в действиях лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.3 ст.19.19 КоАП РФ



Дело № 7-950/2011

Р Е Ш Е Н И Е

г.Нижний Новгород 28 декабря 2011 года

судья Нижегородского областного суда Самарцева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Глухова С.Н. на решение судьи Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 17.11.2011 года, которым постановление №112-11/2 руководителя Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта К.В.В. от 11.07.2011 года о привлечении старшего государственного таможенного инспектора отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Глухова С.Н. к административной ответственности по ч.3 ст.19.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 рублей – оставлено без изменения,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением №112-11/2 руководителя Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта К.В.В. от 11.07.2011 года должностное лицо - старший государственный таможенный инспектор отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Глухов С.Н. привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.19.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Решением судьи Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 17.11.2011 года постановление №112-11/2 руководителя Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта К.В.В. от 11.07.2011 года о привлечении старшего государственного таможенного инспектора отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Глухова С.Н. к административной ответственности по ч.3 ст.19.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 рублей – оставлено без изменения.

В жалобе Глухов С.Н., поданной в Нижегородский областной суд, просит отменить решение судьи Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 17.11.2011 года, как вынесенное незаконно и необоснованно, с нарушением норм КоАП РФ, производство по делу прекратить.

Жалобы Глухова С.Н. рассматривается с его участием. Глухову С.Н. разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, положения ст.51 Конституции РФ. Права ясны, понятны. Отводов и ходатайств не заявлено.

Жалоба Глухова С.Н. рассматривается с участием представителя Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта – К.Е.А.(по доверенности).

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы Глухова С.Н., заслушав лиц, участвующих по делу, суд, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.19.19 КоАП РФ, нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение неповеренных средств измерений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Из протокола об административном правонарушении №112-11/2, составленном в отношении Глухова С.Н., усматривается, что на основании распоряжения от 30.05.2011 года №04/05-14/204 заместителя руководителя ПМТУ Росстандарта К.О.Е., приказа Росстандарта от 21.12.2010 гда №457, ТЗ №8-2011, в период с 07.06.2011 года по 27.06.2011 года проведена проверка в отношении Нижегородской таможни.

В ходе проверки установлено, что Нижегородская таможня в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при проведении банковских, налоговых и таможенных операций применяет неповеренные средства измерений в количестве 13 единиц (системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарные таможенные «Янтарь 2СН» №156-07, 9402-09 - 2ед. (*******************), №9418-09 – 1ед. (****************), №9130-05, 0092-06 – 2ед. (**********), «Янтарь 2П» №060-04, 061-04, 065-04 – 4ед., «Янтарь 1А» №293, 294, 179-99, 197-99 – 4ед. (******************), что является нарушением ч.1 ст.9, ч.1 ст.13 Федерального закона от 26.06.2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

В соответствии с приказом И.о. начальника Нижегородской таможни И.П.К. от 13.05.2011 года Глухов С.Н. назначен осуществлять метрологическое обеспечение технических средств таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (ТС ТКДРМ), других средств ТКДРМ, принадлежащих и эксплуатируемых в Нижегородской таможне (дозиметров, радиометроспектрометров, других ТС ТКДРМ). Организовывать метрологическое обеспечение в таможне, вести учет средств измерений, согласовывать графики поверок в организациях, обобщать сведения и представлять в ПТУ.

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 26.06.2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от 26.06.2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.

В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 26.06.2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

В отношении Глухова С.Н. государственным инспектором ПМТУ Росстандарта П.И.В. 04.07.2011 года составлен протокол об административном правонарушении № 112-11/2 за нарушение Федерального закона от 26.06.2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Постановлением №112-11/2 руководителя Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта К.В.В. от 11.07.2011 года должностное лицо - старший государственный таможенный инспектор отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Глухов С.Н. привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.19.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Проверяя обоснованность привлечения Глухова С.Н. к административной ответственности судья Советского районного суда г.Нижнего Новгорода исходил из следующих норм.

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, … устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а так же показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья…, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении в отношении Глухова С.Н., судья Советского районного суда г.Нижнего Новгорода исследовал представленные доказательства: материал об административном правонарушении 112-11/2 (л.д.27-42), объяснения лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении Глухова С.Н. и другие, счел их достаточными, оценил их в совокупности и, исходя из оценки доказательств, пришел к выводу о наличии в действиях Глухова С.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.19 КоАП РФ.

Однако с таким выводом судьи Советского районного суда, суд, пересматривающий дело согласиться не может по следующим мотивам.

Из материалов дела усматривается, что, Нижегородская таможня применяла в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при проведении банковских, налоговых и таможенных операций неповеренные средства измерений в количестве 13 единиц: системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарные таможенные «Янтарь», что является нарушением ст.9, ст.13 Федерального закона от 20.06.2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Одной из целей действия настоящего Федерального закона является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

В соответствии с п.1 ст.9 и п.1 ст.13 Федерального закона от 20.06.2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Глухов С.Н., являясь должностным лицом, ответственным осуществлять метрологическое обеспечение технических средств таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (ТС ТКДРМ), других средств ТКДРМ, принадлежащих и эксплуатируемых в Нижегородской таможне (дозиметров, радиометроспектрометров, других ТС ТКДРМ), в своей работе обязан был руководствоваться как законодательством РФ, а так приказами, распоряжениями, постановлениями Правительства Российской Федерации, а так же выполнять приказы и распоряжения руководителя Федеральной таможенной службы.

Системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарные таможенные «Янтарь» внесены в Государственный реестр средств измерений под № 16756 с установленным межповерочным интервалом в 1 год.

Система «Янтарь» утверждена как средство измерения и внесена в Госреестр средств измерений, Федеральная таможенная служба приняла решение о переводе системы «Янтарь» в категорию индикаторов, несмотря на то, что законом не предусмотрены индикаторы. В Федеральном законе «Об обеспечении единства измерений» понятие «индикаторы» отсутствует.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 20.06.2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» порядок отнесения технических средств к средствам измерений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Таким органом является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Между тем, компетенцией Глухова С.Н. не является решение вопроса об отнесении системы «Янтарь» к средствам измерения.

Решение данного вопроса отнесено к полномочиям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и ФТС России.

В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вопрос о надлежащем или ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей Глуховым С.Н. судьей Советского районного суда не исследовался, поскольку в мотивировочной части отсутствуют какие-либо суждения по данному вопросу.

Между тем из материалов дела усматривается, что в должности старшего государственного таможенного инспектора отделения таможенного контроля Глухов С.Н. находился на момент проверки 21 день.

Являясь должностным лицом, ответственным за метрологическое обеспечение в соответствии с Приказом Нижегородской таможни от 13.05.2011 года № 88-ах «О назначении ответственных лиц за метрологическое обеспечение в Нижегородской таможне», Глухов С.Н. в своей деятельности обязан руководствоваться положениями Федерального закона «О государственной гражданской службе», иными федеральными законами, а так же распоряжениями Правительства РФ и правовыми актами Федеральной таможенной службы России.

Согласно письму ФТС России от 5.03.2011 года №09-84/9898 «О порядке проведения технического обслуживания и ремонта АКДРМ на базе системы «Янтарь» в 2011 году, послегарантийный и гарантийный ремонт, техническое обслуживание Янтарей в 2011 году осуществляется в рамках контракта между ФТС России и ЗАО «**********» от 10.02.2011 года №32, что предусматривает выделение бюджетных денежных средств, который на 2011 год Нижегородской таможне не выделено.

Согласно п.6.3 приложения №14 приказа ФТС России от 04.07. 2007 года №814 «Об утверждении руководства по метрологическому обеспечению таможенных органов» средств измерений в сфере безопасности обороны и безопасности Российской Федерации могут не подвергаться периодической поверке если их применяют при наблюдении за наличием и изменением параметров объекта измерений или выработки сигналов, воздействующих на объект, без оценки их значений с нормативной точностью.

Таким образом, выполнение Глуховым С.Н. указаний вышестоящих органов, а именно приказов ФТС России, что возложено на него контрактом и должностными обязанностями, законодательством о государственной службе, нельзя признать неисполнением или ненадлежащим исполнение служебных обязанностей.

В связи с тем, что ФТС России определено, что системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарные таможенные «Янтарь», не отнесены к средствам измерения, а принято решение о переводе системы «Янтарь» в категорию индикаторов то возлагать ответственность на должностное лицо, выполняющее приказы ФТС России, является неправомерным.

При таких обстоятельствах у суда имеются неустранимые сомнения в установлении вины Глухова С.Н.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

В соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст.2.4 КоАП РФ Глухов С.Н. не подлежит административной ответственности по ч.3 ст.19.19 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7 и 30.9 КоАП РФ, суд, пересматривающий дело по жалобе,

Р Е Ш И Л:

Постановление №112-11/2 руководителя Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта К.В.В. от 11.07.2011 года о привлечении старшего государственного таможенного инспектора отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Глухова С.Н. к административной ответственности по ч.3 ст.19.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 рублей и решение судьи Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 17.11.2011 года – отменить.

Производство по делу в отношении Глухова С.Н. прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Копию настоящего решения выслать в адрес Глухова С.Н., ПМТУ Росстандарта в течение трех дней со дня вынесения настоящего решения.

Судья областного суда: В.В. Самарцева.