постановление судьи изменено в части назначенного наказания



Дело №7-929/11

Р Е Ш Е Н И Е

г.Нижний Новгород

27 декабря 2011 года судья Нижегородского областного суда В.В.Самарцева, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя МБ ДОУ «***********************» - Р.З.И. на постановление судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 22.11.2011 года, которым МБ ДОУ «**************************» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 170000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 22.11.2011 года юридическое лицо МБ ДОУ «*****************» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 170000 рублей.

Представитель МБ ДОУ «******************» - Р.З.И. подала жалобу в Нижегородский областной суд, в которой просит изменить постановление судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 22.11.2011 года о привлечении МБ ДОУ «******************» к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в части назначенного наказания.

Жалоба представителя МБ ДОУ «********************» - заведующей детского сада Р.З.И. рассматривается с участием представителя МБ ДОУ «********************» - Р.З.И., которой в судебном заседании разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ. Права ясны, понятны. Отводов и ходатайств не заявлено.

Жалоба представителя МБ ДОУ «*******************» - Р.З.И. рассматривается с участием представителя Управления по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Нижегородской области – К.И.А.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы представителя МБ ДОУ «*******************» - Р.З.И., заслушав лиц, участвующих по делу, суд, рассматривающий дело по жалобе приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки МБ ДОУ «****************», расположенного по адресу: *************************, в срок с 17 по 28 октября 2011 года, в соответствии с приказом министерства образования Нижегородской области от 31.08.2011г. № 2435 «О проведении плановой выездной проверки МБ ДОУ «**************************», установлен факт осуществления образовательной деятельности с детьми 6-7 лет, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи), по программам: «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (ч.II. Второй год обучения (подготовительная группа), «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Ф., Г.В.Ч., которые не указаны в лицензии на право осуществления образовательной деятельности (серия А 314218 регистрационный № 6339 от 18.06.2009г., срок действия до 18.06.2012г.), в период с 01.09.2011 года по настоящее время.

В соответствии с приказом заведующей МБ ДОУ «**************************» Р.З.И. от 03.10.2011г. «О комплектовании групп на 2011-2012 уч.год» (пункт 2.9) скомплектована группа компенсирующей направленности «Кораблик» для детей с 6 до 7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Приказом №64 от 31.08.2011г. «Об организации образовательного процесса в МБ ДОУ «*************************» на 2011-2012 учебный год» утверждена организация непосредственно образовательной деятельности, где в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи предусматриваются ежедневные занятия учителя - логопеда. В МБ ДОУ «*********************» в соответствии со штатным расписанием работает учитель - логопед, который проводит логопедические занятия с детьми данной группы.

МБ ДОУ «***************************» осуществляет образовательную деятельность в соответствии с лицензией серия А 314218 регистрационный №6339 от 18.06.2009г., срок действия до 18.06.2012г., в которой указана программа Ф.Т.Б., Ч.Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М. 1991 год», которая предназначена для работы с детьми старшей группы (с 5-ти до 6 лет).

Согласно п.105 ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность по образовательным программам подлежит лицензированию.

Согласно п.2 ст.33.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон) лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам, подпункту 1 п.9 ст.33.1 Закона - необходимо дополнить документ, подтверждающий наличие лицензии, сведениями об образовательных программах.

Согласно п.18 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666, право на ведение образовательной деятельности возникает у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Данные действия (бездействия) МБ ДОУ «*************************» содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

По результатам проверки главным специалистом управления по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Нижегородской области 28.10.2011 года, в отношении МБ ДОУ «*******************», составлен протокол об административном правонарушении 52 ЛТ №00011/11 за нарушение Федерального закона от 08.08.2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» – осуществление деятельности, несвязанной с извлечением прибыли, без лицензии, если такая лицензия обязательна.

Для принятия решения по делу, материалы административного дела в отношении МБ ДОУ «******************» были направлены в Кстовский городской суд Нижегородской области.

Постановлением судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 22.11.2011 года юридическое лицо МБ ДОУ «********************» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 170000 рублей.

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, … устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а так же показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья…, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении МБ ДОУ «*******************» судья Кстовского городского суда Нижегородской области исследовал представленные доказательства, имеющиеся в материалах дела: протокол об административном правонарушении (л.д.4-8), приказ о проведении проверки (л.д.9-13), Акт проверки (л.д.14-17), Лицензия (л.д.18, 19), Устав учреждения (л.д.20-46), тарификационные списки (л.д.47-50), табель посещаемости детей (л.д.51), распоряжение (л.д.63), объяснительную (л.д.64) и другие.

Оценив представленные доказательства, в соответствии со ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, судья Кстовского городского суда Нижегородской области пришел к правильному выводу о том, что в действиях МБ ДОУ «********************» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ. Вывод судьи Кстовского городского суда Нижегородской области основан на полном, всестороннем и тщательном изучении материалов дела и доказательств, имеющихся в материалах дела.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, в ходе рассмотрения жалобы, областным судом не установлено.

Между тем обсуждая вопрос о соразмерности назначенного виновному лицу административного наказания, суд, пересматривающий дело по жалобе, приходит к выводу о необходимости изменения постановления судьи Кстовского городского суда в этой части. При этом суд, пересматривающий дела, учитывает то обстоятельство, что МБ ДОУ «*******************» является бюджетным учреждением т средства, выделяемые учреждению, расходуются исключительно по утвержденным статьям расходов. Административное наказание в виде штрафа в размере 170000 рублей является чрезмерно строгим наказанием для конкретного бюджетного учреждения. При этом суд учитывает и то обстоятельство, что в ноябре 2011 года, установленное административное правонарушение было фактически устранено, получено дополнение к лицензии на занятие общеобразовательной деятельности, в которое включена и общеобразовательная программа: «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (ч.II. Второй год обучения (подготовительная группа), «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Ф., Г.В.Ч., которые не указаны в лицензии на право осуществления образовательной деятельности (серия А 314218 регистрационный № 6339 от 18.06.2009г., срок действия до 18.06.2012г.).

Согласно ч.2 ст.4.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкция ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, предусматривает административную ответственность для юридических лиц предупреждение или штраф от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей, или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, суд, пересматривающий дело по жалобе, принимает во внимание положения ст.1.2, ст.3.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст.1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

На основании вышеизложенного, суд, пересматривающий дело, считает возможным изменить постановления судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 22.11.2011 года в части назначенного административного наказания, и избрать МБ ДОУ «******************» административное наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6 и ст.30.7 КоАП РФ, суд, пересматривающий дело по жалобе,

РЕШИЛ:

Постановление судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 22.11.2011 года, которым МБ ДОУ «**************************» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 170000 рублей – изменить, назначив МБ ДОУ «**********************» административное наказание в виде «предупреждения».

Предупредить МБ ДОУ «***********************» о недопустимости нарушений Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» в своей деятельности.

Копию настоящего решения направить в течение 3-х дней со дня вынесения настоящего решения в адрес МБ ДОУ «*******************», министерства образования Нижегородской области.

Судья областного суда В.В.Самарцева