Постановление об удовлетворении протеста прокурора



Постановление

г. Нижний Новгород 30 июля 2010 года

Председатель Нижегородского областного суда Каневский Б.С., рассмотрев протест исполняющего обязанности прокурора Нижегородской области Шахнавазова Р.А. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Сормовского района г.Нижнего Новгорода от 26 апреля 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, в отношении Крашевского М.Г.,

Установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Сормовского района г.Нижнего Новгорода от 26 апреля 2010 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, в отношении Крашевского М.Г. за отсутствием в действиях состава правонарушения.

В протесте первого заместителя прокурора Нижегородской области Шахвазова Р.А. поставлен вопрос об отмене состоявшегося постановления, как вынесенного с существенным нарушением норм административного права.

Проверив доводы протеста, и изучив материалы дела, нахожу постановление мирового судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела и судебного постановления усматривается, что 15 марта 2010 года в 12 часов 40 минут Крашевский М.Г., управляя транспортным средством, в нарушение требований дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен», совершил обгон попутно движущегося транспортного средства с выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, мировой судья указал, что в деле имеются неустранимые сомнения в виновности Крашевского М.Г. в совершении административного правонарушения, что является основанием для прекращения производства по делу. Кроме того, мировой судья указал, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу, поскольку свидетель **** не удостоверил своей подписью правильность занесения в протокол обстоятельств дела, а также указанный свидетель не был предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Вместе с тем, с таким выводом мирового судьи согласиться нельзя.

Согласно ч.3 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ч.2 ст.26.2 КоАП РФ доказательства устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч.2 и ч.5 ст.28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, и иные сведения необходимые для разрешения дела. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. 

Как усматривается из материалов дела, в протоколе об административном правонарушении не имеется подписи свидетеля. Однако из данного протокола видно, что он содержит все необходимые сведения для полноты исследования события правонарушения и сведения о лице, его совершившем.

Таким образом, отсутствие подписи свидетеля **** не может являться основания для признания протокола недопустимым доказательством по делу.  

Более того, из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что кроме протокола об административном правонарушении были представлены иные доказательства в виде рапорта и схемы места нарушения Крашевским М.Г. Правил дорожного движения.

Вместе с тем, материалами дела установлено, что сам факт совершения обгона попутно движущегося транспортного средства с выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения в ходе составления протокола и схемы места нарушения ПДД Крашевский М.Г. не отрицал, наоборот, пояснил, что торопился, дорожного знака не заметил. Со схемой места нарушения ПДД Крашевский М.Г. ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись, каких-либо замечаний на протокол и схему не заявлял.     

При таких обстоятельствах у мирового судьи отсутствовали основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении Крашевского М.Г. по ст.12.15 ч.4 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Между тем, исходя из положений ст.46, ч.1 ст.50, ст.55 Конституции РФ во взаимосвязи с положениями ст.4 Протокола №7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.1.1950г.) произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Вместе с тем, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, устанавливает в п. 2 ст. 4 Протокола № 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.

Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.

Поскольку допущенные мировым судьей судебного участка №1 Сормовского района г.Нижнего Новгорода нарушения носят существенный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, постановление мирового судьи нельзя признать законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи подлежит отмене.

Вместе с тем, учитывая, что на момент рассмотрения протеста исполняющего обязанности прокурора Нижегородской области Шахнавазова Р.А. в областном суде срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел, истек, производство по делу подлежит прекращению за истечением сроков привлечения к административной ответственности.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,

Постановил:

Постановление мирового судьи судебного участка №1 Сормовского района г.Нижнего Новгорода от 26 апреля 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ, в отношении Крашевского М.Г., отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить за истечением сроков привлечения к административной ответственности.

Председатель суда Б.С. Каневский