производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правоанрушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.



Делу №7-653/2011

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород

07.09.2011 года Судья Нижегородского областного суда Дороднов Г.И.,

при секретаре судебного заседания Заказовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе С.Ю.Ю. на решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 03.08.2011 года по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора по охране природы по Приволжскому Федеральному округу от 01.06.2011 года должностное лицо – главный бухгалтер ООО «***» - С.Ю.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и на нее наложено административное наказание в виде штрафа в размере 3100 рублей.

Считая вынесенное постановление незаконным, С.Ю.Ю. обратилась в Нижегородский районный суд г. Н.Новгорода с жалобой об его отмене.

Решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 03.08.2011 года постановление государственного инспектора по охране природы по Приволжскому Федеральному округу от 01.06.2011 оставлено без изменения, жалоба С.Ю.Ю. – без удовлетворения.

В жалобе по пересмотру решения суда от 03.08.2011 года С.Ю.Ю. просит об его отмене за незаконностью и необоснованностью, и прекращении производства по делу прекратить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы С.Ю.Ю., выслушав объяснения С.Ю.Ю., представителя ООО «***» - М.Н.Е., представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу- Г.О.С., судья приходит к следующему.

Постановлением государственного инспектора по охране природы по Приволжскому Федеральному округу от 01.06.2011 года должностное лицо – главный бухгалтер ООО «***» - С.Ю.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и на нее наложено административное наказание в виде штрафа в размере 3100 рублей.

Решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 03.08.2011 года постановление государственного инспектора по охране природы по Приволжскому Федеральному округу от 01.06.2011 оставлено без изменения, жалоба С.Ю.Ю. – без удовлетворения.

Однако вышеуказанные постановление административного органа и решение суда подлежат отмене по следующим обстоятельствам.

Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, действие которого согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и данный Порядок предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 № 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 № 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

Согласно материалам дела в результате хозяйственной деятельности ООО «***», должностным лицом в котором является С.Ю.Ю., образовались такие виды отходов, как: мусор от бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный), мусор от уборки помещений, отходы бумаги от делопроизводства. Однако такие отходы, в силу вышеперечисленных норм закона, не подпадают к видам отходов негативного воздействия на окружающую природную среду.

Также следует отметить, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет транспортирование отходов как перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Однако ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления государственного инспектора по охране природы по Приволжскому Федеральному округу от 01.06.2011 года не следует, что должностное лицо ООО «***» - С. Ю.Ю., занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления.

Заслуживает также вниманию и требует более тщательной оценки довод С.Ю.Ю. в жалобе о том, что ООО «***» 01.05.2010 года заключил договор на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг № 23-У с ООО «Э.», где в п. 2.3.2 содержится указание, что последний обязан обеспечить вывоз твердых бытовых отходов. В подтверждение этого ей к жалобе приложен договор № 23-У на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг № 23-У от 01.05.2010 года.

Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.

На указанные обстоятельства суд внимания не обратил, в то время когда они имеют существенное значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на которых было вынесено постановление, судья отменяет постановление и прекращает производство по делу.

С учетом вышеизложенного, постановление государственного инспектора по охране природы по Приволжскому Федеральному округу от 01.06.2011 года и решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 03.08.2011 года, вынесенные в отношении должностного лица – главного бухгалтера ООО «***» - С.Ю.Ю. подлежат отмене, а производство по данному делу прекращению на основании п. 2 ст. 8.41 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 24.5 п. 1 ч. 2, ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора по охране природы по Приволжскому Федеральному округу от 01.06.2011 года и решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 03.08.2011 года, вынесенные в отношении должностного лица – главного бухгалтера ООО «***» - С.Ю.Ю. – отменить, производство по данному делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Судья областного суда: Г.И. Дороднов