Дело №7- 719/11 г.Нижний Новгород 05 октября 2011 года судья Нижегородского областного суда В.В.Самарцева, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора ОАО «******» З. на решение судьи Сосновского районного суда г.Нижнего Новгорода от 24.08.2011 года, которым постановление №92 главного государственного инспектора Сосновского района Нижегородской области по пожарному надзору М. от 26.07.2011 года о привлечении ОАО «******» к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 рублей – оставлено без изменения, УСТАНОВИЛ: Постановлением №92 главного государственного инспектора Сосновского района Нижегородской области по пожарному надзору М. от 26.07.2011 года юридическое лицо - ОАО «*******» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 рублей. Генеральный директор ОАО «*******» З. подал жалобу в Сосновский районный суд Нижегородской области в которой просит отменить постановление должностного лица, вынесенное в отношении ОАО «*******», как вынесенное незаконно, с нарушением норм КоАП РФ. Решением судьи Сосновского районного суда Нижегородской области от 24.08.2011 года, постановление №92 главного государственного инспектора Сосновского района Нижегородской области по пожарному надзору М. от 26.07.2011 года о привлечении ОАО «*******» к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 рублей – оставлено без изменения, жалоба генерального директора ОАО «********» З. – без удовлетворения. Генеральный директор ОАО «******» З. подал жалобу в Нижегородский областной суд, в которой ставит вопрос об отмене постановления №92 главного государственного инспектора Сосновского района Нижегородской области по пожарному надзору М. от 26.07.2011 года о привлечении ОАО «******» к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 рублей и решения судьи Сосновского районного суда Нижегородской области от 24.08.2011 года, как вынесенные с нарушением процессуальный норм КоАП РФ, а также с неправильным применением материальных норм права. Жалоба генерального директора ОАО «******» З. рассматривается с участием его представителя – П., которому разъяснены права, предусмотренные положениями ст.25.5 КоАП РФ. Права, ясны, понятны. Ходатайств не заявлено. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы генерального директора ОАО «*******» З., заслушав представителя директора ОАО «********» З. – П., суд, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему. Согласно ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Как следует из материалов дела, что 22.07.2011 года в 09 часов 00 минут в зданиях и сооружениях принадлежащих ОАО «*******» расположенных по адресу: ************************, в ходе проверки были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) зарегистрированные в Минюсте РФ 27.06.2003г., регистрационный номер 4838; СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; Нормы пожарной безопасности (НПБ 110-03) «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»; Нормы пожарной безопасности (НПБ 104-03) «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в знаниях и сооружениях». Установленные в ОАО «*******» в ходе проверочных мероприятий нарушения ППБ отражены в Акте проверки №83 от 22.07.2011 года (л.д.12-18) и зафиксированы в протоколе об административном правонарушении №92 от 22.07.2011 года (л.д.63-66). Постановлением №92 главного государственного инспектора Сосновского района Нижегородской области по пожарному надзору М. от 26.07.2011 года юридическое лицо - ОАО «*******» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 рублей. В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, … устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а так же показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств. В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья…, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. При рассмотрении данного дела об административном правонарушении в отношении ОАО «*******» судья Сосновского районного суда Нижегородской области исследовал представленные доказательства по делу: акт проверки №83 от 13.07.2011 года (л.д.12-18), предписание по устранению нарушений №83/1,3/54 (л.д.19-24), протокол об административном правонарушении №92 от 22.07.2011 года (л.д.63-66), постановление №92 от 26.07.2011 года (л.д.67-70), объяснения представителя лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении и другие, счел их достаточными, оценил их в совокупности и, исходя из оценки доказательств пришел к мотивированным и обоснованным выводам по делу. Доказательства, имеющиеся в деле в совокупности полностью подтверждают наличие в действиях ОАО «*******» наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. С доводами жалоб представителя ОАО «*******» П. о неправомерности привлечения к административной ответственности ОАО «*******» суд не может согласиться по следующим мотивам. Довод жалобы о том, что проверка предприятия, проводилась с целью контроля за выполнением ОАО «********» предписания №60/1/42 от 20.07.2010 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, основан на неверном понимании материальных норм права. Так из материалов дела следует, что ранее, а именно 20.07.2010 года минут в зданиях и сооружениях принадлежащих ОАО «*******» проводилась проверка, в ходе которой были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) зарегистрированные в Минюсте РФ 27.06.2003г., регистрационный номер 4838; СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; Нормы пожарной безопасности (НПБ 110-03) «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»; Нормы пожарной безопасности (НПБ 104-03) «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в знаниях и сооружениях». Выявленные в ходе проверки нарушения ППБ были отражены в Акте проверки №60 от 20.07.2010 года и зафиксированы в протоколе об административном правонарушении №83 от 20.07.2010 года. Кроме того, в отношении ОАО «*******» было вынесено предписание №60/1/42 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Срок исполнения Предписаний был установлен до 01.07.2011 года. 22.07.2011 года главным государственным инспектором Сосновского района Нижегородской области по пожарному надзору при проведении внеплановой проверки зданий и сооружений, принадлежащих ОАО «********» установлено, что ОАО «********» не выполнило в установленный срок предписание №60/1/42 государственного пожарного надзора. По результатам проверки 22.07.2011 года государственным инспектором Сосновского района по пожарному надзору в отношении юридического лица ОАО «*******» составлен протокол об административном правонарушении в области пожарной безопасности №90 за невыполнение требований предписания об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности, ответственность за которое предусмотрена положениями ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. Диспозиция ч.1 ст.19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства. Объектом данного административного правонарушения является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору). Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Субъектом ответственности являются граждане, должностные лица, юридические лица. Субъективную сторону правонарушения характеризует умысел. С учетом вышеизложенного, неисполнение юридическим лицом предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор), об устранении нарушений требований в области пожарной безопасности не представляет само по себе нарушение норм данного законодательства. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), образует самостоятельный состав административного правонарушения (статья 19.5 КоАП). Кроме того, главным государственным инспектором Сосновского района Нижегородской области по пожарному надзору при проведении внеплановой проверки зданий и сооружений, принадлежащих ОАО «********» были выявлены нарушения ППБ установленные нормами и стандартами, которые были зафиксированы в протоколе об административном правонарушении №92 от 22.07.2011 года. По данному факту главным государственным инспектором Сосновского района Нижегородской области по пожарному надзору М. 26.07.2011 года в адрес юридического лица - ОАО «********» вынесено постановление №92 о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ. Объективная сторона правонарушения ч.4 ст.20.4 КоАП РФ заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний. Поскольку диспозиция данной статьи является бланкетной, для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные правила были нарушены или не выполнены. Таким образом, установив, что конкретные правила были нарушены или не выполнены ОАО «********», инспектор ОГПН в соответствии со своими полномочиями, установленными пунктами 19, 20, 36-46, 55, 72 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС РФ от 01.10.2007г. №517 (ред. от 22.03.2010г.) вынес постановление о привлечении ОАО «********» к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ. Поскольку нарушение конкретных правил ППБ были обнаружено уже в 2011 году, то есть в иное время и при иных обстоятельствах, инспектор ОГПН в соответствии со своими полномочиями вправе был составить протокол совершении нового административного правонарушения и вынести постановление о привлечении к административной ответственности. В соответствии положения ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не сдержат запрета на фиксацию вновь выявленных нарушений, при проверке выполнения предписания контролирующего органа. Кроме того, обнаружения и фиксация новых правил пожарной безопасности входе внеплановой проверки не входит в перечень ограничений установленных ст.15 10 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ. На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 и ст. 30.9 КоАП РФ, суд, рассматривающий жалобу, РЕШИЛ: Решение судьи Сосновского районного суда Нижегородской области от 24.08.2011 года, которым постановление №92 главного государственного инспектора Сосновского района Нижегородской области по пожарному надзору М. от 26.07.2011 года о привлечении ОАО «*******» к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 рублей оставлено без изменения – оставить без изменения, жалобу генерального директора ОАО «*******» З. – без удовлетворения. Копию настоящего решения выслать в адрес генерального директора ОАО «********» З., ОАО «*******», ОГПН по Сосновскому району Нижегородской области, в течение 3-х дней со дня вынесения данного решения. Судья областного суда : В.В.Самарцева