7п-955/10 г. Нижний Новгород 11 февраля 2011 года Заместитель председателя Нижегородского областного суда Лысов М.В., рассмотрев жалобу в порядке надзора генерального директора ООО *** Захваткиной Ольги Николаевны на постановление руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 13 июля 2010 года №04-10/295, решение судьи Нижегородского районного с уда г. Нижнего Новгорода от 13 сентября 2010 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 14 октября 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО *** Захваткиной Ольги Николаевны, Установил: Постановлением руководителя Межрегионального управления по ПФО Федеральной службы по финансовому мониторингу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) №04-10/295 от 13.07.2010 года должностное лицо – генеральный директор ООО *** Захваткина Ольга Николаевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Решением судьи Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 13.09.2010 года постановление руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 13.07.2010 года о привлечении генерального директора ООО *** Захваткиной Ольги Николаевны к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей оставлено без изменения, жалоба Захваткиной О.Н. – без удовлетворения. Решением судьи Нижегородского областного суда от 14.10.2010 года решение судьи Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 13.09.2010 года, вынесенное на постановление руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 13.07.2010 года о привлечении генерального директора ООО *** Захваткиной О.Н. к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ оставлено без изменения. Не согласившись с вынесенными судебными постановлениями, Директор ООО *** Захваткина О.Н. обратилась в Нижегородский областной суд с жалобой в порядке надзора, в которой просит об отмене принятых по делу судебных постановлений, указав, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения. Проверив материалы дела, поступившего в Нижегородский областной суд 13.01.2011 года, доводы жалобы, нахожу вынесенные судебные постановления законными и обоснованными. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно п.1-3 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения… Согласно ст.4 Федерального закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами. Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган. В соответствии со ст.5 Федерального закона от 07.08.2001г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий и лома таких изделий) обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии с положениями ст.7 Закона организации осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. При этом, правила внутреннего контроля и программы его осуществления, порядок назначения специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, утверждаются в установленном Правительством РФ порядке. Правила внутреннего контроля должны включать порядок документального фиксирования информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации. Согласно п.1 постановления Правительства РФ от 08.01.2003г. №6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», правила внутреннего контроля утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу указанного постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае его отсутствия - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения. Согласно ст.2 Федерального закона от 03.06.2009г. №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях Федерального закона №103-ФЗ признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (ст.3 Федерального закона № 103-ФЗ). Согласно ст.15.27 КоАП РФ, неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными законодательством, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Из материалов дела следует, что в результате проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района г.Ижевска, установлено, что Общество с ограниченной ответственностью ***» (далее ООО ***) осуществляет деятельность по организации сбора денежных средств физических лиц за услуги теплоснабжения, электроэнергию, подачу питьевой воды и прием сточных вод в канализационные сети, для последующего перечисления их поставщикам услуг по соответствующим договорам с нарушением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля. Нарушения состоят в том, что: 1. правила внутреннего контроля и программы его осуществления в ООО *** не разработаны, 2. на момент проведения проверочных мероприятий на учете в уполномоченном органе ООО *** не состоит, документы для постановки на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО не направлены, 3. на момент проведения проверочных мероприятий в ООО *** специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления не назначено, 4. в ООО *** не утвержден перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с приказом Росфинмониторинга от 01.10.2008 года №256, работники в установленном порядке не обучены, программы обучения не разработаны. Руководство ООО *** осуществляет генеральный директор Захваткина О.Н. на основании приказа от *** №***. Постановлением прокурора Ленинского района г.Ижевска от 09.06.2010 года в отношении генерального директора ООО *** Захваткиной О.Н. возбуждено дело об административном правонарушении, за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля. Постановлением руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 13.07.2010 года генеральный директор ООО *** Захваткина О.Н. привлечена к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Установив на основе представленных доказательствах, в том числе положениях Устава ООО ***, утвержденного протоколом общего собрания учредителей от ***; данных из кассовой книги за апрель-май 2010 года; договора теплоснабжения от *** №***; договора на отпуск воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от ***№ ***; договора энергоснабжения от *** №***; договорах управления многоквартирными домами; приходных кассовых ордерах и счетах-извещениях на прием квартплаты, а также иных документах, имеющиеся в материалах дела, что ООО *** осуществляет деятельность по организации сбора денежных средств физических лиц за услуги теплоснабжения, электроэнергию, подачу питьевой воды и прием сточных вод в канализационные сети, для последующего перечисления их поставщикам услуг по соответствующим договорам, тем самым действуя как оператор по приему платежей, судья Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода пришел к правильному выводу о том, что ООО ***является субъектом сферы применения положений ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ. Принимая во внимание, что ООО *** получило свидетельство о государственной регистрации *** года за №***, как правильно указал судья Нижегородского областного суда, правила внутреннего контроля ООО *** должны быть разработаны и утверждены руководителем организации не позднее 06.01.2010 года и направлены на согласование в МРУ Росфинмониторинга по ПФО не позднее 11.01.2001 года. Факт нарушения положений ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», что выразилось в непринятии мер, направленных создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, установлено всей совокупностью собранных по делу доказательств и не опровергается заявителем жалобы. Доводы надзорной жалобы о том, что ООО *** не является субъектом, к которому могут быть применены положения Федерального закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в силу чего у генерального директора ООО *** отсутствовала обязанность по принятию мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, были предметом тщательного изучения и оценки, и со ссылкой на положения ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009г. №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и установленные материалами дела обстоятельства обоснованно были признаны несостоятельными. Мотивированные выводы об отсутствии оснований к отмене постановления руководителя Межрегионального управления по ПФО Федеральной службы по финансовому мониторингу №04-10/295 от 13.07.2010 года содержатся в обжалуемых судебных постановлениях, оснований не согласиться с которыми не имеется. При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства были оценены в соответствии со ч.3 ст.26.2 КоАП РФ). Доводы надзорной жалобы о несогласии заявителя с позицией судов первой и вышестоящей инстанций основаны на иной оценке доказательств, исследованных и оцененных судом. Эти доводы не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. Мотивированная позиция суда, основанная на представленных доказательствах, изложена в судебных постановлениях. Отмена или изменение судебного постановления в порядке надзора допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе рассмотрения предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Иная точка зрения суда надзорной инстанции на то, как должно быть было разрешено дело, основанная на переоценке доказательств, исследованных и оцененных судом нижестоящей инстанции, не может являться поводом для отмены или изменения судебного постановления нижестоящего суда. Процессуальных нарушений при производстве по данному делу, способных повлечь отмену вынесенных судебных постановлений, не установлено. Приведенные в жалобе доводы в силу вышеизложенного не могут являться основанием для отмены решения судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от13.09.2010 года, решения судьи нижегородского областного суда от 14.10.2010 года. Основания для удовлетворения жалобы отсутствуют. Основываясь на изложенном, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ, ПОСТАНОВИЛ: решение судьи Нижегородского районного с уда г. Нижнего Новгорода от 13 сентября 2010 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 14 октября 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО *** Захваткиной Ольги Николаевны, оставить без изменения. Заместитель председателя суда М.В.Лысов