доводы жалобы не нашли своего подтверждения



Дело № 7- 186/11

РЕШЕНИЕ

г.Нижний Новгород

29 марта 2011 года судья Нижегородского областного суда Самарцева В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Петрова А.Ю. на решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 01.03.2011 года, вынесенное на постановление №04-10/444 заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 15.09.2010 года о привлечении И.о. начальника ………………. УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России» Петрова А.Ю. к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей,

УСТАНОВИЛ :

Постановлением №04-10/444 заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 15.09.2010 года должностное лицо – И.о. начальника ………………… УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России» Петров А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

На данное постановление Петров А.Ю. подал жалобу в Балахнинский городской суд Нижегородской области.

Решением судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 01.03.2011 года постановление №04-10/444 заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 15.09.2010 года о привлечении И.о. начальника ………………….. УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России» Петрова А.Ю. к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей оставлено без изменения, жалоба Петрова А.Ю. – без удовлетворения.

В жалобе Петров А.Ю. просит отменить постановление №04-10/444 заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 15.09.2010 года о привлечении его к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ в штрафа в размере 10 000 рублей и решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 01.03.2011 года, как вынесенные незаконно и необоснованно, производство по делу прекратить.

Жалоба Петрова А.Ю. рассматривается без его участия. Петров А.Ю. извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть данное дело по его жалобе без его участия.

При рассмотрении жалобы Петрова А.Ю. принимает участие представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО, по доверенности – К.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы Петрова А.Ю., заслушав представителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО, по доверенности – К., суд, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.

Согласно ст.15.27 КоАП РФ, неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что управлением Роскомнадзора по Нижегородской области в соответствии с Планом проведения плановых проверок Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на 2010 год на основании приказа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области от 26.05.2010 года №214-НД и приказа временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области от 23.06.2010 года №244-НД в период с 01.06. по 06.07.2010 года проведена плановая выездная проверка деятельности оператора почтовой связи ФГУП «Почта России», в том числе, …………………. - особого структурного подразделения УФПС Нижегородской области – филиала федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», расположенного по адресу: ……………….., по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

В ходе проведенной проверки установлено, что …………… УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП «Почта России» является организацией федеральной почтовой связи (Устав ФГУП «Почта России», утвержденный Министром РФ по связи и информатизации 11.02.2003г. №ЛР-П5-815 и согласованный распоряжением Министерства имущественных отношений РФ 31.01.2003г. №453-р, Положение об УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП «Почта России» в новой редакции, утвержденное генеральным директором ФГУП «Почта России» 31.12.2009г.), на которую распространяется действие Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

И.о. начальника ……………………. УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России» Петровым А.Ю. в период с 30.04.2010 года по 20.08.2010 года не были предприняты меры, направленные на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Следовательно, И.о. начальника …………………….. УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России» Петровым А.Ю. внутренний контроль не организован, что подтверждается материалами административного дела.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с п.9 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии со ст.3 Федерального закона № 115-ФЗ, внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Согласно ст.4 Федерального закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.

В соответствии со ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации (п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (п. 10 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ).

Пунктом 2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и занять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного (экономического смысла или очевидной законной цели;

- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ;

- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ, п.п.3.4 п.3 Правил внутреннего контроля, утвержденных Приказом ФГУП «Почта России» 04.12.2009 года №461-п и согласованных с Роскомнадзором 18.12.2009г. №КА-16390 назначены специальные должностные лица в обособленных подразделениях УФПС Нижегородской области – филиалах ФГУП «Почта России» (почтамтах) – начальники (заместители начальников) почтамтом (приказ директора УФПС Нижегородской области от 18.01.2010 года №06-О «О принятии к исполнению Правил внутреннего контроля», от 01.06.2010г. №80-О «О внесении изменений в приказ УФПС Нижегородской области от 18.01.2010 года №06-О»).

В соответствии с приказами УФПС Нижегородской области в филиале ФГУП «Почта Росии» от 30.04.2010 года №91-АХД и от 01.06.2010 года №80-О в ……………….. УФПС Нижегородской области филиале ФГУП «Почта России» специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления назначен – И.о. начальника ………………..Петров А.Ю.

В соответствии с п.3 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ, в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в п.2 ст.7 программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация, не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или относятся они к операциям, предусмотренным ст.6 Федерального закона №115-ФЗ.

Предприятием разработаны и утверждены приказом ФГУП «Почта России» от 04.12.2009г. №461-п Правила внутреннего контроля, которые содержат положения, предусматривающие порядок осуществления внутреннего контроля, выявления и представления сведений в уполномоченный орган.

Правила внутреннего контроля направлены на создание условий надлежащего исполнения требований Федерального закона №115-ФЗ, в том числе выявлению и Представлению информации об операциях (сделках), вызывающих подозрения, должны неукоснительно соблюдаться организациями.

В соответствии с п.4.2 Правил, внутреннему контролю подлежат, в частности, операции с почтовыми переводами денежных средств, осуществляемые:

- клиентами, которые в течение недели отправляют или получают почтовые переводы денежных средств на общую сумму, которая равна или превышает 600 000 рублей;

- клиентами, которые осуществляют почтовые переводы денежных средств, носящие запутанный или необычный характер и не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели (например, отправка или получение в течение недели несколько почтовых переводов денежных, средств по разным адресам или из разных объектов почтовой связи; оплата товаров и услуг организациям, не осуществляющим торговые сделки, прием от клиентов - физических лиц платежей и т.п.), в случае если в сумме подобные операции превышают 100 000 рублей.

При определении целесообразности операций (сделок) необходимо использовать Критерии выявления необычных операций (сделок) и Признаки необычных операций (сделок), представленные в приложении № 2, которое является неотъемлемой частью настоящих Правил.

В соответствии с п. 4.3. Правил контроль осуществляется оператором связи, начальником (заместителем) начальника отделения почтовой связи, специальным должностным лицом филиала на основе ежедневного анализа и оценки данных.

В соответствии с п.5.3. Правил при осуществлении клиентами или их законными представителями операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии п.4.1 и 4.2. настоящих Правил, оператор связи документально фиксирует данные документов, удостоверяющих личности клиентов (их законных представителей), осуществивших подобные операции и в тот же день передает указанные данные начальнику (или заместителю начальника) отделения почтовой связи, клиентского зала почтамта) для дальнейшего контроля, анализа и оценки.

В соответствии с п.5.6 Правил Начальник (заместитель начальника) отделения почтовой связи, в день осуществления операции передает указанные (зафиксированные) данные специальному должностному лицу почтамта, которое не позднее рабочего дня, следующего за днем проведения платежа или операции с денежными средствами или иным, имуществом, направляет эти данные специальному должностному лицу филиала.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Нижегородской области в ходе проверочных мероприятий установлен факт отсутствия фиксирования и непредставления специальному должностному лицу филиала ФГУП «Почта России» сведений по поступлению (переводов от С., подпадающих под критерии и признаки необычных сделок, а именно:

- систематическое поступление переводов денежных средств от С. из ……………… (……….), ……………. в г…………………. разным физическим лицам.

Указанные денежные средства в виде регулярных денежных переводов неоднократно, в течение коротких промежутков времени направлялись одним и тем же физическим лицом и поступали в адреса различных физических лиц.

Таким образом, на основании Правил внутреннего контроля, а также руководствуясь положениями Федерального закона №115-ФЗ, начальник отделения почтовой связи, в день осуществления операции обязан был передать сведения специальному должностному лицу почтамта, которое не позднее рабочего дня, следующего за днем проведения платежа или операции с денежными средствами или иным, имуществом, обязано было направить данные сведения специальному должностному лицу филиала.

Вместе с тем, в нарушение ст.4, ст.7 Федерального закона №115-ФЗ, сведения об указанных операциях в установленный срок И.о.Начальника …………………. УФПС Нижегородской области филиала ФГУП «Почта России» Петровым А.Ю. не переданы специальному должностному лицу филиала для дальнейшего контроля, анализа и оценки.

Следовательно, в ………………..УФПС Нижегородской области - филиале ФГУП «Почта России» не было предпринято внутренних организационных мер, направленных на исполнение требований внутреннего контроля в целях содействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с Правилами внутреннего контроля, утвержденными приказом ФГУП «Почта России» от 04.12.2009 года №461-п и приказами УФПС Нижегородской области в филиале ФГУП «Почта России» от 30.04.2010 года №91-АХД и от 01.06.2010 года №80-О, обязанности непосредственного исполнения установленного порядка по осуществлению работы за реализацией положений Правил внутреннего контроля и программ его осуществления, в том числе неукоснительного исполнения приказа УФПС Нижегородской области от 18.01.2010 года №06-О, возложены на Петрова А.Ю.

Таким образом, Петров А.Ю., являясь лицом, ответственным за соблюдение Правил внутреннего контроля и программ его осуществления, обязан был обеспечить соблюдение ……………….УФПС Нижегородской области – филиалом ФГУП «Почта России» требований законодательства РФ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

По окончании проверки уполномоченным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО 01.09.2010 года составлен протокол об административном правонарушении в отношении И.о. начальника ……………………. УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России» Петрова А.Ю. за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля.

15.09.2010 года заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО в отношении И.о. начальника …………………. УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России» Петрова А.Ю. вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, … устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а так же показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья…, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении, в отношении И.о. начальника …………………… УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России» Петрова А.Ю., судья Балахнинского городского суда Нижегородской области исследовал представленные доказательства: административный материал №04-10/444, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по данному делу и другие, счел их достаточными, оценил их в совокупности и исходя из оценки доказательств пришел к мотивированным и обоснованным выводам о том, что в действиях И.о. начальника …………………… УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России» Петрова А.Ю. имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ст.15.27 КоАП РФ.

В соответствии с положениями ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Судьей Балахнинского городского суда Нижегородской области, на основании имеющихся материалов дела установлено, что Петров А.Ю., являясь И.о. начальника ………………….. УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России», ненадлежащим образом исполнял свои обязанности руководителя по соблюдению в деятельности предприятия законодательства РФ, в том числе Федерального закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

При таких обстоятельствах руководитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО обоснованно привлек И.о. начальника ……………………… УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России» Петрова А.Ю. к ответственности по ст.15.27 КоАП РФ, а суд своим решением, отказал последнему в удовлетворении жалобы об отмене данного постановления административного органа.

Доводы жалобы Петрова А.Ю. о неправомерности привлечения его к административной ответственности являются не убедительными и в полной мере опровергаются материалами дела.

Таким образом, факт нарушения И.о. начальника …………………. УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России» Петровым А.Ю. требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля при осуществлении своих должностных обязанностей, имел место и подтверждается доказательствами.

Суд, пересматривающий дело по жалобе соглашается с выводами и мотивами, изложенными судьей Балахнинского городского суда Нижегородской области в решении по жалобе Петрова А.Ю.

Кроме того, доводы Петрова А.Ю., изложенные в жалобе в основном сводятся к переоценке доказательств, которые были исследованы и оценены судьей Балахнинского городского суда Нижегородской области при рассмотрении данного дела. Оснований для переоценки доказательств у суда, пересматривающего дело, не имеется.

Таким образом, факт нарушения И.о. начальника …………………. УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России» Петровым А.Ю., требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля при осуществлении своих должностных обязанностей, имел место и подтверждается доказательствами.

Наказание, И.о. начальника …………………….УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России» Петрову А.Ю., избранно в соответствии с санкцией ст.15.27 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7 и 30.9 КоАП РФ, суд, пересматривающий дело по жалобе,

РЕШИЛ :

Решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 01.03.2011 года, которым постановление №04-10/444 заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 15.09.2010 года о привлечении И.о. начальника …………………. УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России» Петрова А.Ю. к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей оставлено без изменения - оставить без изменения, жалобу Петрова А.Ю. - без удовлетворения.

Копию настоящего решения выслать в адрес Петрова А.Ю., Межрегионального управления Росфинмониторинг по ПФО в течение трех дней со дня вынесения настоящего решения.

Судья областного суда : В.В.Самарцева