постановление изменено в части назначенного наказания



дело №7-742/11

РЕШЕНИЕ

г.Нижний Новгород 12 октября 2011 года

Судья Нижегородского областного суда Самарцева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Казаковой О.Ю. на решение судьи Кстовского районного суда города Нижнего Новгорода от 03.08.2011 года, которым оставлено без изменения постановление №19-3/11 государственного инспектора Кстовского межрайонного отдела государственного экологического контроля и охраны окружающей среды Р. от 23.03.2011 года о привлечении к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ заместителя директора по финансовым вопросам ООО «************» Казаковой О.Ю.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №19-3/11 государственного инспектора Кстовского межрайонного отдела государственного экологического контроля и охраны окружающей среды Р. от 23.03.2011 года должностное лицо - заместитель директора по финансовым вопросам ООО «***********» Казакова О.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.

На данное постановление Казакова О.Ю. подала жалобу в Кстовский городской суд Нижегородской области.

Решением судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 03.08.2011 года указанное выше постановление было оставлено без изменения, жалоба Казаковой О.Ю. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, Казакова О.Ю. просит отменить постановление №19-3/11 государственного инспектора Кстовского межрайонного отдела государственного экологического контроля и охраны окружающей среды Р. от 23.03.2011 года о привлечении её к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ и решение судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 03.08.2011 года, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Жалоба Казаковой О.Ю. рассматривается без её участия. Представителю Казаковой О.Ю, по доверенности С. разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ. Ходатайств и отводов не поступило.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы Казаковой О.Ю., заслушав её представителя, суд, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст.8.41 КоАП РФ (в редакции, действующей во время производства по данному делу), невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Федеральный закон №7-ФЗ) регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Федерального закона №7-ФЗ требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Статья 3 Федерального закона №7-ФЗ к важнейшим принципам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, относит соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, а также ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу ст.11 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Федеральный закон от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии со ст.1 Федерального закона №96-ФЗ вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно положениям статей 15, 16 и 18 Федерального закона №96-ФЗ использование в производственной и хозяйственной деятельности субъектом топлива, технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок, эксплуатация объектов недвижимости, хранение на своей территории загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, относится к вредному, то есть негативному воздействию на атмосферный воздух.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.16 Федерального закона №7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ч.3 ст.16 Федерального закона №7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992г. №632 утвержден «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», действие которого распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В силу п.9 Порядка перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены приказом руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. №557 и определены 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом). Отчетным периодом признается календарный квартал.

В ходе проверки Кстовской городской прокуратурой ООО «***********» (ООО «****») на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства 17.03.2011 года установлено, что ООО «****» (Свидетельство о государственной регистрации юридического лица сер.52 №004248588 от 02.06.2009г., ОГРН 1095250001582) осуществляет деятельность на территории Кстовского района Нижегородской области по адресу: ******************. Основным видом деятельности ООО «****» является управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда на территории г.Кстово Нижегородской области.

В период 2010 года в управлении ООО «****» на основании соответствующих договоров находились среднем 450 жилых домов. С целью осуществления указанной деятельности в ООО «*****» в период 2010 года свою трудовую деятельность осуществляли в среднем 45 сотрудников. В своей деятельности ООО «*****» в период 2010 года использовалась принадлежащая данному предприятию техника, а именно 3 легковых автомобиля и автовышка на базе грузового автомобиля, помещения арендуемого офиса.

В результате вышеуказанной деятельности ООО «**************» в 2010 году происходило негативное воздействие на окружающую среду: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ в процессе использования техники, трудовая деятельность работников и др.), образование и временное хранение отходов производства и потребления (эксплуатация зданий, движимого имущества, трудовая деятельность работников организации и др.), шумовое и электромагнитное воздействие на окружающую среду, а также иное негативное воздействие. То есть в результате деятельности ООО «***********» происходило поступление в окружающую среду веществ и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В ходе проведенной проверки установлено, что приказом директора ООО «****» от 01.10.2009г. №4 обязанности по контролю за платежами в бюджет и внебюджетные фонды с 01.10.2009 года, в том числе за внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду, возложены на заместителя директора по финансовым вопросам Казакову О.Ю., осуществляющую свою трудовую деятельность в данной организации с 01.10.2009г. (Приказ №44 от 01.10.2009 о приеме работника на работу).

Однако, в нарушение требований законодательства РФ, заместителем директора по финансовым вопросам ООО «****» Казаковой О.Ю., установленный платеж за негативное воздействие на окружающую среду за 4-й квартал 2010 года был внесен с нарушением установленного законом срока, а именно 02.02.2011г. (платежное поручение №285 от 02.02.2011г. на сумму 7669,97 руб.), в то время, как законом установлена обязанность внесения такого платежа в срок до 20.01.2011 года.

17.03.2011 года И.о. Кстовского городского прокурора Нижегородской области вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, в отношении заместителя директора по финансовым вопросам ООО «*****» Казаковой О.Ю.

Постановлением №19-3/11 государственного инспектора Кстовского межрайонного отдела государственного экологического контроля и охраны окружающей среды Рябовой Е.А. от 23.03.2011 года должностное лицо - заместитель директора по финансовым вопросам ООО «*****» Казакова О.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, … устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а так же показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья…, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении в отношении Казаковой О.Ю., судья Кстовского городского суда Нижегородской области исследовал представленные доказательства: постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 17.03.2011 года, свидетельство о государственной регистрации ООО «****» серия 52 №004248588 выданное Межрайонной ИФНС России №6 по Нижегородской области, свидетельство о постановке ООО «*****» на налоговый учет серия 52 №004247974, Уставом ООО «*****», приказ директора ООО «*****» от 01.10.2009г. №44 «О приеме работника на работу», приказ директора ООО «*****» от 01.10.2009г. №04 «О возложении обязанностей», справку ООО «*****», платежное поручение от 02.02.2011 №285, постановление о привлечении к административной ответственности, письменные объяснения лица, в отношении которого ведется производство по данному делу – Казаковой О.Ю., объяснения представителя Казаковой О.Ю. – Ш., полученные в судебном заседании и другие, счел их достаточными, оценил их в совокупности и, исходя из оценки доказательств, пришел к мотивированному и обоснованному выводу по делу о том, что в действиях Казаковой О.Ю. имеются признаки административного правонарушения, предусмотренные ст.8.41 КоАП РФ.

Вывод судьи Кстовского городского суда Нижегородской области основан на полном, всестороннем и тщательном изучении материалов дела и доказательств, имеющихся в материалах дела.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Материалами настоящего дела установлено, что приказом директора ООО «****» от 01.10.2009г. №04 обязанности по контролю за платежами в бюджет и внебюджетные фонды с 01.10.2009 года, в том числе за внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду, возложены на заместителя директора по финансовым вопросам Казакову О.Ю.

Проверкой проводимой Кстовской городской прокуратурой установлено, что заместителем директора ООО «****» по финансовым вопросам Казаковой О.Ю. в нарушение требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды платеж за негативное воздействие на окружающую среду за 4-й квартал 2010 года был внесен с грубым нарушением установленного законом срока, а именно 02.02.2011, в то время, как законом установлена обязанность внесения такого платежа в срок до 20.01.2011 года.

Таким образом, заместителем директора ООО «****» Казаковой О.Ю. допущено нарушение законодательства об охране окружающей среды Российской Федерации, выразившееся в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4-й квартал 2010 года.

Статья 75 Федерального закона №7-ФЗ гласит, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается, кроме прочего, административная ответственность в соответствии с законодательством.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренная ст.8.41 КоАП РФ - бездействие, выразившееся в не перечислении установленной платы в виде конкретной суммы в обусловленный срок.

Таким образом, факт нарушения Казаковой О.Ю. законодательства об охране окружающей среды Российской Федерации, выразившееся в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4-й квартал 2010 года - имел место, в связи с чем, постановление №19-3/11 от 23.03.2011 года государственного инспектора Кстовского межрайонного отдела государственного экологического контроля и охраны окружающей среды Р., в части квалификации действий Казаковой О.Ю. является правильным.

Таким образом, доводы жалобы о неправильном определении обстоятельств дела, неправильной их оценки не может быть принят судом во внимание, т.к. в данном случае, приведенные в материалах дела доказательства свидетельствуют о нарушении Казаковой О.Ю. законодательства об охране окружающей среды Российской Федерации.

Вместе с тем, суд с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающих при назначении наказания среди прочего учитывать обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, считает возможным изменить меру административной ответственности. При этом суд принимает во внимание, что Казакова О.Ю. ранее к административной ответственности не привлекалась, имеет на иждивении малолетнего ребенка.

В тексте оспариваемого постановления, а также в представленных материалах дела об административном правонарушении не указаны обстоятельства, отягчающие административную ответственность Казаковой О.Ю., и послужившие основанием для назначения наказания, высшего предела санкции установленной ст.8.41 КоАП РФ.

Административная ответственность по ст.8.41 КоАП РФ для должностных лиц устанавливается в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

В связи с чем, суд находит возможным, удовлетворить жалобу Казаковой О.Ю., уменьшив наказание, назначенное постановлением должностного лица от 23.03.2011 года до 3 000 рублей.

Доводы Казаковой О.Ю. о применении к ней положений ст.2.9 КоАП РФ являются необоснованными в силу следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в п.21 постановления Пленума от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении КоАП РФ», при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.

Согласно указанному разъяснению при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

В рассматриваемом случае, принимая во внимание все обстоятельства дела, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

С учетом изложенного, и руководствуясь ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление №19-3/11 государственного инспектора Кстовского межрайонного отдела государственного экологического контроля и охраны окружающей среды Р. от 23.03.2011 года о привлечении к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ заместителя директора по финансовым вопросам ООО «********» Казаковой О.Ю. в виде штрафа в размере 6000 рублей и решение судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 03.08.2011 года – изменить, в части назначенного наказания, снизив размер назначенного Казаковой О.Ю. наказания в виде 6000 рублей до 3000 рублей.

В остальной части постановление должностного лица от 23.03.2011 года и решение судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 03.08.2011 года оставить без изменения.

Копию настоящего решения направить в адрес Казаковой О.Ю., Кстовского межрайонного отдела Управления государственного контроля и надзора экологического контроля и охраны окружающей среды в течение 3-х суток со дня вынесения решения.

Судья областного суда : В.В.Самарцева