На момент разрешения требований прокурора истцом Беляковой Н.И. уполномоченным органом не было принято решение о предоставлении Беляковой Н.И. меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья и Беляковой Н.И. не были представлены документы, подтверждающие приобретение или строительство жилья, что исключало обязанность Министерства по осуществлению единовременной выплаты на приобретение жилья. Поскольку судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение суда нельзя признать законным и обоснованным. В соответствии с частями 1, 2 ст. 330 ГПК РФ допущенные судом нарушения являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке. Отменяя решение Сергачского районного суда, судебная коллегия с учетом установленных обстоятельств принимает решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Сергачского района Нижегородской области в интересах Беляковой Н.И. к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным бездействия в части не обеспечения мерой социальной поддержки на приобретение или строительство жилья и возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилья. На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Сергачского районного городского суда Нижегородской области от 03 июля 2012 года отменить. Исковые требования прокурора Сергачского района Нижегородской области в интересах Беляковой Н.И. к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным бездействия в части не обеспечения мерой социальной поддержки на приобретение или строительство жилья и возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилья оставить без удовлетворения Председательствующий: Судьи: