решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.



Дело №7-69/2012

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород

02.02.2012 года Судья Нижегородского областного суда Дороднов Г.И.,

при секретаре судебного заседания И.Б.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе представителя директора ООО «***» А.С.В. – по доверенности Ш.А.В. на решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 22.12.2011 года по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) № 04-11/585/2 от 26.09.2011 года директор ООО «***» А.С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Считая вынесенное постановление незаконным, А.С.В. обратилась в Нижегородский районный суд г. Н.Новгорода с жалобой об его отмене.

Решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 22.12.2011 года постановление заместителя руководителя Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) № 04-11/585/2 от 26.09.2011 года оставлено без изменения, жалоба А.С.В. – без удовлетворения.

В жалобе по пересмотру решения Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 22.12.2011 года, представитель директора ООО «***» А. С.В. – по доверенности Ш.А.В. просит его отменить и принять по делу новое решение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО – К.А.В., судья приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (в ред. федерального закона от 23.07.2010 N 176-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученные преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннею контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01,2003 N б "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу названного постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

В силу абз. 2 п. 9 ст. 7 Закона N 115-ФЗ в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

На основании п. 3 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 28, постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования названного Положения, а вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.

Для постановки на учет организация в Федеральную службу по финансовому мониторингу представляет заявление о постановке на учет (в произвольной форме), подписанное руководителем и заверенное печатью организации, а также карту постановки на учет по форме, утвержденной Федеральной службой по финансовому мониторингу (п. 4 данного Положения). Федеральная служба по финансовому мониторингу принимает решение о постановке либо отказе в постановке организации на учет в срок, не превышающий 10 дней с даты представления документов (п. 7 названного Положения).

Как следует из материалов дела, ООО «***» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.04.2003 года.

В соответствии с п. 1.4 ст. 1 Устава Общества № 4 от 17.08.2009г., утвержденного в новой редакции решением участника № 4 от 17.08.2009 года - основным видом экономической деятельности ООО «***» является финансовый лизинг, также согласно решения участника общества от 14.03.2011года № 5 и выписке из ЕГРЮЛ от 23.03.2011 года № 5186А/2011, заявлен вид экономической деятельности – финансовый лизинг (ОКВЭД 65.21).

Государственная регистрация изменений, вносимых в устав ООО «***», в связи с изменением вида деятельности, утвержденных протоколом общего собрания участников от 17.08.2009 года № 4, осуществлена МРИ ФНС № 39 по Республике Бошкортостан 25.08.2009 года.

Таким образом, А.С.В., являясь директором ООО «***» должна была представить карту постановки на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее 25.09.2009 года, утвердить правила внутреннего контроля не позднее 25.09.2009 года и направить данные правила на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее 30.09.2009 года.

При этом обязанность по назначению должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ их осуществления, неразрывно связана с обязанностью по утверждению правил внутреннего контроля, поскольку в соответствии с приказом Росфинмониторинга от 30 11.2005 N 164 «Об утверждении формы Карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» при подаче в управление карты постановки на учет указываются сведения о должностном лице, ответственном за соблюдение правил внутреннего контроля.

Следовательно, по смыслу Положения и названного приказа Росфинмониторинга от 30.11.2005 N 164 обязанность по назначению данных лиц директор ООО «***» А.С.В. также должна была исполнить не позднее 25.09.2009 года.

Таким образом, при возбуждении дела об административном правонарушении и привлечении директора ООО «***» А.С.В. к административной ответственности за нарушения, связанные с не представлением карты постановки на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу, утверждения правил внутреннего контроля и направления их на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу, назначения должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля неверно применены положения п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5, ст. 4.5 и п. 6 ст. 15.27 ч. 2 КоАП РФ не истек.

Так, в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок давности привлечения лица к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не являются длящимися, поскольку соответствующие обязанности подлежали исполнению директором ООО «***» А.С.В. в установленные законодательством сроки.

Таким образом, административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.27 ч. 2 КоАП РФ, считается оконченным в момент истечения установленных законодателем сроков утверждения правил внутреннего контроля.

При таких обстоятельствах на момент рассмотрения дела об административном правонарушении – 26.09.2011г. срок давности привлечения директора ООО «***» А.С.В. к административной ответственности по ст. 15.27 ч. 2 КоАП РФ за нарушения, связанные с не представлением карты постановки на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу, утверждения правил внутреннего контроля и направления их на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу, назначения должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля - истек.

В то же время, из материалов дела усматривается, что Правила внутреннего контроля ООО «***» согласованы в Управлении 07.12.2010 года. При этом с 22.07.2011 года вступил в силу приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 года № 59, которым установлен новый порядок и требования по идентификации клиентов и выгодоприобретателей.

На момент проведения проверки установлено, что правила внутреннего контроля ООО «***» не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, то есть правила не актуализировались в соответствии с изменениями законодательства. При этом административный орган, привлекая директора ООО «***» А.С.В. к административной ответственности по ст. 29.10 КоАП РФ) и судом при рассмотрении жалобы на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) № 04-11/585/2 от 26.09.2011 года не установлено, с чем согласиться нельзя, поскольку выяснение вышеуказанных обстоятельств имеет существенное значение для правильного разрешения дела по существу.

Учитывая обстоятельства дела и представленные доказательства, судья, пересматривающий дело об административном правонарушении в отношении директора ООО «***» А.С.В. по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ считает, что Нижегородским районным судом не достаточно исследованы все представленные по делу доказательства при вынесении решения, имеются нарушения материальных и процессуальных требований, влияющие на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах, решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 22.12.2011 года не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 ч.1п. 4 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 22.12.2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья областного суда: Г.И. Дороднов